08-05-05
Общество
Естесственно, отбора не будет!
Детей уравняли перед школой. Стоило ли?
Совсем недавно на нижегородском интернет-форуме появилось сообщение о том, что распоряжением Вадима Булавинова (в соответствии с типовым положением) запрещен конкурсный набор в школы. В соответствии с этим распоряжением набор идет в порядке живой очереди «по территориальному признаку». «Новая» в Нижнем», как всегда, решила вникнуть в суть системы.
Первыми на это Постановление «Об утверждении Правил приема обучающихся в муниципальные общеобразовательные учреждения города Нижнего Новгорода» отреагировали, конечно, сами учебные заведения. Например, как стало известно «НГ» в НН», живая очередь с ночными «дежурствами» в дни приема образовалась в лицее №40, расположенном на улице Варварской. Напомним, что это школа с физико-математическим уклоном. За комментариями напрямую к руководству попасть не удалось, но охранник сказал, что никаких ночных очередей не было.
Зато удалось поговорить с родителями одного из детей, и по эту сторону баррикад нам рассказали следующее: «Мы вычитали в Интернете, что с апреля начинается приём документов, и самые активные прибежали уже второго числа. Директор вышел и объявил, что имеет право собирать документы с 1 по 30 апреля. Она вывесит объявление, с какого числа начнется прием, и тогда можно будет подходить. Мы с некоторыми родителями обменялись контактами, чтобы если кто-то первым узнает новости, сразу сообщил бы остальным. Тестирования никакого не проводилось, прием осуществлялся в порядке живой очереди. Нам известно, что с выходом нового распоряжения (в соответствии с типовым положением) запрещен конкурсный набор в школы, создаются некие микроучастки по территориальному признаку, но в лицей № 40 разрешили принимать не по месту жительства. В лицее очень сильные преподаватели, многие рвутся туда для этого, многие — для того чтобы их ребенок оказался в некоем круге общения, достаточно интеллектуальном для школы. Мы с другими родителями стояли несколько ночей в очереди, просили мужей дежурить вместе с нами, а все для того, чтобы закрепить за собой право в начале очереди. Где были те родители, которые сейчас разводят руками? Надо было раньше суетиться. Неужели они думали, что двухгодичное обучение в «Квантике» автоматически дает им право обучаться в данном лицее?!»
Стоит пояснить: всего прошло 75 человек из более чем сотни претендентов. Все дети обучались в дошкольном образовательном учреждении «Квантик», где научились читать и считать, чего многие дошколята делать не умеют. Очень редко можно встретить в детском саду умеющего читать по слогам ребёнка. На данном этапе к дошкольнику предъявляются достаточно высокие требования в области познаний. Многие родители возят своих чад в специальные турне по городам России и Ближнего Зарубежья, с целью расширить кругозор ребенка, дать возможность приобрести некий жизненный опыт, на который он сможет ссылаться при поступлении в учебное заведение. Но это так — лирическое отступление для фона.
В новом Постановлении прописано, что при приеме детей в первый класс не допускается проведение испытаний (в том числе экзаменов и тестирований), направленных на выявление уровня готовности к школе. Собеседование учителя с ребенком можно проводить лишь с целью планирования учебной работы. Но как все выглядит изнутри, мы попытались выяснить у педагога, преподающего дошкольникам: «Недавно в департаменте заявили, что детей, дошколят, не нужно учить читать. Но вы посмотрите на прилавки наших магазинов: покажите мне такой учебник, по которому ребенка можно обучить? Школы предъявляют требования: ребенок должен уметь читать/считать, а департамент образования говорит обратное. Вот такая ситуация с приемом в живой очереди, сложилась только лишь в 40-м лицее — на Автозаводе все проходят тестирование. Оно только официально носит рекомендательный характер. Само по себе тестирование не является объективным. В качестве примера можно привести девочку, которая на вопрос «Что ты видишь после дождя из своего окна?» ответила: «Капли!». Ей сказали, что это неверно, и правильный ответ — лужи. А дело в том, что она живёт на девятом этаже, и над ними была уже крыша, и после дождя с крыш падали капли… Ребенок рассуждает со своей позиции. Также многое в данных тестах зависит от правильной постановки вопросов. Пример: «Что общего между молотком и топором?» Ребенок ответил — деревянная ручка. Неправильно: и то и другое — инструменты. К тому же комиссия, которая принимает данные испытания, полностью незнакома для ребенка, что создает для него некий стресс, и он может растеряться при ответе на некоторые вопросы. Многие специалисты, которые должны заниматься психологическим сопровождением, иногда заваливают ребенка. Тесты, которые используются для определения знаний ребенка, должны служить лишь для проверки первоначальных знаний, сообразительности, определять тип мышления. Все это должно быть лишь рекомендательным материалом. Также свои рекомендации должны давать учителя, которые занимались с ребенком в дошкольных учреждениях. И только потом, уже на основании всего этого, нужно составлять общее мнение о ребенке».
Психологи разделяют такое мнение и говорят о необходимости всестороннего дошкольного развития: «Сейчас в школах на поставленную задачу у всех детей должен получиться одинаковый ответ. Обычная школа развивает лишь средние способности ребенка, не давая развиваться так, как ему самому бы хотелось.
Существует два типа мышления: конвергентное и дивергентное, то есть можно мыслить всегда одинаково, а можно смотреть на проблему с разных сторон. У ребенка совершенно иное видение заданного вопроса, но со временем это видение становится таким же, как у всех. Это уже есть результат воздействия образовательных учреждений. Тестирование должно проводиться лишь с целью определения способностей ребенка, выяснения, что ему ближе — гуманитарные или точные науки. Не нужно забывать о том, что желания ребенка непостоянны и сегодня он может писать стихи, а завтра уже будет решать несложные примеры. Существует, например, тест на определение креативных способностей Гилферда. Главное — не зажимать в ребенке все эти способности с самого раннего детства. Психолог обязан выявить какие-то недостатки в ребенке и работать над ними, чтобы в будущем они не становились причиной стресса и раздражительности».
Вообще на уровне государственной политики мы имеем нацпроект «Образование», помпезно провозглашённый «Год Семьи» и многое другое. Однако официоз официозом, а поступательного движения на одних государственных словах не бывает. Вперёд, по крайней мере.
«В нашей системе нет обсуждаемых критериев выбора школ: рейтинги выпускников, опросы преподавателей ВУЗов выпускники какой школы лучше других усваивают новые знания, — говорит директор частной школы Галина Клочкова. — Лишь 10% родителей задумываются заранее, как минимум за год, о будущем своего ребенка, о выборе школы для него.
Другая проблема — безопасность. А в идеале это должно выглядеть так: из окна дома можно видеть, как ребенок добирается до школы. В законе указано — «принимать по месту жительства». А сколько мест жительства построено без учебных заведений? Складывается мнение, что есть только взрослые люди, которые в свою очередь делятся на производителей и арендаторов со своими машинами и стоянками под них. Дети вне контекста. Почему застройщики вместе с домами не строят к ним школ и детских садов? Школы нуждаются во внимании. В обществе давно сложился некий стереотип: ребенок, который учится средне, добивается в жизни большего, чем тот, который был отличником. Мы продолжаем пичкать детей информацией, вместо того чтобы приспосабливать его к новым условиям выживания, искать в нем способность к конкуренции и повышать его компетенцию. Начальная школа и существует для того, чтобы формировать характер, набираться навыков, организовывать самих себя. А мы все осваиваем программу. Школа — это социальный институт, без которого государство существовать не может. С точки зрения государства, необходимы чиновники и солдаты, а с точки зрения общества, нации — многие другие, в том числе и деятели культуры, спорта. Работоспособные граждане не возникают сами по себе, в них с детства необходимо формировать компетентность, которая позволяет быть уверенными в завтрашнем дне».
Тестирования должны проводиться лишь с целью определения способностей ребенка, выяснения, что ему ближе — гуманитарные или точные науки. Не нужно забывать о том, что желания ребенка непостоянны и сегодня он может писать стихи, а завтра уже будет считать несложные примеры
Отом, что такое «территориальный признак», и о других тонкостях спорного, как выяснилось, постановления «НГ» в НН» пояснила первый заместитель городского департамента образования и социально-правовой защиты детства Стелла Сидоркина: «Проживающие на территории Нижнего Новгорода — это граждане, которые проживают в городе и утверждены за каждым из районов. Нами введено понятие «микроучастки», в которые набираются дети по месту проживания. Опять же для удобства. Для лицеев, гимназий данное понятие отменено. То есть родители, которые хотят, чтобы их дети учились в заведениях данного типа, обязаны подать заявление на имя директора, который в свою очередь обязан их принять в соответствии с количеством свободных мест и в порядке живой очереди».
Понятно одно — школа это действительно серьезный социальный институт, который существенно влияет на будущее нашего государства. Необходимо на законодательном уровне прописать весь спектр проблем российских школ: низкие зарплаты учителям, слабая материальная база (старое оборудование, старые методы обучения). С каждым годом растут требования к дошкольникам, законы же за этим движением не поспевают, либо не хотят поспевать. Ребенок изначально обладает большим потенциалом, и главное — способствовать его развитию. Ключевой фактор — заинтересованность. Пока же к ребенку система относится как к продукту обработки, и на выходе мы имеем лишь посредственность или, куда реже, уникальность.
Алексей Рожин