08-03-06
Политика
Политик или администратор?
Губернатор может многое себе позволить при условии, что он выстроит «правильные» отношения с федеральной властью
Только что закончившиеся выборы президента России дали пищу новым разговорам на тему о том, кем же все-таки в нынешних условиях являются главы российских регионов. Если взять, например, губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, то важно понять: кто он — политик, в рамках своих полномочий принимающий самостоятельные решения, или администратор, выполняющий спущенный сверху план? Ответ на этот вопрос имеет немаловажные последствия как для первого лица, так и для рядовых жителей области.
Прошли выборы. В Нижегородской области явка составила 66,85%, что на 10% выше, чем на выборах в Государственную думу в 2007 году. За Дмитрия Медведева проголосовали 61,84%, за Геннадия Зюганова — 23,92%, за Владимира Жириновского — 11,45%, за Андрея Богданова — 1,48% избирателей. По данным ЦИК, явка на выборах президента РФ составила 69,78%. Дмитрий Медведев получил 70,28% голосов, Геннадий Зюганов — 17,72%, Владимир Жириновский — 9,34%, Андрей Богданов — 1,29%. Получается, что будущий президент России «недобрал» в нашей области почти 8,5% голосов, тогда как лидер КПРФ и глава ЛДПР приобрели у нас больше, соответственно, на 6,2% и 2,1%.
Из этого следует, что наш губернатор не одобрил выбор президента и сделал ставку на другого кандидата, который, может быть, не пошел на выборы? Или что он просто где-то не доработал и не вполне оправдал высокое доверие главы государства и его преемника? Первый вариант ответа оправдан в том случае, если воспринимать главу региона как звезду на федеральном небосклоне, которая движется по своим законам пока не попадет в зону притяжения большего светила. Второй вариант приемлем для тех, кто видит в губернаторе менеджера отделения крупной фирмы, который по указанию руководства два раза в четыре года устраивает распродажи с целью максимального привлечения клиентов.
Как представляется, ни одна из этих точек зрения не отражает действительность полностью. Глава области, не избранный населением, а назначенный сверху, не является политиком федерального масштаба, если только не пользуется абсолютной поддержкой региональной элиты, которая может взбунтоваться против центра в случае его отставки. Вместе с тем было бы упрощением рассматривать его в качестве обычного инструмента вертикальной системы власти, которая вроде бы создана, но еще не отлажена в России. На самом деле губернатор может многое себе позволить при условии, что он выстроит «правильные» отношения с федеральной властью.
Конечно, любой глава региона для президента, его администрации и правительства — это во многом исполнитель федеральных мероприятий в виде выборных кампаний и разного рода «национальных проектов». Но главная его обязанность — держать под контролем социально-экономическую ситуацию в регионе, чтобы выходящий время от времени пар не разорвал котел с кипящей водой. Если губернатор в целом справляется с этим делом, да еще и обеспечивает поступательное развитие региона, то серьезные претензии к нему появляются лишь в исключительных случаях.
Например, когда он вместе с другими главами регионов решает поддержать «не того» кандидата на выборах президента, что расценивается почти как «участие в заговоре с целью свержения законной власти». Так, Юрию Лужкову до сих пор не простили, что в 1999 году он активно убеждал Евгения Примакова пойти в президенты, и только отсутствие своего человека, который мог бы взять под контроль ситуацию в Москве накануне выборов, помешало верховной власти в последние годы заменить его. Что касается губернаторов, которые не дают поводов для обвинения в нелояльности, то им прощается многое, даже не слишком успешный результат на выборах в Госдуму или президента.
На самом деле, итоги голосования — это значимый, но далеко не самый важный фактор, определяющий последующую судьбу главы региона. В этой связи можно вспомнить, как в 2000 году более высокий, по сравнению с ожидаемым, процент голосования за Владимира Путина в своих регионах обеспечили курский губернатор Руцкой и начальник Чукотки Назаров, которые впоследствии лишились своих постов. И если в обозримом будущем Валерий Шанцев будет переведен на другое место работы, то это произойдет не вследствие разочарования в Кремле результатами выборов в Нижегородской области. Не нужно путать повод с причиной. А причиной при таком развитии событий стало бы наличие у нового президента другого кандидата. Впрочем, пока ничто не указывает на то, что Валерий Шанцев не устраивает Дмитрия Медведева в своей нынешней должности.
Лишенный почти всех своих политических функций в отношениях с Москвой, в которой он выступает исключительно как лоббист интересов своего региона, губернатор вместе с тем получил солидную компенсацию. Ведь та вертикаль власти, что идет от президента к главам субъектов федерации, находит естественное продолжение в виде системы подчинения губернаторам глав местного самоуправления. У себя в регионе губернатор ведет себя как главный политик, а если он смог установить монополию на власть, то — как единственный политик. Достаточно вспомнить жизнь нашей области в последние два года, чтобы признать, что подавляющее большинство политических действий происходило либо по воле Шанцева, либо по согласованию с ним.
Так кто же такой современный российский губернатор: политик или администратор? Ответ на этот вопрос зависит от того, откуда на него смотреть. Из московского Кремля и Белого дома он кажется наемным менеджером, которого всегда можно заменить другим. Но для жителя своей области — от мэра областного центра до простого работяги — он почти царь и бог, который определяет его жизнь. Разумеется, в той ее части, в какой она вообще зависит от власти. И с этим фактом нам придется мириться до тех пор, пока отношения между чиновниками и гражданами в российском обществе будут основаны на бюрократических, а не демократических традициях.