08-03-06
Культурный слой
«И классики без них нелепы, как генералы без солдат»
Вышел посмертный сборник стихов Юрия Адрианова
Юрий Адрианов родился 18 июня 1939 года. Уже к середине 70-х годов он по праву стал одним из самых известных советских поэтов. Стихи его печатались более чем в ста журналах, сборниках, антологиях. Он выпустил в свет около 40 книг. Получил четырнадцать литературных премий. Юрия Адрианова не стало 12 августа 2005 года.
Хотелось как обычно придумать краткий, хлесткий заголовок. Образный, необычный. Но с поэтами такое не проходит. Они сами пишут себе заголовки, как впрочем и эпитафии.
Как часто, читая или созерцая некое произведение, усиленно претендующее на звание «художественного», просто стонешь, как от зубной боли, от очевидных вещей. Возьмем к примеру, ну я не знаю… футболиста. И форма вроде на нем не задом наперед, и мяч ногой поддевает, и вдруг — замена. Не выкладывается. Или каменщика. И кирпич, и раствор, и такой деловой — стук да стук. А приходит заказчик и всю эту «красоту» — кувалдой. Душу не вложил.
Современный слог литературных обсуждений избегает и дворянского, и пролетарского пафоса. В ногу с западом все это называют скромно — мессиджи. Любой достойный художественный феномен, помимо техники и флера личной харизмы, подразумевает и содержание этого обязательного компонента (Что ты такого увидел в мире и что хочешь сказать людям?)
Всё в порядке с этой составляющей у ушедшего два с половиной года назад из жизни Юрия Адрианова — известного нижегородского поэта. Вышел в свет последний посмертный сборник его стихов «Свой век люби» с подзаголовком «Неизданные стихи разных лет». Читатель получил редкую возможность наблюдать на страницах книги эволюцию мировоззрения и поэтического мастерства автора на протяжении почти полувека. Практически летопись эпохи в метафорах и философских обобщениях.
С ностальгической грустью воспринимаются романтические строки шестидесятых. Здесь и юношеский максимализм («Люблю за самовыраженье упрямой вербы кулачки»), и вера в высокое предназначение поэзии («На нём (рюкзаке. — Прим С. П.) еще не смыта глина, в нем сложены мои пути, он скажет: «Где-то есть Мартынов, ты обязательно найди!»)
С годами проходит задор, а удивление красотой мира остается, его хрупкостью, чистотой, доступной взгляду еще и живописца.
Очень робко, в десятую силы
На холсте я искал подобье
Тех картин, что в душе бродили
Самой чистой первой любовью.
(«Краски», 1970 год)
С поэтом Юрием Адриановым как раз такой случай, когда видно, что стихи — трудовые. Не вымученные, но и не написанные небрежно, на коленке. Высеченные из сердца, потому-то и доходят до других сердец. Недаром в них часто встречается слово «рабочий» как опорная точка, идеологический стержень.
Рабочий город, гражданин державы,
Где Буревестник начинал полет.
Где детство в Волгу ручейком бежало.
И вдоль откоса молодость пройдет.
(«Песня о Нижнем Новгороде», 1971 год)
Или «В литконсультации»:
Ему стихи – не боль, не пот.
Они – подобие эклера
На пренасыщенный живот.
Он быстрого признанья хочет…
Служа стихам немало лет,
Я знаю, что поэт – рабочий,
А не рабочий – не поэт!
Стихи Адрианова — это стихи поэта-гражданина своей многострадальной и противоречивой родины, порой такой неласковой к своим сыновьям.
Немыслимая ипостась,
Где собрались в одной юдоли
Всесильной Византии вязь
И лозунг пролетарской воли.
Мне бы не хотелось создавать однобокое впечатление об авторе, поэтому я скажу, что во всём сборнике пять-шесть философских стихов, а девяносто процентов — поэтичная, метафоричная, по-мужски сдержанная лирика.
Рябины гроздь — России грусть,
Багряный сумрак озари!
Печали птичьи наизусть
Стократно вторят снегири.
Характер вечера строптив:
Когда смежится солнца глаз,
Контрасты яростны, как взрыв,
Неоспоримы, как приказ.
А воздух горек густотой —
Завязнет в нем любой набат!..
Ты образ осени открой
За Волгу проводив закат.
Ветров тревожный резкий вал,
Проулков сбитые клише —
Противоборство двух начал
Лежит в природе и душе.
Ушел хороший человек. Остались хорошие стихи. Прибавилось в мире добра. По всем литературным меркам поэт Адрианов был генералом, но не штабным и парадным, а шагающим плечом к плечу со своими солдатами. Теми рядовыми, безвестными поэтами, о которых он написал в своем стихотворении.