08-08-25

Только на сайте

Испытание Америкой_56

Часть 14. Культура американского потребления

Цены и магазины в США — почувствуйте разницу

В Америке отличить иностранца от местного жителя очень легко. Как бы великолепно он не изъяснялся по-американски, как бы не был небрежно одет и фамильярен, приведите сомнительного человека в супермаркет и поймете, что перед вами подданный другой страны. Иностранец расплачивается наличными, чего никогда не делает американец. Каждый американец имеет кредитную карту, которая для человека не имеющего места жительства в США, счета в банке или постоянного дохода, — недосягаемая ирреальность.

Могу убедительно рассказать, как напрягся продавец, с виду олицетворяющий невинную бесшабашность и радушие, стоило лишь подать ему для оплаты наличные деньги. Человек, расплачивающийся через «кэш» (cash), подозрителен своей самостоятельностью и безымянностью. Карточка расскажет о тебе все, безликие доллары — сохранят тайну. В Америке человек живет, как на юру, обдуваемый досужими ветрами открытости. Только в русском магазине любят наличные.

Тайны банковского вклада в Америке не существует. Каждая страховая фирма и даже риэлторская контора может по запросу получить из банка сведения о сумме вашего вклада. Если в течение дня вами сделаны покупки на крупную сумму, то ждите к вечеру звонка из банка. Банковский служащий вежливо поинтересуется, действительно ли вы сделали покупки. Такой контроль преследует, кроме того, и благую цель: удостовериться, что кредитная карта не была украдена у постоянного клиента.

Первое и самое жалостливое впечатление от американских супермаркетов, а также любых торговых точек — это стоящие весь день на ногах продавцы и кассиры. Видимо, это отголоски той потогонной системы, предложенной известным разделителем труда и рационализатором трудовых движений американским инженером Тейлором в самом начале 20 века. Почему кассиров заставляют стоять? Наверное, чтобы не засыпали на рабочем месте, а крутились, как белки в колесе. Может, владельцы экономят на табуретках, как экономят, назначая низкую зарплату? Одно очевидно: им наплевать на состояние здоровья своих подопечных, на развитие у них варикозного расширения вен, рождения больных детей из-за непомерных нагрузок на тазовые кости, да мало ли чего ещё.

И тут знаменитая американская расчетливость дает вполне ощутимый сбой. Текучесть кадров среди кассиров и продавцов супермаркетов колоссальна. Из-за неё владельцы несут заметные убытки: новичков надо учить, а неопытные продавцы часто ошибаются. Сам десятки раз видел, как за очередным новым кассиром стоит наставник и пересчитывает сумму. Ошибки в пользу покупателя — прямой ущерб магазину. Обсчет покупателя — в пользу магазина, но тоже в дальнейшем оборачивается против него, потому что покупатели перестают ходить в этот магазин. Очевидцы рассказывали, что продавцы супермаркетов начали борьбу за разрешение сидеть во время обслуживания клиентов, как в Европе и в России. Хотя должен сказать, что и у нас тоже появились стоячие кассиры в некоторых магазинах, владельцы которых, видимо, обучались под руководством американских менеджеров или самостоятельно переняли дурной опыт из практики посещения американских супермаркетов.

Характерной особенностью магазинов, успешно перенятой нашей торговлей, являются ценники с двумя, тремя и более девятками. Платяной шкаф за 779 долларов, двуспальная кровать — 399 долларов, диван — 299 долларов, электрическая настольная лампа за 59 долларов, софу можно купить за 419 долларов 99 центов. Меня этот примитивизм смешил в России, но по полной я «оттянулся», веселясь, в Америке, где практически нет товаров без девятки на конце.

Американские продовольственные магазины можно сравнить с многопрофильной лабораторией, в которую завезли разнообразнейшие пищевые продукты для маркировки качества, определения в них концентрации вредных и полезных для человека ингредиентов. Каких только научных терминов не встретишь на бирках (лейблах), сопровождающих каждый продукт. Например, сведения о количестве и качестве жиров могут содержать следующие названия: saturated (насыщенные), unsaturated (ненасыщенные), polyunsaturated (полиненасыщенные), hydrogenated (гидрированные) или частично (partly) гидрированные жиры, а есть еще трансформированные (trans).

К еде, как и к здоровью, американцы относятся чрезвычайно серьезно, и не дай Бог какому-нибудь магазину продать что-то непотребное, нанесшее здоровью гражданина вред, который будет доказан. Берегись, руководство данной торговой точки! Засудят на такие умопомрачительные штрафы, которые не приснятся даже в самом страшном сне.

Мудреные термины, упомянутые мной, не всем понятны, потому-то Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при ООН два года назад ввела разноцветные лейблы. Красные — обозначают продукты, содержащие сахар и большое количество углеводов, то есть наиболее опасные, потребление которых необходимо ограничить. Желтые лейблы сопровождают жиры, и их использование должно быть умеренным. Зеленый цвет лейбла, так же как и свет светофора, указывает на «полный вперед». Это белковые продукты, овощи, фрукты с высоким содержанием клетчатки (fiber), их потребление не только не ограничивается, а рекомендуется в большем количестве. Меру, однако, надо знать во всем!

Меня, между прочим, поразила настойчивость антихолестериновой пропаганды, начатой в 2000 году. Якобы, но так утверждает все сведущая статистика, продолжительность жизни в США с момента ее начала до 2005 года увеличилась на шесть лет. Наверное, враки. Не может такой инерционный показатель, как средняя продолжительность жизни, так быстро отреагировать на пропаганду, даже самую назойливую.

Тем не менее, мои американские родственники всерьёз «больны» подсчетами количества холестерина («cholesterol» по американски), съеденного за день. Они знают, что надпись «cholesterol-free» говорит о содержании холестерина в одной порции в количестве 2 милиграммов, а слова «low cholesterol» — 20 миллиграммов.

В этом серьезном деле даже упрямые американцы перешли на метрическую систему измерений. Они хорошо знают цепочку less – light – low – free, каждое слово из которой означает содержание жира в данном продукте относительно имеющего то же название, но без примечаний, то есть специально не обработанного. Less (меньший) — 75 процентов жира, light (легкий) — 50 процентов, low (низкий) — 3 процента, а free (свободный) — не более 0,5 процентов жира. Чем меньше жира, тем глубже обработка и, соответственно, дороже продукт.

Из наших покупателей впервые с этими словами познакомились курильщики. Пачки сигарет, которые они покупают, пестрят маркерами «light», «super light», «one», обозначающими концентрацию смолы и никотина. Не буду объяснять: курильщикам они хорошо известны.

Проку же от этих слов немного для российского жителя, озабоченного добыванием пищи с любым содержанием жира. Самая здоровая пища в мире несомненно у российских пенсионеров. Но это так — лирическое отступление.

Если в американском супермаркете вы увидите надпись «reduced sugar», знайте, что содержание сахара в продукте уменьшено на 25 процентов. Надпись «sugar free» означает, что одна порция (serving size) содержит не более 0,5 процента сахара. Маркировка «no sugar added» говорит, что сахар в продукте (мороженое, компот, соки) заменен на искусственный заменитель, не являющийся углеводом. Такими заменителями могут быть сорбит, ксилит, аспартам и другие. Химическая промышленность развита неплохо и все более и более совершенствуется, ориентируясь на практически неиссякаемые потребности человека. Кроме её продуктов, доступными для народа становятся и непростые термины, коими так пестрят современные продукты питания: «молоко без лактозы», «маринад без нитритов и нитратов», «обезжиренное молоко». Складывается впечатление, что если идти такими темпами, то скоро большинство продуктов будут производить в автоклавах, а не выращивать сырьё для них на полях.

Всупермаркете оптовой продажи «Costco wholesale» висит небольшая доска почета с лучшими работниками магазина по месяцам. Тут и «цветные», и белые передовики производства. То, что у нас «забыли», посчитав ненужным, не капиталистическим, оказалось таким же нужным, как это считалось при социализме. Не знаю, как материально вознаграждаются передовики, попавшие на доску почета, но видя довольные лица отличившихся, предполагаю, что эти отличия не проходят для них «даром».

Придя в подобный супермаркет голодным, можно при желании выйти из него отобедавшим, не истратив ни цента. В «Costco» можно насчитать десяток продавщиц в аккуратных белых халатах, предлагающих бесплатно на пробу различные кулинарные изыски, а не штучный товар. Порции мизерные, но обойдя всех, можно смело заморить немаленького червячка. У одной можно взять фаршированный мясом перчик, у другой кусочек тушеного баклажана, очень любимого в Америке, или другого овоща, на бумажной розеточке, кусок пудинга и еще что-то из десерта, можно отведать соки или кофе. Рабочие магазина (с оглядкой правда) вьются около этих «доброхотов», чтобы не тратить деньги на обед. В «Costco» скидки до 10 %, поэтому вход «с улицы» туда без специальной карточки заказан. В Америке, как в Греции, есть все: джинсы за $40, кофточки за $20, свежая, охлажденная форель по $20 за паунд (454 грамма), мясо по $10 за килограмм и так далее.

Слава Богу, что нас таким изобилием не удивишь, но… Вот здесь придется ставить длинное многоточие, так как переходим к самому главному — ценам. Сделаем простенькие расчеты. Предварительно отвлечемся от единицы измерения денежных валют: рублей и долларов, не переводя их из одной системы в другую. Представим, что чистая зарплата в месяц составляет 5000 единиц — это легко сделать, так как средняя зарплата в США и России равна этой абсолютной цифре. Но джинсы в России стоят около 1000 единиц, кофточка — 500 (самая плохонькая), мясо — 230, форель свежая — 200 Сравните предыдущие цены из американских супермаркетов и получится, что уровень цен в США ниже российских в 10-25 раз. Если же учесть стоимость мебели, то голова пойдет кругом: диван в Америке 200 единиц, а у нас 10000 (50 раз). Умереть от голода в Америке практически невозможно, у нас же — это первая, латентная причина, которая станет явной, если развалится диван.

Есть в большом Вашинг­тоне национальные экзотические магазины, в том числе русские (Rus­sian Gourmet). В них четко соблюдены традиции сельпо. Тазы, оцинкованные ведра, конечно, не купить, но газеты, книги, вино, водку, селедку, которую в американских магазинах не увидишь днем с огнем, здесь в изобилии. Цены в русских магазинах американские. Например, астраханская вобла стоит 9,99 единиц за килограмм, а у нас в России (я посмотрел после приезда) — 300. Разница (30 раз).

Несмотря на обилие технических средств (видео наблюдение) контроля в магазинах, воровство в США достаточно распространенный порок. Умельцы такого рода довольно находчивы. Особенно много теряют магазины одежды. Зная о пуританской скромности владельцев магазинов, стесняющихся устанавливать камеры видео наблюдения в примерочных кабинках, вор любого пола смело заходит в неё с ворохом одежды. Надевает понравившиеся дорогие вещи под свою старую одежду, предварительно убрав с них все ярлычки со штрих-кодами, а пластмассовую сигнализацию воры обматывают фольгой, чтобы та не пищала на выходе. Остальные, якобы взятые для примерки вещи, с многословным сожалением возвращаются, как не подошедшие по размеру. Дело сделано. Можно смело выходить. Статистика отмечает, что количество случаев такого воровства в зимнее время увеличивается в 50 (!) раз. Ох, уж эта всевидящая американская статистика!

Михаил Чижов