08-03-06

Культурный слой

«И классики без них нелепы, как генералы без солдат»

Вышел посмертный сборник стихов Юрия Адрианова

Юрий Адрианов родился 18 июня 1939 года. Уже к середине 70-х годов он по праву стал одним из самых известных советских поэтов. Стихи его печатались более чем в ста журналах, сборниках, антологиях. Он выпустил в свет около 40 книг. Получил четырнадцать литературных премий. Юрия Адрианова не стало 12 августа 2005 года.

 

Хотелось как обычно придумать краткий, хлесткий заголовок. Образный, необычный. Но с поэтами такое не проходит. Они сами пишут себе заголовки, как впрочем и эпитафии.

Как часто, читая или созерцая некое произведение, усиленно претендующее на звание «художественного», просто стонешь, как от зубной боли, от очевидных вещей. Возьмем к примеру, ну я не знаю… футболиста. И форма вроде на нем не задом наперед, и мяч ногой поддевает, и вдруг — замена. Не выкладывается. Или каменщика. И кирпич, и раствор, и такой деловой — стук да стук. А приходит заказчик и всю эту «красоту» — кувалдой. Душу не вложил.

Современный слог литературных обсуждений избегает и дворянского, и пролетарского пафоса. В ногу с западом все это называют скромно — мессиджи. Любой достойный художественный феномен, помимо техники и флера личной харизмы, подразумевает и содержание этого обязательного компонента (Что ты такого увидел в мире и что хочешь сказать людям?)

Всё в порядке с этой составляющей у ушедшего два с половиной года назад из жизни Юрия Адрианова — известного нижегородского поэта. Вышел в свет последний посмертный сборник его стихов «Свой век люби» с подзаголовком «Неизданные стихи разных лет». Читатель получил редкую возможность наблюдать на страницах книги эволюцию мировоззрения и поэтического мастерства автора на протяжении почти полувека. Практически летопись эпохи в метафорах и философских обобщениях.

С ностальгической грустью воспринимаются романтические строки шестидесятых. Здесь и юношеский максимализм («Люблю за самовыраженье упрямой вербы кулачки»), и вера в высокое предназначение поэзии («На нём (рюкзаке. — Прим С. П.) еще не смыта глина, в нем сложены мои пути, он скажет: «Где-то есть Мартынов, ты обязательно найди!»)

С годами проходит задор, а удивление красотой мира остается, его хрупкостью, чистотой, доступной взгляду еще и живописца.

 

Очень робко, в десятую силы

На холсте я искал подобье

Тех картин, что в душе бродили

Самой чистой первой любовью.

(«Краски», 1970 год)

 

С поэтом Юрием Адриановым как раз такой случай, когда видно, что стихи — трудовые. Не вымученные, но и не написанные небрежно, на коленке. Высеченные из сердца, потому-то и доходят до других сердец. Недаром в них часто встречается слово «рабочий» как опорная точка, идеологический стержень.

 

Рабочий город, гражданин державы,

Где Буревестник начинал полет.

Где детство в Волгу ручейком бежало.

И вдоль откоса молодость пройдет.

(«Песня о Нижнем Новгороде», 1971 год)

 

Или «В литконсультации»:

 

Ему стихи – не боль, не пот.

Они – подобие эклера

На пренасыщенный живот.

Он быстрого признанья хочет…

Служа стихам немало лет,

Я знаю, что поэт – рабочий,

А не рабочий – не поэт!

 

Стихи Адрианова — это стихи поэта-гражданина своей многострадальной и противоречивой родины, порой такой неласковой к своим сыновьям.

 

Немыслимая ипостась,

Где собрались в одной юдоли

Всесильной Византии вязь

И лозунг пролетарской воли.

 

Мне бы не хотелось создавать однобокое впечатление об авторе, поэтому я скажу, что во всём сборнике пять-шесть философских стихов, а девяносто процентов — поэтичная, метафоричная, по-мужски сдержанная лирика.

 

Рябины гроздь — России грусть,

Багряный сумрак озари!

Печали птичьи наизусть

Стократно вторят снегири.

Характер вечера строптив:

Когда смежится солнца глаз,

Контрасты яростны, как взрыв,

Неоспоримы, как приказ.

А воздух горек густотой —

Завязнет в нем любой набат!..

Ты образ осени открой

За Волгу проводив закат.

Ветров тревожный резкий вал,

Проулков сбитые клише —

Противоборство двух начал

Лежит в природе и душе.

 

Ушел хороший человек. Остались хорошие стихи. Прибавилось в мире добра. По всем литературным меркам поэт Адрианов был генералом, но не штабным и парадным, а шагающим плечом к плечу со своими солдатами. Теми рядовыми, безвестными поэтами, о которых он написал в своем стихотворении.