08-03-24
Культурный слой
«Nota bene»: нельзя не заметить
На днях в Нижнем презентовали новый журнал. Цветной, на хорошей бумаге — глянец. Но кто сказал, что издание о культуре и сохранении культурного наследия непременно должно быть бедным, как церковная мышь, и выходить на серой газетной бумаге?
У истоков нового издания стоит научно-исследовательское предприятие «Этнос», известное своими разработками по сохранению исторического и культурного наследия, и Нижегородский Союз реставраторов. Второе вообще символично: как сказал на презентации председатель президиума этого Союза, известный тележурналист Михаил Видонов, все мы сегодня реставрируем наше прошлое, восстанавливаем корни, ищем утраченные традиции. Восклик «Nota Bene!» порожден тревогой. Тревогой от того, что так называемая «точечная застройка» нивелирует, закатывая в стекло и бетон, неповторимый исторический облик Нижнего, о котором с такой нежностью говорят старожилы и приезжие и от которого почти ничего уже не осталось. Тревогой от того, что исчезает целый пласт культурной памяти. От того, что театральный Нижний по-прежнему остается провинциальной глухоманью. От того, что возможности исторической реконструкции рассматриваются в городе не как средство патриотического воспитания, а как чудачество. Именно поэтому в трех вышедших номерах журнала такие заголовки — «Призрак улицы», «ГребеШОК», «Бес светлого будущего…». Архитекторы, художники и реставраторы впустили на страницы «серьезного» журнала жанр комикса. Оказалось, что простецкий и ругаемый интеллектуалами жанр может быть очень выразительным. В свежем, третьем номере, например, пузатенький чиновник в дорогом костюме вещает в телекамеру: «К сожалению, некоторые объекты культурного наследия зачастую гибнут от пожаров…», — а за ним в кадре рушится в пламени Кремль. На следующей странице — руины Зачатской башни нашего Кремля и размышления архитектора о перспективах восстановления всего комплекса вокруг башни — с живоносным источником, площадью, бульваром. Все предельно конкретно и выверено, никаких прекраснодушных, но невыполнимых фантазий. Девиз издания — «Начни реставрацию с себя!».
«И это очень верно, — сказал на презентации заместитель начальника Управления Госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров. — Потому что и мы делаем подчас недостаточно. И мы — встроены в систему, и не всегда у нас есть возможность что-то изменить, на что-то влиять. И надо, чтобы кто-то говорил об этом вслух».
А это взгляд художника Павла Плохова на тему проекта Сити-Стрелка, которым нынче гордится администрация области
Что будет, кроме говорения вслух? Хоть это и немало, но, видимо, «Nota Bene» создавался не только для «говорения». Недаром рассказу о сегодняшнем дне отреставрированного Тюремного замка (Острога), например, предпослан заголовок «Проектом предусмотрено все. Что дальше?». Что дальше — зависит от того, готовы ли власти услышать мнение общественности и специалистов. Готовы ли вступить в диалог с общественностью, которая привычно обсуждает амбициозные планы застройки Нижнего по образцу Манхэттена по кухням, в Интернете и в общественном транспорте, но никак не перед лицом этой самой власти. Журнал с призывом «Обрати внимание» («Nota Bene») уже начали читать в административных и банковских структурах, а также лидеры нижегородского бизнеса — мировоззрение этих людей важно для принятия судьбоносных решений.
«Общественность всегда брала на себя то, что должны вообще-то брать специалисты, — размышляет главный редактор журнала и ответственный секретарь Нижегородского Союза реставраторов Олег Казаринов. — Но кто-то же должен за это браться! Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Кто не хочет хранить и уважать свою культуру и историю, тот рано или поздно будет вынужден уважать чужую культуру и хранить чужую историю». Мы не хотим, чтобы это случилось».
Елена Чернова