08-03-13
Среда обитания
Без вопросов
…Вот уже какую весну подряд Нижний Новгород выступает в роли невесты на выданье. Родители подсуетились и в качестве весомого приданного выставили дико обворожительный факт: наша-то — не хуже других!.. Именно так выглядит картина с представлением инвестиционных проектов на международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах.
Сообщения о визитах нижегородской делегации на ласковый Лазурный берег (а в этом году делегировано 42 человека!) появляются в бодром утвердительном тоне, не терпящем не то что возражений, но просто ни малейших сомнений. Действительно, невеста наша — хороша, и женихи на неё посматривали знатные. Ну не возможно в современном мире сохраниться просто старой провинцией!.. Поэтому всякие неизбежные, на первый взгляд, но неуместные, на второй, в нашем позитивном обществе вопросы отпадают. Хочется спросить, во сколько обходятся подобные вояжи? Убедителен ли результат? И насколько целесообразно велась подготовка? Но некому спрашивать. Да и неловко!
Спросишь — как будто покажешь себя человеком без фантазии, без веры в светлое будущее. А истинные нижегородцы не такие — они и с фантазией и с верой. Выдюжат любой Глоб-таун.
Globe Town («Город-Глобус») — главная козырная карта нашей экспозиции в Каннах. И здесь заложена изрядная доля провокации. Для потенциальных инвесторов (женихов) всё проще: они оперируют цифрами (недвижимость ведь!) и понятными образами. Небоскрёбы, офисы, апартаменты — как везде, как повсюду в мире, где новые племена кочевников ведут дела одновременно на разных континентах, в разных полушариях. Где одна стоянка мало чем, по сути, отличается от другой. И образ жизни этих деловых людей не способствуют развитию у них необходимости различать. Гораздо важнее — опознавать наличие стандартного набора качеств. Наличествует? Значит, всё окей! Вот для них и существуют тиражированные «манхеттены».
Нам же отсюда все представляется в ином ракурсе. Есть старинный уникальный город, улицы которого уводят в космические дали, перспективы — открыты, и просторы упорно пробуждают упоение — такое безответственное иррациональное чувство. И зачем нам из Волги делать Гудзон? Зачем нам быть сотой калькой с того, что уже существует, несомненно, в лучшем варианте? Где гарантия того, что эти самые инвесторы будут очарованы именно Нижним Глобусом, а не предпочтут ему те же Эмираты?
Гарантий, конечно, нет. Мы должны увлечь своей энергией. От того, что у нас — просторы, памятники и люди хорошие, кусочек от мирового пирога пока не перепадает. Конкурентоспособность не увеличивается.
Будущее провоцирует нас выбирать: проспать всю жизнь или действовать? Как всякий выбор, это неприятно: ведь никто не застрахован от неправильного шага…
Другое дело — градостроительство. Тут не личная интуиция нужна, а точная аргументация специалистов. Кто из специалистов сказал, что Борская пойма — это именно то место, куда необходимо городу развиваться? Кто это доходчиво объяснил?
Нижний Новгород прирастал новыми территориями, в основном, со строительством и развитием новых производств. Дачи потеснились, появился рабочий посёлок вокруг эвакуированной из Риги «Этны». Идеальный город проектировали рядом с Автозаводом. Районы вдоль Оки развивались с ростом заводов. Следующий этап связан уже с появлением индустриального домостроения: панельные микрорайоны строили на окраинах, расширяя территорию города…
Но эти модели развития остались в прошлом. На смену промышленной экономике приходит информационная. Частная инициатива встраивается в государственные планы. Но самое главное — помимо общего государства, существует множество государств в государстве и даже государств в мировом масштабе, где царствуют, как нам всем хорошо известно, всякие олигархи. И даже если их олигархический масштаб сравнительно невелик, им всё равно нужен «манхеттен», ну или хотя бы большая башня — выше остальных. Именно так они помечают собой пространство, выставляют опознавательные маячки, чтобы сразу понятно было: всё окей!
Так и растут современные города. Это не правительство Америки придумало небоскрёбы. Предприимчивые люди смекнули, как извлечь наибольшую выгоду с квадратного метра дорогущей земли. И только им по силам строить высотки, ставшие символом высоких амбиций.
Пока эти менеджеры новой эпохи в Нижний не набежали, мы всеми возможными способами показываем, что сильно их ждём и даже, стыдно признаться, очень хотим. Однако стимулируем желания потенциального инвестора как-то очень простодушно.
Если бы я была на месте инвестора, то из двух картинок с домами-шарами, не знала бы, которую предпочесть. Посмотрела бы на авторов — Рэм Колхас и Данте Бенини, и выбрала бы Колхаса, потому что Данте — это «Божественная комедия», а Колхас — мировая архитектурная звезда. Про итальянца, которому, согласно информации в прессе, губернатор «сделал заказ», в отечественной архитектурной периодике не найти ничего, кроме упоминания дружбы с СУ-155 («мамой» нашего «Нижегородкапстроя»). В то же время Пермь, например, для привлечения внимания к собственной персоне, устраивает международный конкурс на проект нового здания художественного музея, ориентируясь на опыт испанского города Бильбао. Этот город буквально в одночасье обрёл славу – мега-звезда архитектуры Френк Герри построил там музей. Так вот, Пермь понимает, что серьёзные заявки на создание привлекательного имиджа делаются по общепринятым правилам (как в Дубаи каждый «звездный» объект появляется в результате победы в творческом конкурсе разных проектных бюро). Конкурс способен разогреть инвесторов, вполне компенсировать отсутствие предварительного интереса, который заранее обеспечен Петербургу или Москве.
У нас же конкурс тоже проводится. Администрация Борского района в ноябре 2007 года объявила открытый конкурс на разработку проекта планировки центральной части Бора с прилегающей территорией. А вот «Борскую пойму» будут прорисовывать тот же Бенини и Капстрой. Как сообщалось, правительство Нижегородской области планировало направить 30 миллионов рублей на изготовление проекта детальной планировки территории «Борская пойма» в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год». Это по-нашему. Ведь, если бы, например, правительство устроило конкурс архитектурных идей (каждую из которых пришлось бы обосновывать и объяснять), то мы бы и спать перестали, измученные выбором.
А так нас даже не спрашивают, не жалко ли терять тот кусок естественного ландшафта с птичками всякими, лугами и жуками. Мы не настолько сентиментальны, как англичане: там в одном графстве вообще перенесли строительство дороги, обнаружив в почве колонию редких червей. Или как голландцы, которые весной торжественно открыли долгожданный виадук на магистрали, но в эксплуатацию пустили только осенью, когда ласточки покинули свои гнёзда на насыпи… Поэтому мы вопросов и не задаём.
Марина Игнатушко, специально для «НГ» в НН»