08-05-05

Экономика

Земля и воля

Вопрос о земле как и 90 лет назад — основной вопрос власти

В срок до 1 мая районные администрации Нижнего Новгорода обязаны выполнить инвентаризацию всех объектов и земельных участков в областном центре. Дело в том, что земельные участки, выделенные под индивидуальное строительство несколько лет назад, простаивают — на них ничего не строят. Мэрия явно торопится: в кратчайший срок необходимо сделать так, чтобы со стороны было ясно — в сфере земельных отношений администрация Нижнего Новгорода наводит и поддерживает порядок. Дело в том, что именно в вопросе о земле сосредотачиваются главные интересы властей — городской и областной (обсуждение проблемы взаимоотношений «город-область» экспертами и обозревателями «НГ» в НН» читайте на стр. 6-7 — Прим. ред.) Именно в этом вопросе возможны большие перемены. Многие из которых подготовит закон «О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Нижегородской области в сфере земельных отношений», который должен быть доработан областным парламентом к принятию во втором чтении до 20 мая 2008 года.

Воля к земле

Некоторое время назад мы уже писали о хлебе и о том, какая непростая ситуация сложилась на хлебном рынке в Нижегородской области. Мы напомнили, что вопрос о хлебе является одним из наиболее существенных для любой власти. Неслучайно одним из первых декретов большевиков, которые в данном случае выступают как образец совершенно новой власти в совершенно необъятной стране, был декрет о хлебе — то есть декрет о земле.

В наше время, впрочем как и всегда, вопрос о земле, являясь одним из наиболее сущностных, отклоняется от проблем хлеба довольно далеко. Собственно, мало кого интересует земля как территория, где будущий владелец намерен заняться столь смешным, неприбыльным с точки зрения коммерции делом как выращивание хлеба. Серьезные люди хлеб не растят — они его кушают, кушают с икрой и полюбившимися куриными пупочками, а чтобы иметь возможность делать это на земле серьезные люди строят высокоприбыльные объекты. А также этой землей спекулируют.

С самых первых дней работы в Нижегородской области знающий толк в строительно-земельных отношениях Валерий Шанцев стал пробиваться к нижегородской земле. Как всякий, кто стремится сосредоточить в своих руках все рычаги власти, будь то политические, будь то хозяйственные, будь то финансовые, новый нижегородский губернатор стремился получить полную власть над нижегородской землей.

Нижегородцы от управления нижегородской землей, в отличие от, скажем, социальной сферы, были устранены даже в администрации Валерия Шанцева. Все ключевые должности были предоставлены москвичам. Показательно, что хоть агарным сектором и продовольствием в новом нижегородском правительстве был призван заниматься нижегородец, вся земля досталась выходцам из столицы.

Но разумеется, главная земля нижегородчины лежит не в Воротынском или Семеновском районе. Главная земля — в Нижнем Нов­городе. А она находится пока в ведении администрации областного центра. Противостояние двух властей в регионе — областной и городской — нигде не достигает такого накала, как в вопросах о земле. Двоевластие в управлении землей — явление зыбкое и неустойчивое. Неслучайно по новому закону мэрия обязана передать все (!) свои заключенные договоры аренды в ведение Министерства имущества правительства Нижегородской области.

Мэрия сопротивляется как может. Здесь тоже знают вкус земли. На сегодняшний момент в Нижнем Новгороде действует порядка девяти тысяч договоров аренды, и лишь три из них, срок действия которых истек, были переданы по указанному адресу. Действующие договоры, которых порядка шести тысяч, муниципалитет передавать отказался: здесь мотивируют отказ тем, что собирают по договорам арендную плату, ведут судебную работу по взысканию недоимок и прочее.

Главные претензии Валерия Шанцева к Вадиму Булавинову, главе Нижнего Новгорода, претензии, которые повторяются раз от раза, — что мэр и мэрия неэффективные хозяйственники и управленцы. Именно поэтому нижегородской мэрии столь важно подчистить все «хвосты» в преддверии принятия областным Законодательным собранием во втором чтении закона области «О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Нижегородской области в сфере земельных отношений», который должен окончательно установить, кто и чем будет владеть, — это сведет к минимуму обоснованные упреки.

Показательно, что хоть агарным сектором и продовольствием в новом нижегородском правительстве был призван заниматься нижегородец, вся земля досталась выходцам из столицы

Оттого в начале апреля в ходе оперативного совещания в городской администрации исполняющий обязанности мэра Нижнего Новгорода Сергей Гладышев дал поручение главам районных администраций инвентаризировать собственность. И если земельные участки, которые были выделены под индивидуальное строительство, продолжают оставаться незастроенными — разобраться.

Земля — на волю

А упрекать есть в чем и есть за что. Причем не только мэрию.

«Простои» на земельных участках — первый признак того, что выделенная земля может являться объектом спекуляции. А спекуляция землей на территории Нижегородской области становится весьма обычным делом.

Любопытно, что касается это всех типов земель, каковые, как известно, не равны перед законом — в смысле, цель предполагаемого использования земли накладывает определенные ограничения и, напротив, льготы при ее использовании. В Нижегородской области все чаще спекулируют землями и отданными под индивидуальную застройку, и под застройку коммерческую, и даже землями сельскохозяйственного назначения. И контролирующие органы, власти, об этом знают.

Например, известна проблема, с которой вынужденно столкнулись строители объезда Нижнего Новгорода с юга. В лучших традициях западных политических триллеров небольшой участок земли, через который, согласно проекту, должна пролегать трасса, был выкуплен спекулянтами — и, должно быть, недорого. В свою очередь, государству новые владельцы выставили за эту землю миллионный счет.

Или, скажем, история о том, как в Борском и Бого­родском районах предприимчивые и энергичные люди скупали земельные паи крестьян-землевладельцев (и тоже за гроши), а затем фактически подвергли шантажу государственные органы власти, требуя весьма большие деньги за выкуп земли — в этих местах предполагалась прокладка подъездных путей.

Любопытно, что формально собственники (как правило, новые и недавние) находятся в своем праве и действуют в рамках закона: при изъятии земельного участка для своих нужд власть обязана заплатить владельцу рыночную, то есть договорную, цену. Это ли не тот случай рынка, когда землю отпускают «на волю»?

Дело ведь в том, что земельные отношения в современной России — вопрос чрезвычайно сложный, запутанный и с трудом регулируемый. Противоречия в сфере регулирования земельных отношений как в федеральном, так и в региональном законодательстве существовали очень долгое время и полностью не устранены до сих пор. Далее всего в этой области продвинулись федеральные нормативные акты — Земельный кодекс РФ, в частности.

Неувязки между последним, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и находящимся пока в проекте региональным законом «О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Нижегородской области в сфере земельных отношений» должны утрясти поправки в этот последний, которые сегодня вносят депутаты областного Законодательного собрания перед принятием его во втором чтении.

Кроме спекуляции с землей и постройками, на ней можно много еще чего делать разного. Например, по словам вице-мэра Ниж­не­го Новгорода Сергея Глады­шева, на муниципальной земле многие коттеджи и индивидуальные жилые дома и вовсе не зарегистрированы, а это означает, что город не досчитывается каждый год изрядной доли налогов.

Областные власти, разумеется, винят мэрию в неэффективности и заявляют, что взяв земельные отношения полностью в свои руки, сумеют навести порядок. Хотя, повторимся, случаи предосудительного ведения дел с землей наблюдаются по всей области.