08-02-14

Культурный слой

Разговор о погоде

31 января на малой сцене ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Трое на качелях» по пьесе итальянского автора Луиджи Лунари. Четверо народно-заслуженных артистов на два часа игрового времени получили… заслуженный отдых. Да и зрители, в принципе, тоже «отдыхали».

 

Все мы по жизни идем вперед. Некоторые даже бегут. Плюс-минус год-два считается современностью — этаким временным беспределом, мутной водой. В этот период можно жить в неудобном, но престижном доме, есть невкусные, но зато суши, читать скучного, но модного Пелевина. Всё, что назад по времени, — уже история и чем глубже, тем избирательней. Истерика прошла, вода отстоялась, а над ней — немногочисленные островки, и никак не хилее Шекспира, аргентинского танго и Т-34. И только узкий круг специалистов знает, к примеру, Шеридана, курьезный танец шимми и пятибашенный монстр Т-35. Вот и возникает риторический вопрос: а кто, собственно, такой синьор Лунари?

Первые минут пятнадцать зрители вообще ничего не понимали, но с завидным терпением наблюдали гостевую завязку, где со свистом открылось штук десять дверей, и возникла легкая перепалка по поводу трех различных адресов у одного помещения. Заодно герои представились друг другу и зрителям, причем каждый (!) успел по разу (за сценой, естественно) сгонять туда-сюда на седьмой этаж. Как оказалось потом, это и был самый смешной момент в спектакле.

После того, как персонажи досыта набегались по ступенькам, они стали думать. Всех быстрей додумался бывший военный, придя к выводу, что раз дом имеет три фасада, то и выходит на три разные улицы. Пока горе-гости обмозговывали этот поворот судьбы, на воле объявили химтревогу, и все общество оказалось в ловушке до самого утра. Особо не расстроившись и затарившись из чужого холодильника, наши заложники увлеклись занимательной беседой. Причем Командор (Леонид Ремнев) все время боялся, Профессор (Вячеслав Шаповалов) резонерствовал, а Капитан (Евгений Балабанов) отпускал соленые шутки типа «здесь вам не тут». За легкой обывательской болтовней, приправленной вымученной мистикой, ночь пролетела минутой, а под утро явилась уборщица (Марина Чернова), ошибочно принятая за… божью матерь. Вдобавок, во всю эту клюкву добавлена режиссура (Сергей Бутусов) уровня драмкружка ДК молокозавода, где актеры хлопочут лицом и внятно декламируют текст.

Народ хлопал и радовался, а почему, до меня дошло в автобусе.

Опять упомянем всуе слово «современность». Корифеи черного жанра, вроде Коляды, Сигарева и Пресняковых, ночей не спят — все пишут для граждан. «Как же так?» — восклицают они, мысленно хватая зрителя за рукав. «Вы не все знаете про морги, кладбища, СИЗО и венклиники? Мы вам расскажем, покажем, просветим. Это так интересно!» Для них, авторов, пьеса без пяти трупов и трех изнасилований — перевод бумаги. И их не смущает, что те же самые радости дарят людям масс-медиа и желтые издательства.

А здесь ни тебе маньяков, ни оборотней в погонах. Итальянское солнце, живая итальянская музыка (группа «Роза Люксембург»). С пятой секунды ясно, что никто никого не только не убьет, но и не изругает, а если оплошает, то восемь раз извинится. Этакий сериальный экстракт, квинтэссенция позитива, театральный релакс.

Своеобразный музы­кально-поэтический журфикс, где гвоздь программы — разговор о погоде. И не было еще в истории случая, чтобы подобное общение заканчивалось пощечиной, разводом или, боже упаси, революцией. Так что, если кто устал от мерзавца-директора, негодяя-зятя или стервы-снохи, — милости просим в кабинет психологической разгрузки на третьем этаже ТЮЗа.

Да, и не забудьте с собой пирожных к чаю.

Сергей Плотицын