08-06-30

Политика

Ход конём

Как пешки иногда становятся ладьями

Прошедшая в минувший четверг конференция нижегородских «справороссов» навеяла исключительно грустные мысли о грядущих мэрских выборах.

Выборы под знаком «Canon»

Началось всё с большого сюрприза. В прошлом номере «Новая» в Нижнем» опрометчиво заявила, что претендентами на пост лидера нижегородского отделения «Справедливой России» могут быть… Даже просто — претенденты могут быть. Мы назвали пять фамилий. И обошли вниманием действующего «главного» местных «эсеров» — Александра Подлесова. После апрельского федерального слёта о том, что Александр Минович не останется на второй срок, говорили все. Мы приносим свои извинения, ибо не учли категорическую неисповедимость путей нашей региональной политики.

Сначала, когда Подлесов объявил, что согласился выдвинуть свою кандидатуру на пост лидера регионального отделения, показалось, что ничего страшного не произошло. В бюллетени внесли одну фамилию. «Других предложений нет?» — мягко и с улыбкой спросил Александр Минович. Кто-то выкрикнул, что нет, мол, нормально всё. Никто не решился озвучить витавшее в воздухе недоумение.

Здесь напрашивается небольшое лирическое отступление. Одно из самых ярких околовпечатлений съезда. Коробка для бюллетеней. Не ящик, а именно картонная коробка — с невозможно неуместной надписью «Canon», которую никто не удосужился хотя бы закрасить маркером. Особенно смешно это выглядело на фоне радостного верещания «справороссов» о том, что большинство СМИ отметили сугубую демократичность прошлой региональной конференции — в отличие от других партий. В этот раз демократичность процедуры была просто вопиющей. Какая коробка, такое и голосование… Но до волеизъявления членов партии развернулась полноценная драма.

Why Mr. Бочкарёв?

Сначала на сцену ДК им. Свердлова вышла Галина Клочкова, а следом, громко объявив с задних рядов, что «Будут прения!», к трибуне устремился Александр Бочкарёв. Первая говорила о конструктивной оппозиции действующей власти, второй — о конфронтации с ней и протесте. Стратегическое противостояние обострилось до очевидности. Оба выступления были жёсткими и явно продолжали полемику. Началась она, как позже стало известно, ещё на предварявшем конференцию заседании бюро партии, что объяснило агрессивно-равнодушные лица господ Добродомова, Клочковой и Косовских, когда они вошли в зал — конференция, отметим, началась более чем с часовым опозданием. Уже после съезда пресс-служба НРО разослала релиз, извещавший, что на непредусмотренную новым уставом должность заместителя председателя регионального совета партии был избран Александр Бочкарёв. «В целях более эффективной работы» НРО. Стало очевидно, что ослабление эсеров в Нижегородской области неизбежно.

И внутрипартийные распри нижегородских эсеров не были бы так примечательны, если бы не вписывались красивым примером в свод правил региональной политической орфографии и пунктуации. А примеры у нас принято рассматривать подробно, дабы правило хорошо отложилось в сознании грамотного гражданина. Итак, по порядку.

В рамках маленьких подковёрных потасовок внутри регионального отделения в преддверие судьбоносной конференции сформировались два более или менее фланга. На одном из них — Бочкарёв, на другом — Клочкова. Первый — «Робин Гуд» для обездоленных и незащищённых, вторая — классический западный «левак». На место председателя НРО должен был сесть либо один, либо другая. В крайнем случае, чтобы предотвратить слишком жёсткую конфронтацию с демаршами, — участники соответствующих коалиций. И можно было бы понять желание Подлесова подавить тенденции к расколу регионального отделения партии — оставить власть себе, притушив костёр амбиций до лучших времён. Но был избран другой сценарий, по которому господину Бочкарёву была уготована интересная роль второго плана, а вот госпоже Клочковой — практически в массовке. У знакомых с традициями нижегородского политического театра возникает вопрос «кто писал?».

Назначение единственным заместителем председателя Подлесова делает Бочкарёва вторым человеком в партии. Это не компромиссная фигура, как Дмитрий Добродомов, с которым можно было бы смириться. Александр Бочкарёв относится к категории «Добро-Зло» — либо с ним, либо против него. Так что вполне возможно, что теперь многие начнут задумываться о том, чтобы покинуть и без того нестройные с пустыми местами ряды партии. Так что роль консолидирующего звена господин Бочкарёв выполнить явно не сможет, да и не захочет. И самое главное — это, видимо, никому и не нужно.

«Длинная рука Кремля»

Ещё в поясняющем своё решение остаться спиче Александр Подлесов заявил, что «грядёт серьёзная политическая борьба». Не конкретизируя. Но мы можем и сами. Ближайшая подпадающая под это описание — кампания по выборам мэра Нижнего Новгорода. Судя по слухам и подслушанным кулуарным размышлениям, шансы действующего мэра Вадима Булавинова не все склонны рассматривать оптимистично. В числе наиболее вероятных кандидатов называют вице-президента «ОПОРА России», председателя Совета директоров ООО «Группа компаний «ПИР», депутата Думы Нижнего Новгорода Олега Кондрашова и генерального директора группы компаний «Столица Нижний», также депутата гордумы Олега Сорокина. Причём господин Кондрашов как правильный бизнесмен безнадёжно партиен и, если пойдёт на выборы, то от партии власти, а вот господин Сорокин пока беспартиен, и в принципе, «справороссы» могли привлечь его на свою сторону. Таким образом была бы у нас красивая двухпартийная схема — два крупных бизнесмена, претендующих на пост градоначальника. Эффективный менеджер от крупного бизнеса при назначаемом губернаторе, да ещё и из второй партии власти — лепота всем Европам назло! Но не тут-то было…

В рамках маленьких подковёрных потасовок внутри регионального отделения в преддверие судьбоносной конференции сформировались два более или менее фланга. На одном из них — Бочкарёв, на другом — Клочкова. Первый — «Робин Гуд» для обездоленных и незащищённых, вторая — классический западный «левак»

Дело в том, что мечтой стать кандидатом в мэры всегда горел не раз здесь упомянутый Бочкарёв. И если вспомнить, насколько нелепо выглядел его отказ от поста депутата Госдумы в условиях, когда всех статусов лишён или лишат и имидж специфический, — можно предположить, что имела место сделка: не депутат, но мечта сбудется. Рассуждения, конечно, умозрительные, но логика прослеживается. Многие удивлялись Александру Анатольевичу, а кое-кто и жалел — остался у разбитого корыта, хотя сыграл роль выборного локомотива. Но если впереди маячат цели поярче, да трофеи покрупнее, можно побыть и жертвой. Вот только здесь следует учесть, что кандидат в мэры из Бочкарёва получается несерьёзный. Прямо скажем — дискредитирующий электоральный образ партии. То, что было уместно в формате думских выборов, когда точек притяжения голосов несколько, в сольном исполнении будет выглядеть откровенным шутовством на фоне, к примеру, кандидата от «ЕР» Кондрашова. Амплуа у них разные. Более того, даже если Бочкарёв и не станет кандидатом в мэры от «справороссов», представителей крупного бизнеса, который есть финансовая основа любой, даже самой справедливой, партии, наличие Александра Анатольевича на посту заместителя отпугнёт. Точнее оттолкнёт. Например, того же Сорокина, который как раз мог бы составить адекватную конкуренцию Кондрашову в предвыборной гонке. Или, возможно, Дмитрия Добродомова, который у партии пока ещё есть. Так зачем «эсерам» назначение Бочкарёва замом?

Здесь самое время вспомнить о губернаторе Нижегородской области. Вспомнить, что господин Подлесов, несмотря на нетрадиционную партийную принадлежность, является верным соратником Валерия Шанцева. На поверхность должна всплыть как минимум высокоскоростная железная дорога — один из мегапроектов Валерия Павлиновича, который курирует лично Александр Минович. «Новая» в Нижнем» много писала об устойчивом нежелании нижегородского губернатора мириться хоть с какой-нибудь хоть как-нибудь ему противостоящей силой. Он готов сейчас на многое, чтобы обеспечить себе беззаботные мэрские выборы. А хороший результат «справороссов» — дело страшно непредсказуемое с точки зрения последствий. Повторять ошибки предыдущих федеральных кампаний, когда был недобор процентов по всем показателям, от явки до голосов за «ЕР», Шанцев вряд ли рискнёт. Так что мэрские выборы проигрывать никак нельзя. Рукотворная конъюнктура везде, куда дотягивается указующий перст, — вот конёк вертикальных управленцев в не до конца разработанных субъектах федерации. Чтобы не дотянулись до тебя и уже из другого Кремля. Так что вполне можно допустить, что именно Шанцев настоял на том, чтобы Подлесов остался во главе регионального отделения и назначил своим замом Бочкарёва. Вот такой ход административным конём — зачистка в целях профилактики.

В сухом остатке: нижегородских эсеров лишили внутренних стимулов к развитию, конкурентоспособного партийного кандидата на пост мэра и вообще разрушили внутренний баланс в НРО.

Между прочим, когда убивают сразу трёх зайцев — это уже охота.

Эмилия Новрузова