08-05-12
Общество
Венок усадьбам
Инвестиции в макияж для истории
Нижегородскому правительству, мечтающему о туристическом буме, достались в наследство остатки русских усадеб с парками. Согласно законодательству, от верной кончины дворянские гнезда может спасти только инвестор, который, как оказалось, больше следует своим вкусам в деле восстановления усадеб, нежели исторической правде. Поэтому кончина, видимо, не отменяется.
Поместье оптом
Региональные власти совершенно законно пытаются найти нового хозяина для старинных дворянских и купеческих усадеб. Строения и парки, как правило, требуют восстановления и надлежащего содержания, что предусмотрено в охранных обязательствах и, кстати, обходится весьма недешево. Словом, помыслы властей совершенно благие. Как благостно и желание депутатов Законодательного собрания Нижегородской области убедиться в том, что усадьбы оживают. Посещение усадьбы Пашковых в селе Ветошкино Гагинского района вызвало двойственное ощущение. Похоже, что бережное восстановление с соблюдением исторической правды ей не угрожает.
ООО «Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» приобрел усадьбу Пашковых на торгах за 4,3 млн рублей. То есть, оптом, по цене модной иномарки или хорошей новой квартиры в Верхних Печерах, были проданы руины господского дома с террасами, флигель, конюшенный комплекс с манежем, домик доктора, арка-хранилище и больница для крестьян. Разумеется, с землей и старинным парком. Все это являет собой объект культурного наследия регионального значения. Стоит отметить, что дело не в цене вовсе. В региональном правительстве вообще звучат мнения, что достойный инвестор при условии полного восстановления исторического облика усадьбы должен получать объект чуть ли не бесплатно. И возможно, это правильно. Так как экспертизы, исследования, проекты восстановления и сами реставрационные работы, без которых усадьба не может стать объектом туристического интереса, очень дороги. Несмотря на то, что инвестор не огласил перед прессой размер своих вложений в пашковскую усадьбу, надежды любителей старины теплились – Ветошкино имеет интересную историю, ради знакомства с которой турист готов преодолеть 180 км от Нижнего Новгорода. Теплились до тех пор, пока инвестор не произнес фразу о том, что сама история несколько скучна и нуждается в макияже.
«История скучна»
Мир русской усадьбы — это совершенно особый мир, в котором есть место всему: барским причудам и забавам, домашним сортам водки с названиями на каждую букву алфавита, подземным ходам, сельской ярмарке в честь иконы, подаренной Иваном Грозным, семейным тайнам и архитектурным загадкам. Ветошкино являет собой именно такое дворянское гнездо.
Теперь это «зимний дворец Пашкова»
А это «темница для крестьян»
Это был подъездной дворик усадьбы
По своей архитектуре главный дом усадьбы, решенный в стиле английской викторианской эпохи, не имеет прямых аналогов в кругу современных ему архитектурных памятников, как провинциальных, так и столичных. Значительные габариты главного дома, высокое качество строительных работ, неповторимость его архитектурных форм поистине поразительны и уникальны в русской усадебной архитектуре. Архитектурный замысел усадьбы довольно необычен и не лишен творческой фантазии — дом стоит на самой высокой точке парка, расположенного на склонах припьянских холмов. Вилла-дворец лаконично вписана в окружающий холмистый ландшафт: здание как бы вознесено на высокий постамент-террасу, с укрытыми в ней кладовыми, подвалами, погребами и даже тоннелем, выходящим к реке. В трехстах метрах стоит храм. Разумеется, усадьба имела и множество второстепенных построек — больницу, школу, дом врача, флигель для семьи управляющего, комплекс конезавода, водонапорную башню, хранилища и, конечно, парк и фруктовый сад с прудами… И весь этот мир жил своей жизнью, в которую современный турист-ценитель мечтает заглянуть хоть одним глазком. Ну, появляются же музеи валенка, пряника, самовара, мыши и так далее. А почему не может появиться музей русской усадьбы?
Наведение макияжа на скучную историю идет полным ходом. В арке-хранилище, куда при барине на подводах завозили продукты для складирования в леднике, теперь открыт музей Пашкова. Мягко говоря, место неподходящее. Тем более, что кроме удивительно скудной экспозиции, материалы к которой, видимо, были добыты за один день чтения в областной библиотеке, там располагается… тюрьма для крестьян. Информации о том, что просвещенный и глубоко религиозный владелец-дворянин увлекался наказаниями крестьян, нигде не встречается. Барин как-то предпочитал строить приют, больницу и школу для ветошкинцев. Впрочем, удивление пропадает, когда узнаешь, что тюремные и пыточные экспозиции присутствуют и в других объектах этого инвестора. Тогда сразу отпадает возмущение, почему цепью к нарам прикован женский манекен в современном нижнем белье. Только при чём тут Пашков? В ответ на слова новых хозяев о желании привезти в усадьбу пашковских потомков хотелось крикнуть: «Не делайте этого!». Стыдно же!
Бывшую больницу с легкой руки инвестора теперь принято называть «зимним дворцом Пашкова». Для отделки скромной двухэтажной больницы пригодились белокаменная отделка господского дома, пролеты мраморных лестниц, остатки художественной ковки оттуда же. Даже клумбу перед теперь зимним дворцом сложили из бывшей облицовки окон барского дома. Получилось очень хорошо. Инвестор планирует сделать здание туристической гостиницей. Там, где раньше был операционный зал с уникальным на всю округу фаянсовым полом и передовым для той эпохи инструментом, теперь стоит «восстановленный по эскизам» гжельский камин. Не думайте, что у Пашкова в больнице или даже в доме была гжель. Просто господин-инвестор имеет в своих активах производство гжельской посуды и прочих вещиц. Поэтому пашковская усадьба тоже занялась рекламой этого чудесного синего узора.
Даже экскурсовод из местных жителей, от которого туристы всегда ждут правды и только правды, потому что все остальное в деле истории не имеет значения, почему-то замалчивает многие факты. Экскурсоводу неведомо, что зимний дворец — это крестьянская больница, что вековой гранитный камень, лежащий в центре клумбы на парадном дворе, переехал на другой объект инвестора.
Восстановление уникального господского дома вообще пока не предвидится. Инвестор сослался на заключение многочисленных экспертных комиссий, которые сочли восстановление невозможным. К тому же особенную радость ему доставляло сравнение пашковского дворца с руинами Италии и Греции. Красиво, мол. Да, до сих пор красиво. И безумно жалко. Впрочем, это не мешает инвестору планировать открытие в бывших кладовых и винных погребах дворца гостиницы. Тяжелые сводчатые потолки и подвальная планировка, видимо, будут сильно напоминать тюрьму. Странное тяготение. К тому же предполагается, что то ли охранять, то ли прислуживать постояльцам будет персонал в костюме казаков. Удивительный поворот мысли.
Без внимания остаются не только все остальные объекты усадьбы, но и действующая церковь, которую в начале XIX века построил барин в 100 метрах от дома. Она входит в усадебный комплекс, но принадлежит епархии, а инвестор готов мириться с ее требующим реставрации видом. А храм был когда-то самым богатым на всю округу, имел уникальную икону, в честь которой устраивалась сельская ярмарка.
Вообще далеко не до всего доходят руки и деньги нового хозяина, и это неправильно, по мнению специалистов. Посетившая усадьбу Светлана Зеленова, заместитель начальника Государственного контроля учета объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области считает, что усадебные комплексы должны передаваться комплексно и одному инвестору, чтобы он восстанавливал все, а не выборочно. К тому же реставрация должна соответствовать научной документации. Недопустимо, отмечают эксперты, переносить элементы одного объекта на другой. И все же контроль за действиями инвесторов после передачи им старинных усадеб, видимо, полностью отсутствует.
«Вспоминаю этот мир с томлением в сердце»
Лично мне совершенно непонятно, как упоительный после расчистки парк с пятисотлетними дубами и вековыми лиственницами над рекой Пьяной, красно-белый комплекс усадьбы, белоснежный храм, манеж в окружении старинных лип может навеять мысли о тюрьмах? Почему нельзя восстановить усадьбу, за отдых в которой, возможность пожить в прежних интерьерах, покататься на рысаках, которых разводил на своем конезаводе Пашков, туристы будут платить деньги? Как писал в своих мемуарах один из представителей дворянства позапрошлого века, «думая о своем усадебном гнезде в ста верстах от столицы, вспоминаю этот мир с томлением в сердце». Господин знал толк в этом. Он представлял «свою молодую жену за пяльцами, сидящей в гостиной на вычурном стуле или гуляющей в тенистом парке с французской книжкою в руках, всех этих Малашек и Палашек, пробегающих на зов молодой барыни мимо мраморных Амуров и Психей, мальчишку-казачка, таскающего длинные чубуки гостям, расположившимся на низких развалистых восточных диванах или за столом с зеленым сукном». Впрочем, инвестор сам решит, что интереснее — уникальная возможность почувствовать себя гостем дворянской усадьбы или заключенным подвала. Разумеется, восстановление и содержание такого комплекса обойдутся в большие суммы, но близость к Большому Болдино и уникальность предложения сделали бы усадьбу Пашковых известной. Хотя большие затраты и необходимость скрупулезной работы не вяжутся с любовью инвестора к дешевым гипсовым бутафорским грибам, гномам, расставленным на исторических лужайках, и женским манекенам в белье и цепях. Также непонятно, как экскурсовод может не понимать, кем был Пашков — масоном, баптистом или евангелистом. Словом, не такого восстановления заслуживает пашковская усадьба.
Разумеется, члены регионального правительства, депутаты заксобрания и инвесторы — образованные люди. Возможно, кто-то из них читал работу искусствоведа Алексея Греча «Венок усадьбам». Большей тоски по уходящим в небытие дворянским гнездам я не встречала. Вот и выездное заседание профильного комитета ОЗС ее усугубило. Хотя официально комитет все устроило. Или пикник повлиял, или действительно надо бросать надежды на «скучную» историческую реставрацию.
Юлия Сухонина