08-07-31

Экономика

Белые пятна, чёрные дыры

Сегодняшний всплеск интереса к малому и среднему бизнесу оставляет стойкое ощущение дежа-вю. Всё, что говорится о пользе этого бизнеса для России, мы уже слышали, начиная с перестройки с её хозрасчётными организациями, кооперативами и культом частного предпринимательства. Технопарки, бизнес-инкубаторы — все эти западные слова вошли в наш лексикон ещё во времена позднего СССР. Именно поэтому логично, что у знающих людей существует вполне нормальный скепсис в отношении той кампании в поддержку малого и среднего бизнеса, которая развёрнута сегодня на высшем государственном уровне. Круглый стол «Стратегические проблемы, возможности и перспективы регионального развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» стал одним из тех мест, где этот скептицизм дал о себе знать в полный голос.

Началось, как и положено в таких случаях, с весьма энергичных речей Сергея Стешова, начальника отдела программ развития малого предпринимательства правительства Нижегородской области, и Андрея Сырова, представлявшего областное министерство экономики. Сообщая собравшимся о планах доведения удельного веса малого и среднего бизнеса в российской экономике до 50% и размышляя о неизбежном лидерстве на этом пути нашего региона, они ещё не знали, что спустя всего каких-нибудь полчаса им придётся отбиваться от неудобных вопросов в свой адрес.

Первым «булыжником», казалось бы, вполне безобидным стала констатации, что, мол, государственная статистика «видит» отнюдь не всё в том, что касается численности людей, работающих в этой сфере, и их зарплат. Дальше — больше. «Хозяйка» круглого стола Юлия Крузе, директор компании «Т.М.-Сервис», упрекнула областные власти в недостаточной прозрачности: инвестиционный совет при губернаторе сообщает только о принятых решениях, но не публикует, например, перечень свободных городских участков, готовых для инвестиционных предложений. Реакция представительницы министерства инвестиционной политики только подтвердила правильность постановки вопроса г-жой Крузе: Светлана Санкина отделалась фразами типа «не могу сейчас сказать, где есть такая информация», «проводится работа», «можно обсудить ваши предложения» и тому подобное.

Несколько более конкретен был представитель недавно созданного Фонда содействия венчурным инвестициям Илья Тихонов, однако и он не смог прояснить, какими конкретно критериями инновационности руководствуются его коллеги, принимающие решения о финансировании тех или иных проектов. Инновационный проект — этот тот, который быстро окупается? Или нужно, чтобы он был связан с национальными проектами? А может, он должен открывать некую принципиально новую нишу в виде продукта или услуги? Наконец, критерием инновационности может служить характер социальной ответственности, демонстрируемый авторами проекта.

Полемическую ноту продолжил Андрей Дахин, проректор по науке Волго-Вятской академии госслужбы — его сомнения вызвала такая модель инновационного развития, которая предполагает создание «инкубатора»: «Тепличные условия опасны тем, что когда мы убираем теплицу, растение предоставляется самому себе и с большой вероятностью гибнет». Явное неудовольствие Сергея Стешова вызвал вопрос профессора Дахина, готовы ли власти, надеющиеся на полноту сбора налогов с бизнеса, обсуждать с налогоплательщиками, на какие конкретно нужды пойдут эти средства. Идея здесь состояла в том, чтобы искать наиболее оптимальный формат для переговорных площадок между властью и бизнес-ассоциациями, которые самостоятельно могли бы (пусть и в ограниченном масштабе) решать вопросы с недобросовестными предпринимателями. Чиновничья логика и быстрота реакции не подвела г-на Стешова: «Как может государство поручить часть своих функций общественной организации?» — искренне удивился он. Его удивление, вероятно, достигло бы предела, если бы кто-то подсказал, что именно так это и происходит во многих западных странах, на опыт которых представители областной власти несколько раз ссылались. Правда, делали это весьма выборочно: тот опыт, который соответствовал их установкам, они упоминали, а другой — игнорировали.

Как выяснилось, в среде той части делового сообщества, которая неоднократно получала от властей отказ в помощи и поддержке, явно существует недоверие

Почувствовав неладное, г-н Сыров решил поддержать коллегу, заступавшегося за честь мундира: «Не надо думать, что у нас в работе есть белые дыры. Их нет». Шла ли речь о «белых пятнах» или «чёрных дырах», можно было решить только интуитивно. Вероятно, и о том, и о другом. Но только-только начавший восстанавливаться в аудитории дух оптимизма нарушил главный редактор «биржевых» изданий Владимир Лапырин. На правах соорганизатора всей этой дискуссии он брутально заявил, что «дыры» — «Есть!» И, как выяснилось далее, есть не только таинственные «белые дыры», но и недоверие в среде той части делового сообщества, которая неоднократно получала от властей отказ в помощи и поддержке. Г-н Лапырин, говоря от имени этой самой части, посетовал на то, что приход в регион крупных сетей приводит к оттоку из предпринимательской среды опытных людей, которых просто выдавливают с их сегментов рынка. Логично, что при такой постановке вопроса суть политики в отношении малого и среднего бизнеса должна состоять не в том, чтобы где-то найти новые кадры для инновационного бизнеса, а в том, чтобы оставить старые кадры, не дать им уйти.

Видимо, такой поворот разговора уж совсем перестал соответствовать представлениям г-на Стешова, который безапелляционно заявил, что «уровень мини-маркетов — это не тот уровень, которого достоин Нижний». На робкий вопрос из зала «а кто это решил?» был дан краткий, но ёмкий ответ: «Правительство области в соответствии со стратегией развития». Заданный вдогонку вопрос, а спросили ли об этом самих потребителей, — повис в воздухе. А ведь можно было ещё уточнить, почему в крупнейших европейских городах, наряду с большими торговыми центрами, сохраняются магазины «шаговой доступности». Но как-то стало ясно, что отвечать на всё это ни у кого уже не было никакого энтузиазма. Что называется, поговорили.

Андрей Макарычев