08-04-14

Среда обитания

Прокурорский надзор за рукотворным паводком

Нижегородские экологи хотят остановить разлив рек силой закона

Нижегородские экологи обратились в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой в порядке прокурорского надзора проследить за выполнением Распоряжения Правительства РФ, определяющего уровень Чебоксарского водохранилища. Однако вероятность избежать потопа зависит не столько от юридических аргументов, сколько от аппаратного веса сторон конфликта и соотношения финансовых интересов.

Нижний Новгород не Амстердам и даже не Санкт-Петербург. Наш город не стоит на низинном берегу моря, что в один ненастный день начинает выходить из берегов, растекаясь по улицам и площадям и заливая пороги домов. Угроза наводнения в нашем городе до сих пор носила не столь острый характер. Только весной бурное таяние снегов вызывало разлив Волги и Оки, и в подвалах домов в заречной части города проступала вода, а некоторые садовые участки заливало водой. Сохранились исторические фотографии затопленной весенним паводком Нижегородской ярмарки. Когда весеннее половодье заканчивалось, реки входили в свои берега, и жизнь возвращалась в привычную колею. Но море вскоре грозит разлиться у нашего порога, и наводнения перестанут быть кратковременными сезонными явлениями, сделавшись постоянным элементом местного климата. Это с большой долей вероятности произойдет, если планы энергетиков из РАО ЕЭС и ГидроОГК по повышению уровня Чебоксарского водохранилища на пять метров станут реальностью.

Неокончательные победы экологов

В понедельник директор Нижегородского экологического движения «Дронт» Асхат Каюмов направил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обращение с призывом «принять меры прокурорского реагирования по обеспечению безусловного выполнения распоряжения Правительства РФ от 12 марта 1992 года № 468-р», определяющего уровень заполнения Чебоксарского водохранилища.

Это Постановление нового правительства новой России зафиксировало положение, которого добивались активисты экологического движения и хозяйственные руководители прилегающих к водохранилищу регионов на протяжении предшествующих шести лет.

Сначала поднять уровень водохранилища помешала неготовность береговых защитных сооружений, потом — необходимость реализации Продовольственной программы (нацпроекта, запущенного на излете советской власти с целью ликвидировать наболевшую проблему обеспечения страны продовольствием). А последний гвоздь в крышку гроба с первоначальным проектом Госплана по созданию Чебоксарской ГЭС забили экологи.

Но на дворе уже шла Перестройка под руку с гласностью. Экологическое движение набирало силу. Ректор тогда еще Горьковского государственного строительного института Валентин Найденко уже начал работу по созданию научного (и общественного) проекта «Большая Волга», рок-музыканты отправлялись на теплоходе вниз по Волге пропагандировать бережное отношение к природе, и чиновники Госплана вместе с энергетиками вынуждены были отступить. Тогда это не было удивительно. Строительство атомной станции теплоснабжения тоже пришлось остановить.

Мелеющая Волга и низконапорная дамба

Впрочем, через несколько лет вопрос всплыл снова. На этот раз лоббистами повышения уровня водохранилища выступили речники. Из-за обмеления Волги на участке между Балахной и Городцом сухогрузы должны были идти с неполной загрузкой, что приносило убытки судовладельцам. Раньше, в советское время, дно на этом участке непрерывно углубляли земснаряды, но экономические проблемы начала девяностых сделали дноуглубительные расходы непомерной роскошью и для Минтранса, и для бюджета региона. Земснаряды в лучшем случае были проданы, в худшем — ржавеют где-нибудь или уже расхищены на металлолом.

Частные грузоперевозчики оказались не в состоянии соорганизоваться и сброситься на возобновление работ по углублению дна, а нижегородские региональные власти не понимали, почему из скудного регионального бюджета надо выделять деньги, чтобы решить проблему, приносящую убытки частным компаниям, зарегистрированным в других регионах.

В этой ситуации Минтранс стал склонятся к решению повысить уровень Чебоксарского водохранилища, как к более дешевой и реальной альтернативе. Энергетики были не против, если бы был решен вопрос о финансировании завершения работ по берегоукреплению. Тем не менее, возможность нарастить энергетические мощности практически в центре наиболее энергопотребляющей части европейской территории России энергетиков заинтересовала. Особенно учитывая низкую себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС (если считать ее без инвестиционной составляющей, призванной компенсировать затраты на строительство плотины, расселение зоны затопления, монтаж энергоблоков и т.д.). В случае с Чебоксарской ГЭС эти затраты нести не приходилось — все уже было построено.

Нижегородская область, столкнувшись с таким опасным для нее союзом Минтранса и РАО ЕЭС, попробовала этот союз разбить. В 2003 году начал прорабатываться вариант со строительством низконапорной плотины в районе Большого Козино, с автомобильным переходом через реку и шлюзом для судов. Первоначально предполагалось выбить деньги на строительство плотины под флагом создания обходной автодороги для транзитного автотранспорта из Дорожного фонда и федерального бюджета. Позднее, когда эти надежды стали развеиваться, стоимость строительства плотины предполагали окупить за счет платы за шлюзование с проходящих судов и платы за проезд с автомобилей, пересекающих Волгу. Еще позже стал обсуждаться вариант компенсации инвесторам затраченных средств путем предоставления земли под строительство логистического комплекса, бизнес-центров и мотелей. Поскольку Минтранс отвечал не только за речные перевозки, но и за автотранспортные (а значит и за дороги тоже!), этот вариант стал действительной альтернативой повышению уровня водохранилища.

Непреодолимая сила энергодефицита

Пока объем промышленного производства не восстановился до уровня 1989 года, энергетика могла жить на старых заделах, созданных еще при советской власти. Но обостряющийся дефицит электроэнергии в центральной части Европейской России, привел энергосистему страны на грань системного кризиса. Блэк-аут 2006 года продемонстрировал это с должной убедительностью. Перед Чубайсом встала неразрешимая задача: не дожидаясь результатов реструктуризации электроэнергетики, обеспечить существенный рост выработки электроэнергии. По данным федеральной таможенной службы (ФТС), за январь-ноябрь 2007 года экспорт электроэнергии из России сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. При этом за 11 месяцев прошедшего года поставки электроэнергии в дальнее зарубежье уменьшились более чем на 12%. С другой стороны, за тот же период на 24% увеличился импорт электроэнергии. Однако резко нарастить импорт электроэнергии мешает не только стремление быть энергонезависимой державой. Ограниченная пропускная способность линий электропередач не даст возможность доставить в энергодефицитные районы купленную электроэнергию. А строительство линий электропередач — дело еще более долгое, чем строительство новых тепловых электростанций. Поэтому столь популярны стали планы реконструкции и повышения мощности действующих электростанций, особенно, расположенных в Европейской части России. Чебоксарская ГЭС с этой точки зрения оказалась подарком судьбы. В борьбе с аргументами оппонентов энергетики даже предложили рассмотреть вариант финансирования строительства моста через Волгу, чтобы выбить козыри у варианта с низконапорной плотиной.

Анатолий Чубайс (слева) и Виктор Христенко (справа) весьма вероятно будут лоббировать принятие нового постановления правительства о повышении уровня Чебоксарского водохранилища

Чаша весов начала склоняться в пользу повышения уровня воды. Протесты экологов, пекущихся об уникальном биоценозе заливных лугов Борской поймы, и нижегородских властей, опасающихся затопления подвалов, не шли ни в какое сравнение с интересами дальнейшего развития экономики страны. Даже позиция РПЦ, выражавшей обеспокоенность угрозой уникальному историко-культурному памятнику и одному из самых популярных мест паломничества в наше время – Макарьевскому монастырю, не смогла кардинально повлиять на ситуацию. Энергетики обещали возвести дополнительные защитные сооружения вокруг обители и продолжали настаивать на своем.

Хитрые расчеты

Для обоснования своих планов энергетики просчитали аж четыре варианта. «Крайние» — это строительство низконапорной плотины и автомобильного моста без повышения уровня Чебоксарского водохранилища и повышение уровня водохранилища без строительства дополнительных мостов через Волгу. Кроме них, есть еще два «промежуточных» сценария: повышение уровня водохранилища до отметки НПУ 65 м, со строительством низконапорной плотины и автомобильного моста, и повышение уровня водохранилища до НПУ 86 м, со строительством моста.

Как и следовало ожидать, вариант с сохранением нынешнего уровня воды оказался самым дорогим (91 млрд. руб.). Повышение уровня без строительства мостов — самым дешевым (34,5 млрд. руб.). Промежуточное повышение уровня до НПУ 65 м со строительством низконапорной плотины и автомобильного моста оказалось ненамного дешевле самого дорогого варианта (86,3 млрд. руб.). А лоббируемый сегодня энергетиками вариант повышения уровня до НПУ 68 м выглядит вполне привлекательно — 52,4 млрд. руб.

Хитрость заключается в том, что энергетики считают стоимость берегоукрепительных работ с учетом мероприятий по инженерной защите Нижнего Новгорода. Если отделить «мух от котлет», получается, что стоимость необходимых берегоукрепительных работ составляет при нынешней отметке 63 м 9,2 млрд. руб. (оказывается, когда водохранилище заполняли, еще не все сделали!). При повышении уровня до НПУ 65 м стоимость защитных сооружений возрастает до 10,3 млрд. руб. и при максимальном уровне на 68-метровой отметке защита береговой линии потребует от энергетиков затрат в размере 14,4–14,5 млрд. руб. При этом предполагается, что на мероприятия по инженерной защите Нижнего Новгорода расходы возрастут с 19,8 млрд. руб. (при уровне 63 м) до 20,1 млрд. руб. (при уровне 68 м). С точки зрения энергетиков и при нынешнем уровне грунтовых вод, Нижнему Новгороду необходимы дорогостоящие мероприятия, но повышение уровня воды в реке на 5 метров приводит к удорожанию этих работ всего на 1,5% (на 300 млн. рублей).

Фактически энергетики ставят нижегородскую область перед выбором: профинансировать строительство низконапорной плотины (43 млрд. руб.) и автодорожного моста (17,2 млрд. руб.) за счет регионального бюджета (ну, может быть, с возможной помощью бюджета федерального) или получить в подарок от энергетиков (тоже с возможной помощью федерального бюджета) и мост, и береговые сооружения.

Остается вопрос, кто будет финансировать мероприятия по инженерной защите Нижнего Новгорода. И даже если РАО ЕЭС (Гидро ОГК) примет в этом участие, это возможно только в случае повышения уровня водохранилища. Намек прозрачен: «Вам и сейчас необходимо бороться с весенними подтоплениями, но без повышения уровня воды никто не поможет вам деньгами».

Ход тонкий. Ежегодные весенние подтопления в заречной части города свидетельствуют о необходимости проведения работ по защите инженерных коммуникаций, жилой и промышленной застройки. Сколько надо вложить денег, чтобы полностью гарантировать население от неудобств во время паводка? Да, очень много! Ну, вот и напишем, столько, чтобы с гарантией хватило. Уровень воды во время паводка мало отличается от того, который должен быть при переходе на отметку НПУ 68 м! Правда, паводок — явление кратко-временное, а предлагаемое повышение уровня воды в водохранилище фактически сделает его для нижегородцев постоянным. Можно на время паводка достать из погреба садового домика хранящиеся в нем заготовки, а после окончания паводка возвратить все на место. Но если паводок будет постоянным, то погребом пользоваться уже не придется. А представить себе, что сооружения инженерной защиты охватят все садовые массивы, можно только будучи очень большим оптимистом.

Желания энергетиков продиктованы не только потребностями экономики. Завершается реформа РАО ЕЭС. И ситуация, когда имеется большой задел, использование которого сулит быструю и значительную отдачу, — очень хороший повод продемонстрировать эффективность выбранной схемы.

Крупные земляные и бетонные работы очень часто выходят за рамки сметы, поэтому расчеты энергетиков очень приблизительные. Приблизительные они и по другой причине. Точной оценки того, что уже реально построено, не знает никто, кроме самих энергетиков. В результате можно продемонстрировать суперэффективность своей работы, показав, как выполнены работы. В том числе и то, что уже было построено в советские годы. Будем надеяться, что речь пойдет только о приписках, но не о «распиле» денег энергокомпании. Кроме того, большие работы — это большие контракты, за которые стоит побороться.

Может быть, часть подрядов достанется и нижегородским строительным организациям. Но в целом Нижнему Новгороду (и Нижегородской области) грозят большие дополнительные расходы, ухудшение условий для строительства и эксплуатации уже построенных объектов (в заречной части).

Аппаратное сумо

Хватит ли аппаратного веса губернатора Валерия Шанцева для того, чтобы заблокировать инициативу энергетиков, — большой вопрос. Но область начала контригру на новом поле. На каннской Международной выставке недвижимости «MIPIM-2008» в начале марта правительство Ниже­городской области представило сразу пять инвестиционных проектов, из которых три предполагается возвести на площадках, прилегающих к Волге и Оке. Причем один из них — «Борская пойма» или Globe Town — представляет собой фактически план строительства суперсовременного делового центра нижегородской агломерации с общим объемом инвестиций в размере около 1 трлн. рублей. При правильном пиаре этого проекта может оказаться, что уже не Нижегородская область тормозит работы по энергообеспечению российской экономики, а энергетики грозят сорвать инвестиционный проект стоимостью около 40 млрд. долларов.

Битва вокруг больших денег и большой энергетики включает в себя в качестве одного из факторов и планы строительства АЭС на севере Нижегородской области. В этом случае регион выйдет на самообеспечение электроэнергией и сможет говорить о существовании альтернатив повышению выработки на Чебоксарской ГЭС.

Что касается обращения экологов, то они лишь акцентировали внимание на правовой стороне вопроса. Сторонникам повышения уровня Чебоксарского водохранилища для того, чтобы соблюсти законность необходимо добиться решения вопроса на уровне Правительства РФ. Понятно, что принятие нового Постановления Правительства будут лоббировать и Анатолий Чубайс (РАО ЕЭС), и Виктор Христенко (Минпромэнерго). Позиция Эльвиры Набиуллиной определена не столь жестко, но тот факт, что она из команды экс-министра Грефа, а у Валерия Павлиновича в прошлом складывались не самые лучшие отношения с Германом Оскаровичем, не позволяет надеяться на легкую победу над энергетиками.

Марк Павлов