08-05-05
Только на сайте
Испытание Америкой (8)
Часть 8. Уроки счастья
Вначальных классах американской школы пишут только карандашом. При это никто не следит, как ты держишь свой карандаш, никаких прописей с палочками и закорючками, что быстро переняли и наши, российские, школы. В сторону примитивизма всегда легче идти. Два года школьники пишут только печатными буквами, что некоторыми усваивается на всю жизнь, и лишь в третьем классе пишут прописью. Писать карандашом на протяжении четырёх лет считается приметой американского прагматизма: написал неправильно — стер, а потом переписал заново. Экономия бумаги и нервов.
На уроках математики цифры заучиваются, как буквы. На простейшие арифметические действия, сложение и вычитание, обращают особое внимание и тренируют на множестве примеров, причем категорически запрещается считать на пальцах.
Уже в начальных классах учеников приучают к операциям купли-продажи под видом усвоения математики на практике. Для этого устраивают bake sale — распродажу печений, купленных или выпеченных родителями. На этом самодеятельном базаре одни из учеников становятся продавцами, а другие — покупателями, с последующей сменой ролей. Дети учатся правильно сдавать сдачу и проверять её, «не отходя от кассы».
В школах принято, особенно в старших классах, проводить «научные ярмарки» (science fair), на которых надо представить собственный научный проект, наглядно иллюстрирующий тот или иной закон физики, химии, экологии и прочих школьных предметов. Надо показать, например, как проходит та или иная химическая реакция, желательно с видимым эффектом. Или на собственноручно изготовленном макете или модели показать действие торможения, трения и так далее. Или составить план экологических мероприятий по оздоровлению окружающей среды.
Похвальна стратегическая задача американских учителей приучить своих воспитанников к чтению книг. Как в добрые советские времена, учитель дает на лето (и не только) список книг, необходимых к прочтению. В американской школе порой требуют родителей расписываться в дневнике школьника, регистрирующем сколько страниц им прочитано за день или неделю. В США есть детское издательство «Scholastic», прайс-листы которого на новые издания распространяются в школах. Стоимость книг, особенно детских, чисто символическая. В книжном магазине города Рестон (Rest в переводе означает отдых, значит, это город отдыха) я покупал книги по истории Древнего Египта, Древнего Рима, богато иллюстрированные, на мелованной, дорогой бумаге за 15 долларов (получают же самые бедные американцы 2000 долларов в месяц). Представьте, что в России они стоили бы 15 рублей, их бы расхватали за несколько часов. Такую же стоимость имеют книги по искусству, которые у нас могут стоить по пять-десять тысяч рублей при средней зарплате в пять тысяч.
В американской школе нет родительских собраний в нашем понимании, а есть индивидуальные встречи родителя и учителя. Организуются они следующим образом: отец или мать ученика передает с ним учителю записочку, в которой сообщает удобное для себя время встречи, а учитель возвращает её с подтверждением. К назначенному времени в школе собирается группа взрослых, как на прием к психотерапевту. Учитель вызывает того или иного родителя и в пятиминутной беседе, не более, тет-а-тет говорит ему нелицеприятную (а может и приятную) правду о его дитяти. Содержание беседы остается тайной, если, конечно, родитель не разболтает приятную для него часть беседы.
Изъяны такого метода общения учителей и родителей налицо. По данным Американской коалиции отцов и детей (American coalition for fathers and children, ACFC, — каких только коалиций и комитетов нет в США!) 93% школьных учителей не знают о семейном положении своих учеников. Из-за этого происходит много малоприятных ситуаций. В штате Массачусетс 14-летний тинейджер повесился после того, как учительница перед всем классом попросила мальчика рассказать, кем и где работает его отец, о местонахождении которого не знала даже сама мать ребенка.
Практикуются, между тем, общие собрания, проводимые директором школы с учениками, на которые родители не приглашаются. Однако родители вправе написать записочку с вопросом директору, которую зачитывает ребенок.
Лист успеваемости (report card) выдается ученику по окончании учебного года. Оценки по каждому предмету выражены в процентном отношении: 100% — сверх отлично (вот откуда, видимо, пошло выражение 100-процентный американец). Мерило, впрочем, неплохое и очень показательное. 50% — значит трудился в полсилы. Но самое интересное заключается в том, что индивидуальные показатели по каждому предмету сопоставлены со среднестатистическим уровнем по стране. Ребенку, а особенно его родителям, как бы дают понять, что его успехи небезразличны стране, а верховная власть, организуя службу статистики, думает о каждом гражданине, какого бы возраста он ни был.
Каникулы у американских школьников только зимой и летом. Весенних и осенних нет вообще. При этом зимние каникулы очень короткие: от Рождества (25 декабря) до Нового года. Летние каникулы также короче российских и начинаются в конце июня. В США детей с детства приучают к образу жизни взрослых, которые не избалованы продолжительными отпусками — две недели в год и… достаточно.
В паблик скул запрещено прилюдно проявлять свои чувства. Например, обнять своих подруг на радостях от наступающих каникул или полученной пятерки. Наказание – отсидка после уроков в пустом классе в течение нескольких часов. Как соотнести это с тезисом, что школа должна приносить счастье, весьма непонятно. Наверное, локальный перегиб.
Детям в США постоянно дают понять, что они, независимо от цвета кожи, — дети одной страны. Мы с внуком часто смотрели обучающие мультипликационные игровые видеофильмы фирмы «Энштейн», купившей право на использование фамилии выдающегося физика. В них, если показывают игровой момент, то наряду с белым мальчиком непременно соседствуют черные, желтые дети. В каждом таком эпизоде! Политкорректность — новое модное словечко, не выходящее из речевого оборота взрослых, — для школ тоже не пустой звук. Если ты поешь песенку о Рождестве Христовом, то не отказывайся петь и про Хануку, отмечаемую примерно в одно и то же время. Хотя вопрос о религии считается в школе, со слов очевидцев, одним из самых щекотливых и вызывающих острые дебаты.
В средних школах (9–12 классы) организуются классы для способных учеников (Gift and talented classes in the high schools), которые занимаются по особой программе. Уроки в таких классах зачастую ведут преподаватели колледжей и университетов. Для поступления в эти классы не сдаются экзамены в нашем понимании, а проводится лишь собеседование. Особо учитывается средний балл по итогам всего обучения в общественной школе. Слабый и бедный ученик не пойдет учится в университет. Деньги и здесь являются всеобщим регулятором и барьером, через который трудно перепрыгнуть.
В американских школах широко применяется установка на получение счастья, а не только знаний. «School is fun», — так говорят на протяжении многих поколений американские родители, отправляя своих чад в школу. «Школа должна (выделено мной – Ч.М.) приносить удовольствие!» И если школьник думает иначе, то в глазах окружающих это говорит не о наличии у него самостоятельного взгляда на окружающий мир, а о том, что этот ребенок не в порядке и его надо отвести к врачу-психиатру. Кстати, и в России на реалистический подход к жизни у школьников, да, впрочем, не только у них, глядят косо. Отвлечь, увлечь и одурачить — таковы приемы у мошенников и от рекламы, и от жаргонной культуры, и от воспитания порой. Практика показывает, что эти приемы актуальны во все времена.
По данным психологов университета Чикаго, американцы часто не способны полностью понимать иную точку зрения, так как не могут примерить на себя взгляды собеседника, у них нет таких навыков или они попросту не развиты. Не потому ли в некоторых американских школах стали вводить факультативные уроки обучения шахматам: эта игра, одна из немногих, заставляет при болезненном поражении уважать ум противника и развивает способность к пониманию мыслей человека, сидящего напротив.
Достижение счастья в общегосударственном масштабе — главная цель заокеанской жизни, а тем более в детстве. Эта цель сформулирована двести с лишним лет назад в таком серьезном документе, как Декларация независимости, которую прижимает левой рукой к груди мисс Либерти – статуя Свободы. Еще раз напомню главную мысль Декларации: «…люди созданы равными и наделены Богом некоторыми неотчуждаемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью». В XXI веке никого из американцев не интересует, что Т. Джефферсон, основной её автор, создавал свою прокламацию (по-другому сказать трудно) под впечатлением трудов философов-утопистов (Сен-Симон, Кампанелла). Он, как убежденный идеалист, действовал без задней мысли.
Затвердили отцы-основатели в Конгрессе право на счастье (the pursuit of happiness) — значит подавай-ка его сюда и немедленно. Может быть, не так решительно, как я предположил, но ожидание счастья, этого симбиоза сытости в желудке и легкости на сердце, от которой хочется плясать и постоянно улыбаться, как в детстве, не оставляет американца всю дальнейшую жизнь. Он и улыбается на людях, чему его научили в детстве, всю дальнейшую жизнь, как бы она не складывалась.
Михаил Чижов