08-08-28
Политика
«Выхлопы» областного правительства
или Система управления хвоста собакой
Главным достижением трехлетия губернаторства Валерия Шанцева названо создание системы управления Нижегородской областью. Нет сомнений в том, что за эти три года мы увидели и системное мышление, и системные решения. Возможно, система создана. Но что подразумевается под системой? Каково качество этой системы? На эти вопросы ответов от губернатора Валерия Шанцева мы не получили.
Нередко приходится слышать от первых лиц разного уровня, что, мол, отладим систему управления и можно будет работать час в неделю. А в остальное время система будет функционировать сама. Несколько недель назад губернатор Валерий Шанцев высказался в том же духе. Дескать, результат работы руководителя зависит не от количества времени, которое он проводит на работе. Надо, чтобы времени хватало и на самый разнообразный отдых: рыбалку, охоту, встречи с друзьями, времяпрепровождение в семье. В этом звучит намек — главное в том, чтобы организовать работу подчиненных, запустить систему. Если подразумевать под системой вот такую трактовку, то Валерий Павлинович ее создал. Но нижегородцы-то заинтересованы не в сокращении трудозатрат Шанцева, а в эффективности управления областью. И вот тут как раз возникает много вопросов.
На мой взгляд, создана громоздкая, дорогостоящая система, которая неадекватна финансовому, имущественному ресурсам Нижегородской области. Но даже имеющимися ресурсами эффективного управления организовать так и не удалось. Более того, система начинает работать сама на себя, разрастается, превращается в дракона, у которого одну голову отрубишь, а появляются две или три. Один из характерных примеров. Изначально в правительстве Нижегородской области было министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Потом под самыми благовидными предлогами это министерство разделили на два: министерство ЖКХ и министерство строительства. В дальнейшем появилось еще и министерство жилищной политики.
Но дело не только и не столько в том, что постепенно увеличивается количество министерств. Опаснее другой процесс. Рядом с министерствами активно действуют предприятия различных форм собственности — госпредприятия, которые выполняют те же функции, что и министерства. Как это происходит? Опять же под самыми благовидными предлогами министерства передают этим предприятиям часть полномочий. Практически у каждого значимого министерства появилась такая параллельная коммерческая структура. Так, у министерства жилищной политики есть двойник в виде ОАО «Развитие Нижегородской области». Это ОАО, как сообщали некоторые СМИ, готовит строительные площадки для потенциальных инвесторов. И нередко эти площадки — самые инвестиционно емкие Фи прибыльные — получают те строительные фирмы, которые имеют отношение к ОАО «Развитие Нижегородской области».
В последнее время резко возросла роль государственного предприятия «Дирон», которое работает параллельно с министерствами, курируемыми заместителем губернатора Ириной Живихиной. Зачастую мы слышим от членов правительства Нижегородской области правильные слова: власть не должна заниматься бизнесом. Однако ГП «Дирон» по сути дела превратилась в крупную бизнес-структуру, которая выполняет крупные коммерческие заказы, в том числе в строительстве туристических комплексов. Вот только почему-то налогов от госпредприятий в областной бюджет кот наплакал. Получается, что это кормушки для высокопоставленных чиновников? Хотелось бы получить ответ и на этот вопрос.
Возвращаясь к министерствам можно сказать, что некоторые из них являются лишними. Например, министерство поддержки малого и среднего бизнеса. Оно создано из конъюнктурных соображений. В сентябре это министерство планирует внести закон о малом бизнесе в Законодательное собрание Нижегородской области. После этого «мавр сделал свое дело».
В целом, создается непрозрачная система управления, которая воплощает собой не частно-государственное партнерство, а частно-бюрократический бизнес в интересах высшего слоя чиновников.
Все знают, что больше всего бардака у нас в сфере строительства. А в рамках этой сферы лидером неразберихи является дорожное строительство. И тут тоже создана запутанная система, в которой трудно разобраться. Несколько месяцев назад все, от депутатов городской думы Нижнего Новгорода до губернатора Нижегородской области, искали знаменитый «единороссовский» миллиард рублей, который выделили мегаполисам-миллионникам. С трудом, но нашли все-таки следы этого миллиарда.
Теперь понятно, что дорожным строительством из средств федерального и областного бюджетов занимается одно госучреждение, которое выступает в роли заказчика. Дорожным строительством из местных бюджетов занимаются другие структуры-заказчики. Какие-то функции по дорожному строительству были отнесены к ведению министерства жилищно-коммунального хозяйства. За ремонт дорог отвечают другие структуры. Получается как всегда: строят — одни, эксплуатируют — другие, ремонтируют — третьи. Отсюда качество дорог — никакое. И никто ни за что не отвечает. Самый распространенный вопрос, который всегда остается без ответа, — кто отвечает за ужасное состояние улицы Кузбасской?
Ровно год назад губернатор Валерий Шанцев жаловался на сбои в подготовке земельного ресурса. В августе 2007 года он говорил: «Очень трудно сегодня решаются вопросы землеустройства, выделения земельных площадок, их межевания, постановка на кадастровый учет. Особенно трудно это решается в Нижнем Новгороде». Получается странная вещь: год назад нам Валерий Павлинович объяснял, что система не работает, а сейчас, оказывается, работает. Но ведь ничего не изменилось в работе инвестиционного совета при губернаторе. Он как действовал, так и действует в режиме «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики». Инвестсовет принимает какие-то решения, нам декларируют миллиардные объемы инвестиций, сотни тысяч готовящихся рабочих мест, но потом вдруг возникают скандалы вокруг этих решений. Хотелось бы получить достоверную информацию о работе инвестсовета за последние два года. Каков его коэффициент полезного действия или, как выражается Ирина Борисовна, каков «выхлоп»?
Еще раз напомню: год назад мы слышали — «все идет трудно». Сейчас слышим об «отличной системе управления». Надо губернатору определиться — работает система или нет?
Это очень серьезный вывод: «Нужно было создать систему ежечасного управления областью всеми сторонами жизни нижегородцев. И нам удалось создать такую систему». Реально это в сегодняшней ситуации? Областное правительство и министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов объективно не в состоянии управлять ситуацией в сфере АПК. Областное правительство и министерство промышленности и инноваций объективно не в состоянии управлять ситуацией в индустриальной сфере.
Скорее всего, речь идет о реагировании соответствующих властных и иных структур на ту или иную чрезвычайную ситуацию. Мол, где-то случилась авария, и все службы ЖКХ реагируют на это, несмотря на выходной или праздничный день. Но ведь по большому счету, в этом нет ничего нового по сравнению с советскими временами: создавать трудности, а потом геройски их преодолевать, действовать эффективно только при ЧС или ЧП. Разве это называется отлаженной системой управления? Тут явно какая-то путаница.
Это очень хорошо, что власть говорит о системе управления, о системных подходах. Но плохо то, что губернатор считает, что система в полном порядке, что она имеет нужный КПД и высокую эффективность. Нужно постоянно работать над системой управления, не менять оценки каждый год с плюса на минус и наоборот, а четко анализировать ее сбои и недочеты. Тут губернатору Шанцеву работать и работать — по 16 часов в сутки. Рано считать, что система сама себя отрегулирует.
Виктор Деменев