08-02-28

Экономика

Тепло и вода — две непокорные стихии

Отношения губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова сводятся к тому, что первый подбирает под себя «центры прибыли», оставляя второму «центры убытков». Надо отметить, что губернатору удалось многое (достаточно вспомнить распоряжение землей, перераспределение налоговых нормативов и так далее), но есть и то, что у него не получилось. Это отъем нижегородских «Водоканала» и «Теплоэнерго». За них и может развернуться основная борьба между Шанцевым и Булавиновым в 2008 году.

Впоследнее время у губернатора Шанцева в немилости находится министр ЖКХ Андрей Мошонкин. Сначала его не сделали заместителем губернатора, а теперь под ним закачалось и кресло министра. Для непосвященной публики приводится обычно следующий довод: Мошонкину не хватает стратегического видения ситуации в ЖКХ. На самом деле, у Мошонкина со стратегическим видением все нормально, но он никак не может приступить к реализации стратегического решения — созданию областных управляющих компаний по тепло- и водоснабжению в виде акционерных обществ с участием правительства области, частных инвесторов, в том числе иностранных.

Чем дальше, тем меньше у Мошонкина доводов в пользу создания областных «Водоканала» и «Теплоэнерго». В Нижнем Новгороде, ряде других территорий эти структуры работают с прибылью, их финансово-экономическое положение как никогда хорошее. Активизация работы заводов, строительный бум приводят к увеличению потребления воды и тепла, к инвестициям в подключение. Это одна сторона вопроса — экономическая. Политическая сторона состоит в том, что вода и тепло остались единственными атрибутами власти главы Нижнего Новгорода и других муниципальных образований.

Мошонкину приходится ссылаться на слабые муниципалитеты и отталкиваться от того, что областная власть должна им помочь с водой и теплом. Отсюда сказки — у местных властей, мол, не хватает средств на коммунальное хозяйство. Для этого предлагается схема, которая была бы приемлема для любых инвесторов. Дескать, бюджет вкладывается в коммуналку, обеспечивается ее минимальная рентабельность, а дальше у местных властей голова ни о чем не болит: за воду и тепло ответят частники-инвесторы, которые за счет энергосберегающих технологий сделают все по дешевому тарифу. В передовых муниципалитетах к этому относятся более чем иронично. Они сами способны решить эти задачи. Все помнят, как их лишили права распоряжения землей и муниципальные образования потеряли огромные деньги. То же самое произойдет и со стратегическими ресурсами — теплом и водой? Наши эксперты говорят о том, что в случае перехода «Водоканала» и «Теплоэнерго» под контроль регионального правительства мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов уйдет в отставку. На следующий день.

Строительство (земля, площадки) — это «областной бизнес», вода и тепло — «городской». За благоустройство ведется борьба, а жилищная услуга — «бизнес» районного уровня. Есть попытки даже нижегородские кладбища забрать у города под контроль области. И за что тогда держаться Булавинову?

Понятно, что областной министр ЖКХ Мошон­кин уйдет, если не решит задачу по созданию областных «Водоканала» и «Тепло­энерго». Уже сейчас акции Мошонкина котируются как нулевые, и даже ходят слухи о его добровольном отъезде в Москву. Впрочем, скоро должны прозвучать и какие-то официальные заявления.

Виктор Деменев