08-05-12

Культурный слой

Молодые литераторы, кто они?

Два дня в сонном ещё апреле в Зеленом Городе вековые сосны и едва зазеленевшие березы наблюдали странное оживление. На турбазе «Чайка» в третий раз подводил итоги ставший традиционным и выросший до межрегионального статуса нижегородский фестиваль-конкурс «Молодой литератор». В нынешнем году он получил дополнительное название «Уроки литературы». Актуально: литературы становится все меньше, и в школах тоже, а потребность в ней растет. Ибо она целебна. Молодые историки, инженеры, финансисты, программисты, пиарщики, социологи, филологи — казалось бы, если ты такой умный, зарабатывай и не отвлекайся. А они пишут, пишут стихи и прозу и хотят научиться писать ещё лучше.

Мастер-классы в этом году проходили в небольших группах, с максимальным вниманием к каждому участнику. Эта давняя традиция литературных лекториев и семинаров в нашем фестивале дополнена уникальным для литературных тренингов мастер-классом по сценической речи. Его постоянный ведущий — актер и режиссер Лев Харламов. В числе постоянных экспертов фестиваля: литературовед, преподаватель ГГУ Леонид Большухин, писатель Захар Прилепин, поэт, кандидат филологических наук Евгений Прощин, исполнительный директор журнала «Октябрь», писатель Ильдар Абузяров. В этом году в экспертный совет были приглашены поэт и культуртрегер Михаил Богатов (Саратов) и главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский (г. Москва).

Поэзия

В поэзии в этом году на ковре «Молодого литератора» было много ярких молодых имён — и призёры прошлого фестиваля, и новые финалисты, и гости из Казани и Саратова.

Новые и по-новому прозвучавшие голоса Софьи Греховой, Инги Мациной, Айрата Багаутдинова, Григория Гелюты, Ольги Грачевой, Марии Ташовой, Александра Мисурова, Кирилла Ежова, Маргариты Чикалиной и других молодых поэтов, разговоры и споры о поэзии, днем и ночью.

Поэзия — это «когда б вы знали…». Но не знаете, нет. Из особой формы незнания и мудрости пишутся стихи.

Алена Агеева, получившая в этом сезоне Гран-при в поэзии, сама-как-она-читает, вызывает лично у меня ассоциативно словосочетание, казалось бы, далекое от литературы. Словосочетание такое — «волновая природа света». Алена занимается пантомимой, и для неё характерна особая пластика, особая, прописанная особыми знаками-нотами, партитура словесного жеста.

Есть такое почти междометие, которое обозначает сильный наплыв эмоций: «Слов нет – одни буквы!» У многих молодых литераторов в стихах что-то подобное. Сильный наплыв мыслей — я не исключаю, что он бывает, более того, точно знаю, что у некоторых был, — но на письме тот же результат.

То, что мне не нравится, но явно присутствует как тенденция — стихи сильно отдают кукольным театром и младшей группой детского сада. Очень много игрушек.

В этом году финалисты читали в конкурсной программе два раза. Это плюс. Правило для стихов: читать вслух и, как минимум, два раза. Как правило, помогает понять, что стихотворение никуда не годится. Читали два раза, но разное. Поэтому результат смешанный и неубедительный.

Проза

Когда выходит юноша, он с высокой вероятностью начинает читать от лица женского персонажа. Когда выходит девушка — от мужского.

Отличить основную массу текстов «прозы» урожая нынешней весны от слабых верлибров почти не представляется возможным.

Вообще-то, когда проза появилась из океана поэзии, она позаимствовала у поэзии ритм в качестве хребта, но он, видимо, был слишком зыбким и ненадёжным, переменчивым, и в борьбе за жизнь гибкий позвоночник ритма превратился в костяк сюжета. В прозе должен быть сюжет.

В молодой прозе слишком чувствуется ещё древнее, генетическое родство с поэзией. Но поэзия может быть сколь угодно метафизична, а проза должна быть «физична». Она решительным образом требует любви к жизни, к её зримой вещественности, к воплощенности, к действию. И как это ни банально, требует жизненного опыта. Личного участия в трудных делах.

Получение Гран-при этой весны по прозе Александрой Сапожниковой, «джигиткой» (её ник в ЖЖ) абсолютно естественно. Это тот случай, когда слова обеспечены «золотым запасом». Ей не надо рассказывать о том, что такое «окопная правда», она это знает. Когда она пишет слова, она отдает их так же «легко», как свою донорскую кровь, нужную другим. «Легко», понимаете ли, — она делает это постоянно. При её миниатюрности и женственности, в ней мерцает… не то чтобы воинское начало… какой-то неповторимый стоицизм красоты и добра. Бойцовая роза.

Так приятно было видеть, как дружны и нежны друг к другу казанцы. Они читали-выступали от любви к миру и к искусству. Произвели на меня впечатление нежного фейерверка. Они взаимодействовали. Они преподали нам свой урок литературы.

Саратовцы — философы. У некоторых из них это даже будет написано в дипломе. Поэтому они глубоко интровертны. Они очень серьёзны, просто очень, как глубоководные рыбы, им даже трудновато подняться на поверхность (на поверхностность). Мне лично именно этим понравились и запомнились.

Я люблю наш фестиваль «Моло­дой литератор» за непредсказуемость. Эксперты присутствовали на чтениях в непредсказуемом составе и непредсказуемом количестве.

К концу вторых, заключительных чтений количество экспертов, находившихся в зале и в сознании, стремилось если не к нулю, то к величине крайне малой.

P. S.

В заключение хочу сказать. Вы, дорогие молодые, подчеркиваю, литераторы, подчеркиваю двумя чертами, — пишите. Пишите. Вы талантливы, — иначе не оказались бы вы в этом зеленом апреле в Зеленом городе, такие разные, такие животрепещущие… Уроки литературы — разве они закончились? Продолжение следует. Продолжение следует всегда.


В защиту русского языка

Может ли знание русского языка, владение языком быть проверено и оценено с помощью теста? Может ли школьное обучение языку и литературе быть ориентировано на прохождение теста? Любой словесник, имеющий опыт работы в школе, любящий и чувствующий свой предмет, скорее всего, скажет: «Нет».

Речевая деятельность человека, человек/язык – динамическая система, не вполне поддающаяся анализу. Процессы, происходящие при чтении и восприятии поэзии или при написании творческой работы происходят в другом полушарии мозга, нежели анализ и количественные, цифровые манипуляции.

Неутихающий ропот, возражения и протесты словесников, весь год обсуждающих тихую чудовищность «ЕГЭ по русскому и литературе» не были услышаны. Наоборот, в апреле ситуация усугубилась очередными «нововведениями».

Объявленное недавно выведение русского языка и литературы в область, по сути, факультативного изучения в школьной программе грозит серьёзным и необратимым подрывом национальной культуры. Такая образовательная политика может вырастить только беспомощных и дезориентированных исполнителей чужих распоряжений, говорящих и пишущих на упрощенном разговорном наречии, лишенном смыслов, которые мы наследуем от великой русской культуры. Деградация и невежество, компьютерная и «визуальная» зависимость молодежи в противовес вербальным основам русской культуры — тревожные симптомы, о которых говорят и пишут педагоги-словесники, психологи, филологи, представители других научных дисциплин.

Руководство Министерства образования и науки не считает необходимым преподавать в школе русский язык и литературу в необходимом объеме, который формирует мировоззрение гражданина и считает необходимым ориентироваться на тесты. Кто не видит для России никаких перспектив, не видит государственной задачи воспитания полноценных граждан.

Министерство, отвечающее за образование, в руководстве которого нет ни одного филолога, последовательно инициирует и проводит в жизнь решения, которые делают фактически невозможным эффективное и качественное обучение русскому языку.

Работа словесника — это всегда индивидуальная работа со словом и с человеком. Язык и литература слиянны и взаимопроникновенны. Есть вещи, которые не поддаются анализу, — они уникальны и феноменальны.

Именно на уроках литературы в душах детей зарождается то, что мы называем прекрасным русским словом «совесть». Проведение творческих работ и сочинений, проверка тетрадей, да и вообще, любой настоящий урок русского языка и литературы — ненормированный и очень ответственный труд, за которым, к тому же, стоит огромное, системное знание многовекового литературного контекста.

Словесник мыслит глубоко и системно и учит тому же. Но если Министерство образования и науки не имеет национально ориентированной системы ценностей, оно, скорее, препятствует тому, чтобы эта система ценностей воспроизводилась, развивалась и укреплялась.

Оценивая нынешнее состояние преподавания русского языка и практики его применения в массовых изданиях, на радио и на телевидении как недопустимое и крайне опасное для судьбы нашей страны и нашего народа, мы обращаемся к президенту Российской Федерации и предлагаем незамедлительно принять ряд мер, среди которых первые и главные:

1.Провести объективную оценку деятельности руководства Министерства образования и науки, определить персонально ответственных за разрушение системы высшего и среднего образования, заменить ответственных лиц, явно не справляющихся с подобной ответственностью, допустивших несостоятельные «реформы».

2. Отменить тестовую систему школьных и вузовских экзаменов по гуманитарным предметам, прежде всего – по русскому языку и литературе. Вернуть предмет «Литература» в перечень обязательных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены в средней школе на аттестат зрелости.

Марина Кулакова (филолог, учитель, писатель, Нижний Новгород), Альбина Иващенко (филолог, «Учитель года-2000», Нижний Новгород), Елена Лобова, Наталья Лаптиева, Елена Синица (преподаватели русского языка и литературы, Нижний Новгород), Мария Кузнецова (филолог, преподаватель, журналист, Нижний Новгород), Ольга Куранова (филолог, редактор, Нижний Новгород), Станислав Зелянин (член Союза журналистов России, Архангельская область), Роман Попов (кандидат филологических наук, Архангельская область), Андрей Рудалёв (консультант по связям с общественностью Совета депутатов, журналист, литературный критик, Архангельская область), Лилия Габдрафикова (журналист, Уфа), Елена Усачёва (детский писатель, журналист, Москва), Елена Намаконова (Сахалинский областной центр народного творчества, информационно-аналитический отдел, Южно-Сахалинск), Анна Матасова (журналист, Карелия, г. Питкяранта), Елена Борода (кандидат филологических наук, докторант кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов) и еще более 20 подписей.

Марина Кулакова