08-07-31

Общество

«Нехороший» дом на улице Малой Ямской

Скандалы со сносом домов ветхого фонда и, что гораздо чаще, архитектурного наследия разворачиваются в нашем древнем городе с пугающей даже обывателя частотой. Очередной эпизод из противостояния нижегородцев мегапроекту по застройке города случился на Малой Ямской. Случился громко и с сильным информационным послевкусием.

 

«Третьего июля судебные приставы совместно с сотрудниками правоохранительных органов (ОМОН) и представителями строительной компании «Волгажилстрой» осуществили частичный захват домовладения по адресу ул. М. Ямская, д. 50 и уничтожили один из двух домов домовладения», — это цитата из эмоционального заявления Галии Еналиевой, которое было распространено на нижегородских просторах Рунета пару недель назад. Больше его распространить было негде — слишком уж щекотливая ситуация получилась.

Версии сторон

Начнём с истории. В осаду дом начальника нижегородского острога попал осенью 2006 года после того, как ООО «Волгажилстрой-НН» предложил семье Еналиевых продать их долю дома. Отказ со стороны жильцов был воспринят как набат для владельцев стройки: стали предприниматься попытки по частичному захвату дома, территорию разгораживали заборами, а в самих Еналиевых даже стреляли из травматического оружия. После — множество судов, последний из которых уже расставил все точки над i: было вынесено решение о передаче части дома застройщикам.

Как утверждают хозяева, при сносе дома им не было предъявлено никакого судебного решения. О предстоящих действиях они также не были уведомлены. Здесь можно вспомнить и про бесследно исчезнувший автомобиль Еналиевой. Картинка — живописная. На видеозаписи, сделанной сис­темой видеонаблюдения (её установили сами Еналиевы), видно, как этот самый автомобиль выносят рейдеры. Парадоксальная ситуация: выносят, чуть ли не на руках. Для чего такие ухищрения — понять сложно.

О том, что ее дом пытаются разрушить, Галия узнала от родственников, так как с утра находилась на работе. По ее словам, подготовка к операции по захвату жилья началась вечером 2 июля.

Хронология боевых действий начинается 3 июля, когда к 5.00 на Малую Ямскую прибыли сотрудники министерства юстиции. Уже через час прибыл начальник милиции общественной безопасности Нижегородского РУВД полковник Вячеслав Никитин. Тогда же начали сносить постройки, находящиеся на участке. Один дом «захватчикам» снести удалось. Рейдеры не только снесли дом, но и огородили часть участка возле дома, принадлежащего по судебному решению Еналиевым, забором. В это время во втором доме находились семидесятилетняя мать Еналиевой и ее двенадцатилетняя дочь.

Заявления Еналиевых о преступлениях «строителей» с тех пор не рассматриваются. Мало того, у выданного администрацией города «Волга­жил­строю» разрешения на строительство недавно закончился срок действия. Однако, по некоторым данным, губернатор Валерий Шанцев лично продлил его.

У другой стороны в этом конфликте несколько иной взгляд.

Юридический аспект

Как утверждает заместитель директора строительной фирмы ООО «Волгожилстрой НН» Марина Сизина, им принадлежит половина долей домовладения на улице Малая Ямская. «Волгожилстрой НН» расселила жильцов из дома №50а и сдала этот дом в аренду ЗАО «Регионинвестстрой плюс». Но тонкость ситуации, на наш взгляд, состоит в том, что половина долей выделена в натуре. Говоря простым языком, они не могли поделить собственность, которая была определена не площадью, а лишь долями. Именно поэтому нельзя говорить, что в снесенном доме доли Галии Еналиевой не было. Сама Еналиева называет это «узаконенным беспределом» — потому что судом всё же было вынесено постановление.

«ООО «Волгожилстрой-НН» по данным УФРС и ИФНС не является собственником имущества индивидуального домовладения №50 по улице Малая Ямская, — говорит Еналиева. — Если директор ООО «Волгожилстрой-НН» полагает, что собственники домовладения являются его должниками, то его действия и действия граждан-должников должны строго соответствовать нормам 255-й статьи Гражданского кодекса — «Обращение взыскания на долю в общем имуществе», которым не предусмотрено уничтожение недвижимого имущества объекта капитального строительства».

«Судом вынесено всего лишь решение о выделе долей в натуре, о разделе собственниками жилого дома (жилых помещений), — подчёркивает Галия. — Решения о разделе общего имущества индивидуального домовладения — единого объекта градостроительной деятельности — нет. К тому же, выдел доли в натуре из неделимой вещи, которая находится в общей долевой собственности, запрещен законом. Я имею в виду 133, 244 и 252 статьи Гражданского кодекса».

Особо опасен

Непонятным остается одно: шаги, предпринятые для сноса дома, — это жесткая показательная акция или необходимые меры? И меры для чего? Сама Галия считает, что «это не конфликт, а уголовно наказуемое деяние против собственности». Странно, что по какой-то причине исполнение решения суда производили сотрудники областного управления, а не Нижегородского районного отдела УФССП. «По какой-такой причине против женщины с ребенком был выделен взвод спецназа? — возмущается Еналиева. —В отношении меня и моего имущества не было никакого судебного решения, а меня ограбили среди бела дня».

«Я защищаю свое нарушенное конституционное право на неприкосновенность собственности и жилища, благоприятную среду жизнедеятельности и на свободу выбора места жительства», — добавляет Галия.

Вероятно, отряд спецназа прибыл для того, чтобы обеспечить сохранность правопорядка в том случае, если жильцам кто-либо окажет помощь… А такие прецеденты уже были: в прошлом году при попытке возвести бетонный забор на территории земельного участка вышли представители различных оппозиционных сил. После этого сама Галия Еналиева стала активным участником борьбы с «узаконенным беспределом» и начала набирать определённые политические дивиденды. Например, таким образом она стала делегатом от Нижегородской области на съезд коалиции «Другая России». Но по словам Еналиевой, ее активная жизненная позиция привела к тому, что на них с дочерью посыпались угрозы с разных сторон, и ей пришлось прекратить общественную деятельность. Видимо, в надежде, что это поможет. Но именно тогда, когда шум стих, а сама Галия прекратила практически все контакты с оппозицией, дом и был снесён. Видимо, компромиссы не всегда уместны. Особенно с властью.

Алексей Рожин