08-08-12

Политика

Управляемый регионализм и суверенная демократия

В столице Словении Любляне 23-26 июля прошла Глобальная конференция по изучению международных отношений. На ней нашлось место для дискуссии о том, какое место в глобальном мире занимают регионы.

Нижний Новгород известен среди специалистов как один из центров изучения регионализма в России, поэтому обсуждение этой проблемы на столь солидном мировом уровне касается нас напрямую. Дискуссии о международной деятельности субъектов федерации были очень популярными в девяностые годы, но в последнее время оказались отодвинутыми на второй план по сравнению с обсуждением проблем взаимоотношений между регионом и федеральным центром. Однако среди международных экспертов интерес к этой теме продолжает оставаться высоким. Это объясняется продолжающимися попытками сравнить опыт «дипломатии на региональном уровне» таких регионов, как, например, канадский Квебек, бельгийская Фландрия или Татарстан. Конференция в Любляне подтвердила, что опыт наших соседей по ПФО в плане выстраивания относительно автономных транснациональных контактов не просто знаком, но и интересен для Европы. Таким образом, несмотря на политику централизации власти, российские регионы продолжают оставаться участниками процессов, которые по своему масштабу выходят за национальные границы.

Москва хочет и понимает необходимость использовать региональное разнообразие огромной страны, но пока ещё не совсем чётко представляет, как это сделать без ущерба для «суверенной демократии»

Конференция в Любляне напомнила и о том, что именно западные эксперты впервые заговорили о регионах как своего рода «коммерческих единицах», которым нужны стратегии продвижения своих конкурентных преимуществ, рекламные возможности, пиар-ресурсы и т.д. За последние годы именно по этому пути пошли многие города, области и республики России, что вполне соответствует общему вектору регионализма в странах Запада. Европейские регионы особенно активизировались на этом направлении в связи с двумя процессами. Во-первых, формирование общих европейских структур управления начинает давать ожидаемые сбои (последний пример — провал референдума по Лиссабонскому договору в Ирландии). Во-вторых, как показывает пример Косово, вчерашние регионы могут при благоприятном стечении обстоятельств надеяться на чудесное превращение в самостоятельные государства. Именно с этими обстоятельствами известные европейские специалисты связывают то, что например, Шотландия и Фландрия в последнее время инвестируют большие ресурсы в создание благоприятного имиджа этих регионов как самостоятельных участников всевозможных экономических, политических и культурных взаимодействий.

Вероятно, аналогичное развитие событий в России категорически не устраивает федеральный центр, однако с приходом к власти Дмитрия Медведева всё большее количество экспертов говорит о желательности и своевременности восстановления нарушенного баланса властей и по вертикали, и по горизонтали. Вспоминается недавний симпозиум «Новые ресурсы регионального развития» в Волго-Вятской академии государственной службы, где достаточно явно прозвучала мысль о том, что запрос на вклад регионов в проекты развития территорий в ближайшие годы будет расти.

Запрос на вклад регионов в проекты развития территорий в ближайшие годы будет расти — а Кремль было бы неправильно называть сторонником однозначной и всеохватывающей централизации страны

Осмысление этого происходит и в самом Кремле, который было бы неправильно называть сторонником однозначной и всеохватывающей централизации страны. МИД прямо нацеливает южные российские регионы к установлению прямых контактов с Абхазией и Южной Осетией (интересно, что за это же самое в 1994 году руководство Татарстана получило серьёзную взбучку от Москвы). Можно вспомнить, что последние саммиты РФ-ЕС прошли в Самаре и Ханты-Мансийске, Екатеринбург готовится принять лидеров Шанхайской группы, Владивосток — Азиатско-Тихоокеанского экономического форума, Сочи — Олимпиаду, а Казань — Универсиаду. Рабочая гипотеза, вытекающая из этого, состоит в том, что у федерального центра есть свой проект частичной и ограниченной децентрализации, который можно назвать «управляемым регионализмом» (по аналогии с «управляемой демократией»). Поэтому все шаги в этом направлении очень осторожны и носят характер контролируемых экспериментов. Иными словами, Москва хочет и понимает необходимость использовать региональное разнообразие огромной страны, но пока ещё не совсем чётко представляет, как это сделать без ущерба для «суверенной демократии».

Андрей Макарычев