08-03-06
Политика
Назначен в политики №1
Говорят, Шанцев задал генсеку Горбачёву вопрос: «Вот вы всегда говорите о каких-то силах, которые мешают перестройке. А что это за силы?»
Известно, что президент Владимир Путин является сторонником разного рода монополий в экономике (Газпром), в политике (администрация президента). В руках своих региональных наместников-губернаторов он монополизировал и политическую, и экономическую власть. Путин создал условия для того, чтобы губернатор был единственным политиком в своем субъекте федерации. Но жизнь показывает, что назначить губернатора политиком де-юре можно. Но де-факто политиком он может стать только по складу души. Шанцева назначили главным и единственным политиком в Нижегородской области. Но политиком он, как показали события декабря 2007 года и 2 марта 2008 года, себя проявил не в полной мере.
Валерий Шанцев никогда во всей полноте не понимал роль и место политики. Он наверняка долгое время считал ее дьявольской выдумкой, которая мешает нормально работать таким хозяйственникам, как он. Говорят, что в конце восьмидесятых годов, слушая речь генсека Михаила Горбачева о том, что перестройке мешают «определенные силы», Шанцев задал ему вопрос: «Вот вы всегда говорите о каких-то силах, которые мешают перестройке. А что это за силы?» Может, Горбачев имел в виду таких, как Шанцев, первых секретарей райкомов партии?
Валерий Шанцев — безусловно, ярко выраженный номенклатурный типаж. Он умеет руководить подчиненными, аппаратом. А вот общение с народом — это не его конек. Шанцевские объяснения того или иного явления не воспринимаются и не могут быть восприняты основной массой населения. Людям «до фонаря» проекты, вроде скоростной железной дороги или нижегородского Голливуда. Но их просто раздражает, когда губернатор доходит до больных вопросов. Приведу некоторые примеры, которые многих разочаровали и огорчили.
Некоторое время назад губернатор решил взять под контроль благоустройство в Нижнем Новгороде. И вдруг заявил, что согласно предоставленным ему социологическим опросам, население больше всего интересует не вопрос денег (пенсий и зарплат), которые, дескать, решены, а проблема благоустройства.
Перед госдумовскими выборами Шанцев немало помог оппонентам «Единой России» тем, что в разговорах о пенсиях размышлял примерно так: да, в советские времена были неплохие пенсии, но при пустых прилавках. И вы сейчас должны, рассуждая о нынешних пенсиях, делать скидку на то, что прилавки ломятся от товаров. Народ тихо возмущался — почему начальники для себя не делают эту скидку? В советские времена начальники получали зарплату раза в три больше средней пенсии, а сейчас — в тридцать три!
Многих удивляют доводы Шанцева в пользу высоких цен на жилье. Мол, это позволяет больше построить жилья для тех, у кого нет денег. А как быть с теми, кто в поте лица работает, получает неплохие деньги, но даже не мечтает купить квартиру из-за высоких цен?
Шанцев — это номенклатурно-аппаратный князь, но на роль народного политика он не тянет. В роли президентского назначенца он чувствует себя вполне уверенно. Но если изменятся правила региональной политической игры (вернут, например, прямые выборы губернаторов), мы увидим, что Шанцев — не одинокий Олимпиец. Есть ощущение, что на всенародных выборах губернатора он проиграет мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову «в одну калитку».
Политик — это не тот, кто назначен в оные или участвует в каждых выборах, а тот, кто нравится избирателям, кому они доверяют, кто выигрывает. В этом отношении Валерий Павлинович, конечно, политик, но вовсе не единственный.
Другая тема — политический статус губернаторов при президенте Путине и при его преемнике. Путин компенсировал губернаторам их потери в независимости монополизмом в политике и экономике. Кто-то из глав регионов сумел этим воспользоваться, кто-то — нет. Шанцеву это удалось далеко не в полной мере, что и проявилось 2 марта (см. статью Сергея Кочерова «Политик или администратор?»). При президенте Медведеве это может сказаться на положении Шанцева. Хотя Медведев будет опираться на губернаторов в регионе, как и Путин. Ясно, что Шанцев не будет в числе губернаторов-фаворитов. А при возвращении к системе прямых выборов глав регионов мы Шанцева «потеряем». Если эти выборы вернут.
Виктор Деменев