08-05-12
Среда обитания
Убивать, чтобы учиться?
Экологи и правозащитники предлагают заменить реальные учебные опыты на животных на виртуальные
По их мнению, Россия застряла в прошлом, где господствует мысль о том, что стать хорошим медиком, ветеринаром или биологом можно только благодаря проведению экспериментов над животными. Сегодня зоозащитники пытаются напомнить о моральной стороне вивисекции. Им вторят защитники прав человека, напоминающие о том, что люди тоже имеют свои убеждения, гарантированные им Конституцией РФ и что молодёжь идёт на биофак «учиться, а не убивать».
Не так давно руководство кафедры зоологии знаменитой московской Тимирязевской академии заявило о прекращении экспериментов над животными. Вместо них в учебном процессе теперь используются компьютерные программы и видеокассеты, переданные Международным сообществом за гуманное образование (ИнтерНИЧ). Годом раньше ИнтерНИЧ предоставило ряд программ для апробации. Программы понравились и студентам, и преподавателям и в результате были приняты в качестве замены препарирования животных.
По следам этой московской новости на прошлой неделе был организован пикет у входа в университетский городок ННГУ, требовавший внедрить альтернативные методы обучения в программу нижегородского вуза. При этом акция была направлена не против экспериментов над живыми существами, а за выбор для каждого обучающегося — убивать или нет. «Мы вышли сказать не о том, что вивисекция — это плохо, а о том, что студенты могут выбирать и не бояться. Наша акция направлена на то, чтобы напомнить студентом, что у них есть выбор — делать опыт или нет», — сказала участница пикета Антонина Авдеева. По её же словам, выбор этот зачастую остаётся только на словах, а студенты вынуждены участвовать в экспериментах.
В деканате биологического факультета ННГУ «Новой» в Нижнем» сказали о том, что такого быть не может. Никто никого ни к чему не принуждает по одной простой причине: сейчас, по сравнению с советскими временами, на всех студентов не хватает «опытного материала», поэтому пять из шести студентов просто наблюдают за экспериментом, а не участвуют в нём непосредственно. А борцы за свои права, по мнению работников деканата, — это нерадивые студенты, которые пьют пиво в туалетах, курят в коридоре, прогуливают лекции, и в свободное от этого время устраивают пикеты близ стен родного факультета. А кто ещё? Больше некому! Нравы упали, вот и борются за права, только бы не учиться.
Пикетчики, среди которых, к слову, не было ни одного студента биофака, собирали подписи в поддержку москвича Романа Белоусова, отчисленного из МГУ за нежелание не только участвовать, но и наблюдать за опытами над животными. По словам участников акции, альтернативой вивисекции могут быть эксперименты на трупах умерших животных, практика в качестве ассистентов или просто наблюдающих в ветеринарных лечебницах и те же компьютерные программы. У последних есть ряд плюсов. Например, виртуальный эксперимент можно легко повторить в случае необходимости, на что не всегда есть возможности в случае опытов над животными.
Даже если сторонники вивисекции правы в том, что некоторые опыты стоит проводить исключительно на живых организмах, всё же кажется абсурдным, допустим, отрезать лапу живой лягушке, чтобы посмотреть на её реакцию, в то время как можно смоделировать этот эксперимент на компьютере. К тому же время показывает, что такая форма подготовки специалистов работает и что это не заговор международного сообщества по подрыву системы здравоохранения России. Опыты над животными в учебных целях вот уже несколько лет запрещены во многих странах.
Но сначала нужно, чтобы у каждого студента был компьютер, нужны компьютерные аудитории и специальные программы. И если руководство ННГУ и захочет закупить всё это во спасение жизней несчастных лягушек, кроликов и морских свинок, то будет это, наверняка, ещё не скоро.
Сергей Еремеев