08-08-18

Политика

Обещанного три года ждали

Сейчас многие эксперты подводят итоги трехлетней работы губернатора Валерия Шанцева в Нижегородской области. Логичнее, что называется, для чистоты анализа, поговорить о третьем годе Шанцева в нашем регионе. Зачастую именно третий год оказывается самым трудным для губернаторов. Им кажется, что они разобрались в ситуации, планов громадье, у них появились первые успехи и вот-вот наступит первый триумф. Но вдруг оказывается, что прорыва нет, проекты тормозятся, а ресурсы ограниченные и их приходится концентрировать максимум на двух-трех направлениях. Таким получился третий год губернаторства и у Валерия Шанцева.

Год назад губернатор Нижегородской области дал журналистам крупную пресс-конференцию, в которой не столько смотрел в прошлое, сколько обозначил планы на будущее. Если отталкиваться от материалов той августовской пресс-конференции Валерия Шанцева, а не от абстрактных соображений «нравится или не нравится», «хорошо или плохо», то год у него получился очень непростым.

Что явно не получилось у нижегородского губернатора в экономике? В августе 2007 года Валерий Шанцев связывал большие надежды с реализацией проекта с автомобильным концерном «Пежо-Ситроен». Вопрос ставился намного шире, чем сотрудничество с иностранным автогигантом. Данный проект должен был показать, что автомобилестроение — это приоритет в развитии Нижегородской области не на словах, а на деле, что это не красивые слова в «Стратегии-2020», а руководство к действию. Однако «Пежо-Ситроен» предпочел Нижегородской области Калужскую. После чего вместо термина «Нижегородский автомобильный кластер» в послании губернатора был упомянут уже «Поволжский автомобильный кластер». Это означает некое смещение акцентов в «Стратегии-2020», а по сути Шанцев признал крах концепции, согласно которой к 2020-му году в нижегородское автомобилестроение должно быть инвестировано 20 млрд долларов и оно должно составить 25% экономики региона. Причем речь шла об экспортоориентированном автомобилестроении на уровне мировых брендов. На третий год губернаторства Шанцева отпал один из трех главных приоритетов развития Нижегородской области в долгосрочной перспективе.

В августе 2007 года нижегородский губернатор подробно остановился на перспективах развития нашего аэропорта. Был обозначен стратегический инвестор — компания с участием правительства Москвы, которое владеет аэропортом «Внуково». Шанцев обещал в течение трех лет реконструировать нижегородский аэропорт. Первый год из этих трех оказался практически потерян. Не исключено, что скоро мы услышим о новом инвесторе. Но дело не только в затяжке реализации конкретного проекта. Аэропорту отводится ключевая роль в концепции, согласно которой Нижегородская область должна быть логистическим центром России, современной версией «кармана России» времен развития Нижегородской ярмарки. Это второй стратегический приоритет в развитии нашего региона. Получается, что и тут долгосрочное планирование до 2020 года дало трещину уже в 2007–2008 годах?

В начале 1930-х годов Андрей Жданов констатировал превращение «Нижнего купеческого в Нижний промышленный». Сейчас нам предлагают вернуться к тому, чтобы мы стали «товарным складом» России. Это путешествие во вчерашний день бесперспективно. Либо Нижегородская область будет центром высокотехнологичных производств, либо она не будет никем и ничем. Разговоры о «кармане России» — это популизм, который уже никого не греет.

Третий год губернаторства Валерия Шанцева выявил легковесный подход к проблемам сельского хозяйства. Так получилось, что возникла дилемма: либо тратить финансовый ресурс на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в райцентрах, либо выделять его на государственную поддержку сельхозпроизводителей. Пока спортивное лобби побеждает лобби аграрное. Самое интересное состоит в том, что разработчики стратегии развития Нижегородской области до 2020 года предостерегали губернатора Шанцева от господдержки сельхозпроизводителей и от продвижения социальных проектов, вроде строительства ФОКов без соответствующего экономического роста в районах.

Как бы то ни было, областная целевая программа по развитию агропромышленного комплекса до 2012 года, принятая в начале 2008 года, треснула по швам уже в июле.

Пробуксовывает и программа расселения ветхого фонда, о которой губернатор Шанцев много говорил год назад. Пока все отработано только на бумаге, хотя министерство жилищной политики создано более двух лет назад, а базовый документ для его деятельности принят более года назад.

Есть проблемы и на уровне отдельных объектов. Предполагался вариант расширения Борского моста через Волгу на две полосы, чтобы решить проблему автомобильного сообщения Нижнего Новгорода с севером области. Однако у руководства Нижегородской области не хватило политической воли на коренную реконструкцию моста. Вместо этого он был капитально отремонтирован, что не решило транспортную проблему. Теперь губернатор Шанцев заявляет о том, что нужно рядом с Борским мостом строить метромост двойного назначения, иначе с транспортным потоком не справиться.

Не соблюдаются графики ввода в эксплуатацию физкультурно-оздоро­вительных комплексов. Из пяти ФОКов, которые планировалось сдать еще в конце 2007 года на сегодняшний день сданы только два. Это говорит о том, что разучились планировать, проектировать, строить все сверху донизу — от правительства Нижегородской области до подрядчиков.

Отсюда практика и стратегия концентрации ресурсов при строительстве объектов, которые называются в числе успешных — метромост через Оку, южный обход Нижнего Новгорода. Известно, что ради финансирования южного обхода, выполнения работ по графику делается все возможное и невозможное. Так, например, сэкономленные средства со всех аукционов идет целевым образом на финансирование метромоста. Ради этого поощряется экономия за счет качества работ по газификации сел. Бросив все силы на строительство южного обхода, на втором плане правительство оставило ремонт межрайонных дорог. Ради финансирования строительства южного обхода отменена, например, даже закупка нового транспорта для межрайонных пассажирских перевозок. Вот такой ценой даются стройки года в Нижегородской области.

По методу общего аврала к первому хоккейному матчу в сентябре 2007 года заканчивались и работы в нагорном дворце спорта.

Сложным получился для губернатора Шанцева третий год работы и в политической сфере. Год назад на пресс-конференции он громил тех, кто мешает ему работать. Уверял, что с нижегородской элитой, врачами, учителями, учеными, студентами у него полный контакт. Однако выборы депутатов Государственной думы в декабре 2007 года и президентские в марте 2008 года показали иное. Перед выборами в Госдуму губернатор Шанцев на основе каких-то социологических опросов заявил о том, что население Нижегородской области волнуют больше зарплат и пенсий вопросы благоустройства, подготовки домов к осенне-зимнему сезону. Пенсионеры просигнализировали губернатору — «жизнь становится все труднее и хуже». За неделю до выборов в Госдуму, в спешке был принят областной закон «О ветеранах Нижегородской области». Посыпались обещания рассчитать расходы областного бюджета так, чтобы за счет доплат ни у одного пенсионера пенсия не была ниже прожиточного минимума. Но сейчас об этом правительство Нижегородской области забыло.

Несколько месяцев назад губернатор Валерий Шанцев впервые обратился с посланием в Законодательному собранию Нижегородской области. Первое послание оказалось неудачным — получился отчет на партхозактиве. Один из приглашенных рассказывал: «Я вошел в зал, увидел газету с текстом доклада губернатора, не обнаружив ни одного упоминания слова «культура», ушел». И действительно «культура» у нашего областного руководства звучит только в контексте физической культуры. Примерно такие же дремучие понятия у власти и о демократии: «В магазинах всего полно, деньги есть — и чего им еще надо?». В этом плане очередной год работы губернатором вряд ли изменил состояние умов Шанцева и Ко.

Виктор Деменев