08-07-14
Экономика
Рискованное дело
Рухнет ли экономика Нижегородской области после вступления России в ВТО?
Вступление России во Всемирную торговую организацию — одно из важнейших экономических событий глобального порядка для нашей страны. Мы активно стремимся туда последние несколько лет. Но пока ожидаемое событие никак не случается. Тем не менее, рано или поздно оно произойдет. Как это отразится на экономике Нижегородской области? Можно ли избежать негативных последствий присоединения?
Определенный оптимизм в вопросе о сроках присоединения наблюдается. Во-первых, в ноябре минувшего года был подписан протокол о завершении переговоров о присоединении России к ВТО с США, которые, как известно, были главной «головной болью» Москвы. Таким образом была поставлена точка в восьмилетней работе переговорщиков. Но для всего процесса вступления нашей страны в ВТО это всего лишь запятая: предстоит приведение российского законодательства в соответствие с нормами международной организации, переговоры с Вьетнамом и Камбоджей и решение других вопросов.
По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, проблемы вступления России в ВТО связаны не с теми обязанностями, которые налагает на нашу страну членство в организации, а с теми возможностями, которые мы обретаем в связи с этим. Одним из важнейших аспектов будущего членства является участие бизнеса во всех переговорах и принимаемых решениях. Еще один важный вопрос, которому стоит уделять большее внимание, — это совмещение режима ВТО и членства России в других экономических союзах, к которым, в частности, относятся ЕврАзЭС и ЕС. Под сомнение президент РСПП поставил и значимость действующих норм ВТО для России, а, вернее, переоценку их значения для нашей страны: «Последний раунд переговоров показал, что организация не всегда эффективно работает ради поставленных целей. Новые нормы слабо поддаются «утряске» в рамках переговорного процесса». Александр Шохин убежден, что для нашей страны на данном этапе «важна не скорость переговоров, а качество переговорного процесса».
Поговаривают, что компромисс между российским правительством, российским бизнесом и западными партнерами будет достигнут в 2008 году. Для того чтобы это стало возможным, нашей стране пришлось провести переговоры с 60 странами, опередив Китай, которому пришлось договариваться с полусотней государств. Что касается конкретных договоренностей, то важным моментом здесь является ситуация вокруг таких чувствительных отраслей отечественной экономики как авто- и авиапром, судостроение и сельское хозяйство.
ВТО — не панацея от всех бед и не волшебная палочка. Безусловно, на ряде отраслей российской экономики этот процесс скажется негативно. Хотя, даже в этом случае, через некоторое время полученные за счет либерализации торгового режима выгоды значительно превысят потери.
По оценке Российской академии наук и Национального инвестиционного совета, Нижегородская область входит в число субъектов РФ, которых серьезно коснется вступление в ВТО.
В нашем регионе сегодня действует ряд предприятий, чья продукция готова выдержать конкуренцию со стороны импортных товаров и занять свою нишу на мировом рынке. В первую очередь это относится к ОАО «Борский стекольный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеорсинтез», ЗАО «Инструм-Ренд» и некоторым другим. В основном тем, на которых комплекс мер по модернизации производства и повышению конкурентоспособности продукции успешно реализуется.
Но с другой стороны, ряд отраслей промышленности Нижегородской области неминуемо попадает в сложную ситуацию.
В первую очередь, это касается автомобилестроения. В условиях открытого рынка конкурентоспособность российских автомобилей становится сомнительной. Это весьма актуально для нашей области, так как на ее территории действуют более 100 предприятий этой отрасли. Кроме того, многие из них являются градо- и бюджетообразующими. Такая же ситуация и в легкой промышленности. Кроме того, существуют опасения и для дальнейшего развития предприятий отрасли высоких технологий, в том числе, приборостроения, которые в настоящее время имеют большое количество госзаказов. Наиболее уязвимым, по его мнению, являются предприятия малого и среднего бизнеса. Достижение адекватного уровня интеграции области в международную экономическую деятельность во многом зависит от предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Министр промышленности и инноваций Нижегородской области Валерий Барулин считает, что если Россия вступит во Всемирную торговую организацию не подготовленной, Нижегородская область может потерять до 30% рабочих мест. Например, представленные в регионе предприятия высокотехнологических отраслей «абсолютно не готовы к вступлению в ВТО». «Зачастую продукция предприятий химической промышленности не уступает не уступает по качеству западным аналогам, но слишком чувствительна к перемене тарифов», — говорит Барулин.
Президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин также полагает, что Нижегородская область не готова к вступлению России в ВТО: «Мы не конкурентоспособны, и риск для нашего региона очень велик. Беда в том, что мы не можем сказать, чтобы Россия в ВТО не вступала». По словам генерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Дмитрия Краснова, на сегодня к вступлению в ВТО готовы всего 10% (!) предприятий. «Еще 15% предприятий находятся в состоянии подготовки, а остальные либо не знают что делать, либо знают, но ничего не делают», — пояснил гендиректор ТПП НО.
Если Россия вступит во Всемирную торговую организацию не подготовленной, Нижегородская область может потерять до 30% рабочих мест
Экс-депутат Государственной думы Алексей Лихачев считает, что в преддверии присоединения России к ВТО нашей стране необходимо выйти на новый качественный уровень развития делового климата. По его словам, факт присоединения к Всемирной торговой организации должен стать фактором дальнейшего развития российского экономики. Эта цель требует решения нескольких задач, важнейшими из которых являются уничтожение дискриминации и различных ограничений для отечественных товаров на зарубежных рынках, а также смена характера внешнеэкономической доктрины РФ на «наступательную». При этом уже сейчас стране стоит определиться со своей позицией как члена ВТО: «Сегодня необходимо определить позицию страны, исходя из того, что она находится внутри организации». В целом же, по словам депутата, кампания по вступлению России в организацию — это «один из немногих, если не единственный, пример, когда позиция правительства и парламента сформировалась в публичном диалоге с бизнесом». «Этот опыт не должен быть утерян в будущем», — считает Алексей Лихачев.
По мнению Лихачева, присоединение к ВТО — это серьезный ресурс для России, дающий возможность объединить вокруг себя целый ряд стран, имеющих общие интересы и готовых встраиваться в мировую торговую систему «примерно в одном направлении». При этом он отметил, что чем сильнее страна и ее экономика, тем большие требования предъявляются к ней в ходе переговорного процесса. «Оттягивая время вступления, на мой взгляд, мы лишь повышаем планку требований к России», — отметил депутат. По словам Алексея Лихачева, российское законодательство на данный момент почти полностью соответствует нормам ВТО, тогда как правоприменительная практика «оставляет желать лучшего». В частности, развитию легкой промышленности наряду с другими причинами мешает поступление «дешевого серого импорта».
Кроме того, считает депутат, необходимо проанализировать, как принятые в последнее время законы воспринимаются работниками соответствующих отраслей, насколько они помогают или мешают их развитию. В частности, это касается сельского хозяйства, инновационных предприятий и других организаций, распоряжающихся нематериальными активами.
По словам гендиректора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Дмитрия Краснова, на сегодня к вступлению в ВТО готовы всего 10% (!) предприятий
По мнению Лихачёва, на данный момент в Нижегородской области удалось решить проблему информирования предприятий обо всех нюансах переговорного процесса. В частности, на сайте областного правительства можно получить информацию о предстоящих изменениях относительно любой товарной группы.
При этом он выразил надежду, что активизировавшийся в ходе подготовки к присоединению к ВТО диалог между властью и бизнесом сохранился и в дальнейшем, особенно для реализации внешнеэкономической стратегии.
Сергей Анисимов