08-02-28

Политика

Борьба с бедностью…

путем ее укрупнения

В последнее время у областного правительства образовался перебор по количеству суперпроектов и дефицит суперидей реформаторского плана. Есть информация, что после кадровых решений в Москве нижегородская региональная власть готова обратиться к Кремлю и Старой площади с предложением резко укрупнить районы области.


Возможно, скоро карту Нижегородской области будут менять

Заявление о том, что в 2010 году районы перейдут на самообеспечение, вызвало шок у районных элит. Их частично успокаивает лишь то, что в 2010 году предстоят перевыборы и спросить за «самообеспеченность» будет не с кого. Есть чему беспокоиться и областной власти: ведь программы развития производительных сил на территориях писали и региональные чиновники.

Вообще, конечно, Валерий Шанцев явно, что называется, махнул шашкой. Даже по данным нынешней официальной статистики самообеспеченных муниципальных образований у нас всего двенадцать. Для сравнения: во времена губернатора Геннадия Ходырева число таковых колебалось от семи до тринадцати. При этом на момент прихода губернатора в регион суперслабыми считались 35 районов Нижегородской области. А когда осенью прошлого года губернатор отчитался о проделанной работе, речь шла о уже 24 «отстающих». Однако тот факт, что 11 развивающихся территорий свой прогресс преодолели в первую очередь благодаря бюджетным ассигнованиям, почему-то не так открыто афишируется.

Вообще до сих пор развитие большинства территорий шло за счет Нижнего Новгорода. Но и этот ресурс теперь ограничен. В Нижнем Новгороде остается только 11% бюджетных доходов, и ниже этой цифры по Бюджетному Кодексу РФ опускаться просто нельзя. Дабы подсластить горькую пилюлю областная власть начала говорить о том, что доля Нижнего Новгорода в консолидированном бюджете начала-таки снижаться, но это явно не соответствует действительности. Областной центр как развивался, так и развивается быстрее всей остальной Нижегородской области.

Трудности с выходом территорий усугубляется централизацией областного бюджета. У территорий отбирают и налог на прибыль, и даже штрафы. И тут надо понимать, что налог на прибыль — это стимулирующая позиция. Таким образом, перед главами МСУ ставится противоречивая, взаимоисключающая задача. В совокупности с передачей многих полномочий в область это стало причиной того, что многие опытные руководители муниципальных образований собираются покинуть свои посты в 2010 году. Речь идет о лучших руководителях, которые держат продвинутые территории.

В такой ситуации увеличение подведомственных пространств может создать этим зачастую незаменимым кадрам дополнительный стимул остаться в системе. Поэтому рассматривается вопрос о том, чтобы подвергнуть укрупнению районы с населением до 150–200 тысяч человек.

Проблема в том, что количество системообразующих центров весьма ограничено: Дзержинск, Арзамас, Кстово, Городец, Бор, Выкса, Семенов. Непонятно, как и чем скреплять север области, где находится семь негазифицированных районов.

Противоречива не только бюд­жетная, но и инвестиционная политика. В районы предлагаются лишь проекты, которые идут по статье «дай им Боже, что нам не гоже». Реально хорошему инвестору сначала предлагают зайти в Борский район или Дзержинск и лишь потом посылают на периферию.

Понятно, что выбраться из несамодостаточности нет никаких шансов у доброй половины нынешних районов. Можно, конечно, вложить несколько иной смысл в понятие самодостаточности территорий — бюрократия на выдумки хитра. И все-таки без территориальной революции губернатору не обойтись. Тем более, что не он первый из глав Нижегородской области вспомнил об этом «последнем аргументе» областного начальства.

Виктор Деменев