№21 (1339), 27.03.2008

Политика

Ольга Сулима: I’ll be back!

Системную москвичку Живихину уравновесили суперсистемной нижегородкой Сулимой

Назначение Ольги Сулимы министром в правительстве Нижегородской области характерно тем, что это первое кадровое решение губернатора Валерия Шанцева после того, как эпоха кавалерийской атаки, раздачи ярлыков на княжение и отъезда сменилась эпохой позиционного освоения региона. Валерий Шанцев понял, что он здесь на годы и надо укреплять команду.

Владимир Владимирович выбирает для дискуссии вагончик мостостроителей, где аудитория не до конца понимает смысл ответа на «их» вопрос

Восставшие из аута

Почти год в Ниже­го­род­ской области не было министра финансов. Его обязанности исполнял заместитель губернатора Владимир Иванов. Почему возникла такая пауза? Причин несколько. В последние годы в нашем регионе нередко возникали трудности с подбором главных финансистов Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Нет четкого и ясного понимания, кто должен занимать эти посты? Команда экс-полпреда президента Сергея Кириенко обычно рекомендовала в финансовую власть банкиров. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов на департамент финансов пригласил просто своего человека. Губернатор Геннадий Ходырев ставил на менеджеров-варягов, поработавших в крупном бизнесе. Вот и сейчас — кандидатуру искали долго не потому, что выбор был велик, а потому, что не было никакого выбора: Ольга Сулима и остальные.

Вторая причина вакуума в областном Минфине состоит в том, что основной претендент на министерский пост, по нашей информации, дала свое согласие не с первой попытки.

Наконец, третья причина состоит в том, что в период федеральных выборных кампаний (с сентября 2007 года по март 2008 года) губернатор Шанцев чувствовал себя в подвешенном состоянии — предстоит повышение или нет? В таком положении не до важных кадровых решений.

Прежде, чем дать объяснение, почему именно Сулима, ответим на вопросы: «Почему не Людмила Старостина?» и «Почему не москвич?». Вечный первый заместитель министра финансов Людмила Старостина пережила как минимум четырех министров. Только однажды под ней самой зашаталось кресло: одно время на нее за что-то страшно прогневался Геннадий Ходырев. Все остальное время она удачно тащила тяжелый воз технической работы министерства. Но Людмила Старостина — не политик и недалека от пенсии.

Интереснее ответ на вопрос о том, почему Валерий Шанцев не пригласил на ключевую должность москвича. Вряд ли губернатор поостерегся ропота о приходе очередного ненижегородца. Скорее всего, губернатор Нижегородской области успел убедиться, что москвичи плохо укореняются в провинции — начинают бодро, а потом скисают. Почти как в хоккейном «Торпедо»: после удачного старта не бросили играть только иностранные легионеры вроде Душана Салфицки и коренные нижегородцы вроде Михаила Варнакова-младшего — москвичи и прочие варяги из России перестали выгрызать шайбу у противников.

Губернатор Шанцев не мог не заметить, что выходцы из команды экс-мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева адаптировались в его команде: министр экономики Геннадий Баландин, основные градостроители региона Александр Бодриевский и Олег Рыбин, заместитель министра здравоохранения Ирина Переслегина… Ольге Сулиме одиноко не будет.

Сулиму очень умело пролоббировали на пост министра финансов. За ее кандидатуру ратовал куратор финансово-бюджетно-инвестиционного блока Владимир Иванов. Он, скорее всего, сосредоточится на инвестиционных делах, которые несколько пробуксовывают. А Сулима как раз и разгрузит на финансово-бюджетной поляне. Она это сумеет сделать, в отличие от экс-министра финансов Владимира Синицына, который явно потерялся на фоне Иванова. Сулима инициативная, активная, мощно взгрызается в работу, как танк. Но дело не только в том, что Владимир Иванов нашел себе надежного помощника в сфере бюджета и финансов. Последнее время Ольга Сулима работала в одной из структур, имеющей отношение к депутату городской думы Нижнего Новгорода Антону Аверину.

Если центростремительная методика губернатора не будет скорректирована, продолжится процесс выдавливания нижегородской элиты за пределы области

По некоторым данным, семейство Авериных (Аверин-старший является главным подрядчиком по строительству метромоста через Оку, Аверин-младший — главный заказчик по строительству оного) давно дружит с губернатором Шанцевым. Ходят слухи, что когда Валерий Павлинович впервые прибыл в Нижний Новгород в августе 2005 года, он остановился на ночлег именно у Авериных. Поэтому назначение Сулимы не только не случайно, но и абсолютно закономерно.

Что касается других лоббистов, то их роль либо минимальна, либо вовсе нулевая. Навряд ли влиял на это кадровое решение председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин, который с 1991 по 1998 год возглавлял региональный департамент финансов. Депутатов из бюджетного комитета ЗС НО просто поставили перед свершившимся фактом второго пришествия Сулимы в Нижегородский кремль. Почти наверняка приход Сулимы означает скорый уход на пенсию непотопляемой Старостиной и обновление верхушки областного Минфина.

Две хозяйки на одной кухне

Не обойтись и без политической составляющей этого кадрового назначения. В очередной раз мы видим символическую реабилитацию команды Юрия Лебедева. Вне большой политики из его команды остались только Татьяна Гришина, Сергей Абышев и Евгений Сабашников. Глядишь, скоро станет очевидным невероятное: возвращение, воскрешение из пепла самого Юрия Исаковича. Он, кстати, по стилю управления, по менталитету очень близок к Шанцеву.

Вряд ли Сулиму брали для того, чтобы досадить нынешнему мэру областного центра Вадиму Булавинову, но опять же вряд ли новый министр финансов посодействует мировому соглашению между первыми лицами региона и города. Директору департамента финансов Нижнего Новгорода Светлане Утросиной работать будет сложнее, чем до Сулимы. В том числе и потому, что один-два лучших финансиста областного центра наверняка перейдут в минфин области.

Кстати, с политической благонадежностью у Сулимы, как говорится, все в порядке. Она никогда не входила в орбиту «делателя министров и глав администраций» Любови Глебовой. Более того, находилась в немилости у последней, а значит, анкета у нее, с точки зрения Шанцева и Ко чистая.

Это не означает, что Ольге Сулиме будет суперкомфортно в правительстве Шанцева. Во-первых, заместителю губернатора Иванова, при всем его умении работать с женщинами, будет непросто с Сулимой. Она умеет говорить «нет» начальству и отстаивать свою точку зрения. Во-вторых, появление Сулимы неизбежно роняет еще больше рейтинг другого заместителя губернатора Ирины Живихиной. На этот счет можно вспомнить полушутку известного московского экономиста Михаила Делягина, когда он объяснял назначение Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной в федеральное правительство: Путин, мол, уравновесил брюнетку блондинкой. В нашем случае системную москвичку Живихину уравновесили суперсистемной нижегородкой Сулимой.

Мы видим, что кадровые решения проходят очень туго. И это притом, что лоббистские группировки практически не заметны. Создается впечатление, что некий слой политической и управленческой элиты истощился до предела. Поэтому вновь востребован кадровый ресурс, находившийся в ауте последние за пять-шесть лет. Тут можно вспомнить и главу администрации Нижегородского района Андрея Тарасова. И теперь Ольгу Сулиму. Да и министр здравоохранения Александр Карцевский долгое время находился вне кремля. При этом и перед губернатором, и перед мэром Нижнего Новгорода стоят задачи управленческого и интеллектуального укрепления их команд. И тому, и другому трудно решить эту задачу. Заполнение вакансии в Минфине при всех отсылах к политической ситуации ярко иллюстрирует это — почти год в Нижегородской области не было министра финансов де-юре. Все понимали, что это неправильно, но понимали и другое — подготовленного кадрового резерва нет.

Виктор Деменев