08-03-27
Культурный слой
Ржавой пилой по … искусству
На этой неделе в Нижегородском художественном музее открылась выставка современного искусства Петербурга из собрания Русского музея.
Первый зал как раз и открывает произведение с древопильным инструментом автора Вадима Воинова «Подсадная утка». Жанр обозначен игриво, но скромно – «ансамбляж». Так как любой перфоманс изначально деструктивен, то и данный шедевр не несет никаких самостоятельных месседжей, а пародийно опирается на уже существующие, в данном случае, как можно догадаться, на герб СССР. Серп заменен на пилу, а молот состоит из сложного ассоциативного ряда в виде названного охотничьего атрибута и соснового спила с выбитой на нем 58-й статьей. Увы, такое авторское многоумие не рождает никакого пафоса, а выглядит поверхностно и пошло. Остатки зала заполняют три работы Леонида Борисова («Сектор», «Композиция» и «Эхо»), сильно смахивающие своим минимализмом на дизайнерские подсказки магазина для всей семьи «ИКЕА».
Увы, авторское многоумие не рождает никакого пафоса, а выглядит поверхностно и пошло
Следующее помещение, отданное под большие фото и говорящий в углу телевизор, не оставило сильных впечатлений, зато далее висели «Мы». Так называлось концептуальное полотно Вадима Овчинникова изготовленное с помощью ножниц и клея. Где-то триста фотографий паспортного формата добросовестно вклеены на планшет два на один метр. Этакий винегрет из случайных лиц, где я на беглый взгляд различил и известных: Фантомас, Боярский, Черчилль, «битлы»… . То ли реверанс в сторону Уорхола, то ли зависть к его гонорарам? (Пилотный вариант «Портрет Мерилин Монро» ушел за миллион долларов). Восторженные девушки очень энергично фотографировались на фоне этой доски почета.
Здесь же висела и скромная картина старого знакомого Ивана Сотникова, приезжавшего еще летом 2006-го в компании Флоренских. Правда, его название «Компьютерные игры» я бы поменял на «Детские машинки».
Самый большой последний зал по замыслу организаторов должен был послужить мажорной кодой всей экспозиции. Так оно в принципе и получилось. Трехметровое полотно Сергея Бугаева «Кзыл Орда» вызвало уважение размерами. «Психоделическая дезинформация» Инала Савченкова озадачила.
К картине Олега Маслова «Челюскинцы» я отнесся сначала нейтрально, пока не прочел аннотацию Олеси Туркиной, где героическая ледовая эпопея названа идеологическим мифом. По меньшей мере некорректно обзывать дураками мужественных людей, терпящих бедствие в полярных широтах, сидя при этом в прокуренной, но теплой мастерской. Об этом и многом другом я и спросил присутствовавшего здесь искусствоведа. Олеся Владимировна с таким блеском и жаром заговорила меня (правда не ответив ни на один вопрос), что будь дело где-то на Московском вокзале и присутствуй фраза «Позолоти ручку – всю правду скажу!», честно – отдал бы последний червонец на проезд.
«Сектор», Леонид Борисов
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. И с грустью вспомнился персонаж «Золотого теленка» Феофан Мухин со своими шедеврами из овса, фасоли и кукурузы. И картина из волос беспартийных «Дед Пахом и трактор в ночном». И саркастическая реплика Остапа Бендера: «А Рубенс-то с Рафаэлем дураки — маслом старались». Как ни странно и закончить статью хочется напутствием великого комбинатора: «Сейте разумное, доброе, вечное. Бросайте свои масляные краски. Переходите на мозаику из гаек, костылей и винтиков. Портрет из гаек! Замечательная идея!»
И я бы добавил – пророческая.
Сергей Плотицын