08-05-26
Общество
Горький андерграунд
В начале июня прекращается движение по улице Горького. Будут строить метрополитен Автозаводской линии от станции «Московская» до станции «Горьковская». Другими словами, нижегородские автомобилисты будут стоять в пробках на улице Белинского, которая и так в часы пик местами просто «замирает». Причём совершенно не ясно, действует ли здесь вечный принцип «цель оправдывает средства» и не станет ли одним перспективным долгостроем больше.
Цена вопроса: цифры
На прошлой неделе Вадим Булавинов заявил, что улица Горького в Нижнем Новгороде будет перекрыта не ранее июня, потому что в настоящее время не завершены ремонтные работы на прилегающих улицах и прокладка коммуникаций на строящихся вблизи улицы Горького объектах. В срок до 25 мая все строительные компании, ведущие работы на участке закрытия улицы, должны провести необходимые коммуникации, чтобы после раскопок выполнить асфальтное покрытие. Закроют улицу на 2,5 года. По крайней мере, этот срок запланирован. Двухнедельная задержка, с точки зрения мэра, не помешает работам, и её можно будет компенсировать темпами строительства.
Как сообщил директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский, в 2008 году в районе площади Горького начнут рыть котлован, глубиной 25 метров для строительства станции метро. При этом часть улицы Горького будет перекрыта до улицы Студеной. Бодриевский предположил, что движение по улице Горького будет односторонним.
Основным дублёром улицы Горького станет Белинка. Теперь часть общественного транспорта, следующего на площадь Свободы, будет идти по улице Белинского, а часть будет завершать свой маршрут на кольце площади Горького. Кроме того, предполагается ввести дополнительный подвижной состав на троллейбусном полукольце на улицах Ванеева и Бекетова. На участке закрытия и на объездных дорогах поставят десять постов ГАИ. «Сейчас пока трудно сказать, что пробок не будет. Но специалисты, разработавшие схему, максимально старались, чтобы движение транспорта не вставало», — пояснил глава Нижегородского района Андрей Тарасов.
Отметим, что в 2008 году, кроме рытья котлована под станцию метро на площади Горького, планируется завершить ещё и строительство метромоста «в металле», чтобы с 2009 года начать работы по достройке моста и организации автомобильного движения по нему. Кроме того, в 2008 году планируется начать строительство туннеля от метромоста к первой нагорной станции. Объем финансирования строительства метромоста в 2008 году будет выделен из федерального бюджета и составит 566,167 млн. рублей, в 2009 — 442,22 млн. рублей и в 2010 — 486,316 млн. рублей.
Цена вопроса: город
Большинство независимых экспертов рвения областного правительства и городской администрации не разделяют, считая данный проект довольно опасным, экономически не рентабельным и разрушающим облик исторической части города. Мне удалось взять комментарии у правозащитника Станислава Дмитриевского, который в конце восьмидесятых годов проводил одиночные пикеты и сидячие забастовки на площади Горького против строительства метро на площади Горького.
«Метро в нагорной части безусловно нужно, — объясняет свою позицию Дмитриевский. — Но и двадцать лет назад и сейчас проблема состоит в том, как это сделать, не навредив неповторимому историческому облику города или хотя бы сведя этот вред к минимуму. Например, надо учитывать, что данное строительство приведет к уничтожению остатков исторической застройки на улице Горького, в том числе печально известного Музея нижегородской интеллигенции, расположенного в здании бывшего дома-музея сестер Невзоровых. Если отвлечься от идеологического наполнения, которого там, впрочем, практически нет, то это прекрасный интерьерный музей, воссоздающий картинку быта разночинской семьи конца XIX века. В подлинном доме, с подлинными вещами. Там еще два вновь выявленных памятника, которые Виталий Колесников (Глава Управления охраны культурного наследия. — Прим. ред.) прошлым летом вопреки закону об объектах культурного наследия снял с охраны. Это памятники деревянной архитектуры эпохи эклектики второй половины позапрошлого века. Один из них уже сожгли. Вы наверняка слышали о трёх домах в границах историко-культурной заповедной территории на улице Короленко, которые были уничтожены 2 мая… В принципе, это все звенья одной цепи. А заповедная территория, которую проектировал еще Святослав Агафонов, после этого перестала существовать, превратившись в набор отдельных памятников, между которыми возводятся так называемые «диссонирующие постройки» — то есть объекты, по своему объему, масштабу, пропорциям, стилистике, наконец, чуждые историко-градостроительному окружению. В этом случае специалисты говорят о деградации городской среды… Это действительно было уникальное место, и при наличии политической воли можно было сделать «конфетку» для туристов, не хуже, чем во многих городах Европы. Но помимо эстетической, там была очень высокая научная ценность. Причём я подчёркиваю, что ставить под сомнение собственно необходимость метро может только идиот — город задыхается в пробках, и это очевидно. Весь вопрос в цене и оптимальных инженерно-технических решениях. Они возможны, и наша нефтяная держава со сверхдоходами может себе это позволить, чтобы сберечь свое наследие — действительно уникальное и неповторимое».
Цена вопроса: безопасность
«Метро необходимо, но только не теми средствами, которыми это делают наши власти.— считает архитектор-реставратор, преподаватель НГАСУ Елена Кармазина. — Покажу на примере. Идет стройка на улице Славянская. Там вырыли котлован глубиной 6 метров. Итогом стали сваи, которые проходят под землю как по маслу, потому что там довольно сильное течение. Фундамент поставить невозможно, и теперь место представляет из себя яму на дне которой болото. Проводим параллель. Под площадью Горького протекает река Черная, которая впадает в такую же подземную реку Звездинка. А у Звездинки довольно сильное течение, направленное в сторону Черного пруда через стадион Водник. Посмотрите на то, как проходят работы по перекладке коммуникаций в районе: рабочие плавают среди труб в грязной и мутной воде, грунт уходит… Моя позиция заключается в том, что метро нужно городу и оно должно быть глубоким. Из-за перепадов уровней в почвах проектировщики создают аварийную ситуацию уже на уровне проекта. В реке построить нельзя, иначе станция метро превратится в дамбу, реку перекроют, и станцию может просто затопить. Другая проблема — слишком большой угол подъема, что довольно опасно. Необходимо копать под городом, а не раскапывать его. В конце восьмидесятых, когда заговорили о необходимости строительства станций в верхней части города, было проведено множество экспертиз. Тогда на одном из заседаний экспертов гидрогеологов известный специалист Милюков сказал о необходимости проектирования метро под всеми подземными реками, так как такая возможность есть и это намного дешевле. Геологическая экспертиза показала, что дно грунтовых рек достаточно плотное. После заключения геологов все поставили подписи, а Милюков написал: «Только глубокое заложение!» Сегодня большинство экспертов ставят такое же заключение: «Рыть под городом глубоким заложением — безопаснее и рентабельнее».
Цена вопроса: перспективы
Помимо собственно строительства станции, есть ряд проблем, которые можно сформулировать общим вопросом «что дальше?». Что делать с теми, кто выйдет наверх? Возникнет необходимость расширения дороги — придётся снимать увеличившееся транспортное напряжение. Куда дальше пойдет метро? Не везде же, в самом деле, рыть 25-метровые котлованы и переносить из-за этого целые сети коммуникаций? Будут ли строить на площади Горького заявленную двухуровневую подземную парковку и если да, то где тогда будет проходить метро?
Но формулировать вопросы в зоне досягаемости принимающих решения некому. Да и вообще в метро слышимость плохая…
Алексей Рожин