08-03-06

Культурный слой

Искусство против офисного планктона,

или Как «нетипичные художники» ломали стереотипы

В пятницу в «Кладовке» случился перфоманс Галереи нетипичного искусства, посвященный Дню офисного работника.

Выбор этого во всех смыслах корпоративного празднества совершенно закономерен. Офисный служащий — тот самый скромный герой современности, на котором паразитирует вся система массовой коммерции и искусства. Если вы вспомните разнообразнейших франкенштейнов голливудской кинопродукции — от Супермена до человека-паука включительно, — то увидите одну важную особенность: все они без исключения в своей обычной человеческой жизни сидят на своих теплых стульях в какой-нибудь стандартной компании. Главный парадокс такого «работника» в том, что он, по сути, не занят никакой работой. Его единственное занятие в жизни — не выпасть из «золотого миллиарда», не быть оторванным от той кормушки, что дана ему свыше, т.е. из Белого или еще-какого нибудь дома. Но, как и всякому человеку, офисному служащему хочется быть кем-то больше, однако (по всем законам обывательского сознания) он сам не хочет самореализации, и тут ему на спасение приходит массовое искусство, воскрешающее к жизни всякие первобытные атавизмы.

Ясно, что нижегородские актуальные художники во главе с Павлом Плоховым не могли пройти мимо такого материала. Сама галерея «Кладовка», где и проходило действо, — пространство небольшое, поэтому действие выплеснулось во двор галереи, спешно очищенный от снеговых и прочих культурных наслоений. Сначала участникам акции и простым зрителям предлагалось метать на дальность оргтехнику в виде компьютеров и мониторов, что все делали с тем же энтузиазмом, с каким лет восемьдесят назад простые крестьяне разламывали церковные алтари. Метафора этого нехитрого действия понятна: самое большое удовольствие мы получаем, освобождаясь от того, что больше всего нас порабощает. Квинтэссенцией этой репетиции Сочинской олимпиады в итоге стало не менее радостное, чем все остальное, разбивание молотком все той же многострадальной оргтехники. Кстати, все это время за «асоциальным» времяпровождением актуальных художников наблюдали из окон соседних сотрудники каких-то офисов и явно хотели присоединиться к происходящему.

Дальше мероприятие переместилось внутрь галереи, где можно было увидеть, разнообразные, используя модный термин, объекты искусства. Два манекена, женский и мужской, сверху донизу обклеенные вырезками из рекламных каталогов успешно демонстрировали идею внешней, плоской офисной личности. Она готова позиционировать себя с точки зрения потребления многочисленных брендов, но при этом даже не пытается заглянуть в себя в поисках какого-либо еще способа идентификации. Прозрачная рамка изображала удостоверение на имя Никакого Никого Никаковича, что тоже понятно в рамках этой идеи. Вообще почти все объекты были так или иначе связаны с преобладанием множества мелких вещей или даже их частей и осколков. Это хорошо объясняется как иносказательное выражение разрозненности, но при этом переполненности офисного сознания самого разного рода случайной и временной информацией при абсолютном дефиците устойчивых и длящихся во времени серьезных размышлений.

Игорь Угрюмов