08-09-08

Политика

Есть ли альтернатива «косариковщине»?

Возвращение Александра Косарикова на «единороссовскую» авансцену свидетельствует о том, что партия власти так и не стала властью, а является приводным ремнем при власти. Пять лет между Косариковым–дубль 1 и Косариковым–дубль 2 мало что поменяли в этом плане в регионах. Косарикова можно назвать термометром партии, который показывает «безвластие». Были ли другие варианты у НРО «Единой России»?

Понятно, что силы, выдвинувшие Алек­сандра Косари­ко­ва в секретари политсовета нижегородской «Единой России», не хотят, чтобы партия представляла собой дополнительный центр власти и влияния. В ином случае, была бы выдвинута более сильная фигура. Когда в 2003 году потребовалось усиление НРО, ставка была сделана на Евгения Люлина, который сменил как раз Александра Косарикова.

Не актуализирована и задача перехода партии на более высокий организационный уровень, чтобы все отладить на уровне районов, в том числе на муниципальных выборах. Дело в том, что Косариков, при всех его достоинствах, — слабый организатор. В 2003 году его, собственно, и сняли с посла секретаря политсовета за слабую работу в районах. Именно за эту работу тогда и взялся Евгений Люлин, консолидировав депутатов Законодательного собрания, городских дум Нижнего Новгорода, Арзамаса, Дзержинска и Сарова и земских собраний.

Если бы стояла задача отстроить партию по вертикали от районных структур до президиума политсовета, то с ней бы справился, например, экс-заместитель губернатора Александр Цапин.

Многие помнят, что в советские времена функционировал властный треугольник — секретарь обкома партии, представитель облисполкома и председатель облсовета. Понятно, что наряду с Валерием Шанцевым и Виктором Луниным, представляющими соответственно облисполком и облсовет, Александр Косариков не тянет на равноправного члена триумвирата. Губернатор Шанцев продолжает видеть в «Единой России» лишь механизм влияния на депутатов-«единороссов» всех уровней.

Когда в 2003 году потребовалось усиление НРО, ставка была сделана на Евгения Люлина, который сменил как раз Александра Косарикова

Все это говорит о том, что исполнительная власть не хочет сильной «Единой России». Сейчас партия власти не способна продавливать исполнительную власть. Она может лишь транслировать команды исполнительной власти во власть законодательную. Такая ситуация устраивает губернатора, и он ее фиксирует, охраняет статус-кво.

В 2003 году замена Александра Косарикова на Евгения Люлина диктовалась стратегической задачей — выиграть выборы в Госдуму. Сейчас лидер регионального отделения партии в конкурентной борьбе партий почти ничего не определяет. Результат дают фигуры губернатора и мэра областного центра, а механизм реализации их влияния обозначается как административный ресурс. Раньше расклад сил был иным. Евгений Люлин поставил под ружье партии пять тысяч депутатов, которые являлись либо членами «Единой России», либо ее сторонниками. Его преемник Сергей Некрасов, возглавляя Облсовпроф, воздействовал на трудовые коллективы крупных предприятий. Их вклад в электоральную копилку был относительно заметным. А что может дать партии Александр Косариков, за которым ничего не стоит? Ничего. За «Единую Россию» выборы выиграют губернатор и мэр Нижнего Новгорода, не прибегая к услугам самой партии?

Теоретически, секретарь политсовета регионального отделения «Единой России» может быть и депутатом Госдумы, и депутатом Законодательного собрания, и выходцем из правительства, и просто влиятельной фигурой. Александр Косариков на данный момент не проходит ни по одному из этих списков. Он, что называется, из «бывших». Дважды избирался в Госдуму по партийным спискам. Однако так получилось, что именно Косариков устраивает все или почти все группировки внутри «Единой России». Его выдвижение в секретари политсовета НРО создает впечатление у группировок, что они не проиграли борьбу между собой, что у них есть пауза для анализа и собирания сил. «Косариковщина» — это поддержание баланса, дозированные уступки тем и другим. Как в известном анекдоте: и ты прав, и он прав, и третий прав. Очень важно и следующее обстоятельство. Если одна из группировок сможет резко изменить балансировку внутри НРО, то ей не составит труда зафиксировать новое соотношение сил заменой Косарикова. Это легкозаменяемая фигура, а предлог для этого всегда найдется. Например, мобилизация сил перед очередными выборами. Каковы же альтернативные варианты на выборах секретаря политсовета НРО «Единая Россия»?

наша справка

Родился 4 марта 1945 года в г. Горьком. Окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского в 1967 году. Доктор экономических наук, профессор; государственный советник РФ 3 класса. В 1967-1990 — инженер, старший научный сотрудник НИИ измерительных систем (г. Нижний Новгород), в 1990-1993 — заместитель председателя, председатель Нижегородского городского Совета народных депутатов, в 1994-1998 — заместитель губернатора Нижегородской области по экологии и использованию природных ресурсов. В 1998-1999 — полномочный представитель Президента РФ в Нижегородской области. Депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва был избран по федеральному списку избирательного блока Межрегиональное движение «Единство» (МЕДВЕДЬ), был членом фракции «Единство», заместителем председателя Комитета по экологии. Депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва был избран по федеральному списку избирательного объединения Партия «ЕДИНСТВО» и «ОТЕЧЕСТВО» — «Единая Россия», был членом фракции «Единая Россия», заместителем председателя Комитета по экологии. Член Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности. Награжден орденами «Знак Почета», Дружбы (2007). Автор более сотни научных работ, в том числе четырнадцать монографий. Женат, имеет двоих детей. Увлечения: живопись, плавание.

Из состава правительства Нижегородской области самой предпочтительной фигурой является Владимир Иванов — заместитель губернатора по финансам, курирующий бюджет и инвестиции. Это сильная фигура, без которой пока ни Шанцев, ни его окружение обойтись не могут. Но наступит момент, когда эту незаменимость кому-то захочется развенчать. И тогда Владимиру Александровичу скажут: «Талантливый человек талантлив во всем, вы уже были начальником штаба «Единой России» на выборах в Госдуму, вот и сейчас вы нужнее на партийной работе».

В Госдуме есть несколько фигур, которые готовы возглавить НРО (Роман Антонов, Анатолий Козерадский), но губернатора Шанцева этот вариант не устраивает. Депутаты Госдумы больше на виду у федерального руководства партии, чем у губернатора. Это создает элемент внешнего управления региональным отделением «Единой России».

Если говорить о категории «бывших», то у Коса­рикова есть вполне достойная альтернатива — все тот же Александр Цапин.

Из списка влиятельных фигур можно выделить мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Ходили слухи, что именно ему предлагали заменить Евгения Люлина на посту секретаря политсовета НРО, но он отказался, сосредоточившись на работе мэра Нижнего Новгорода. Тихий ход с Косариковым легко перебивается сильным ходом с Булавиновым. Это вызовет сильнейший переполох в окружении Шанцева, в том числе у аппаратчика №1 Анатолия Силаева, который уверен в том, что разыграл гениальную партию в политические шахматы. Тогдашний отказ Булавинова — скорее всего, крупный просчет. Сейчас бы Вадим Булавинов довольно сильно изменил расклад сил, сравнившись по политическому весу с губернатором. Но скорее всего, мэр не рискнет сделать окружению Шанцева шах и мат.

Выдвижение секретаря политсовета НРО «Единой России» из числа депутатов Законодательного собрания, как показала практика, является внутренне конфликтным. Здесь неизбежно сталкиваются амбиции руководителя фракции «Единой России» и лидера партии из числа депутатов. Так получилось у Александра Вайнберга и Сергея Некрасова. Лучше всего развести руководителя фракции и секретаря политсовета по разным углам.

Получается, что есть четыре-пять фигур, которые классом выше Александра Косарикова, и множество фигур примерно его уровня, перед которыми у нынешнего и. о. секретаря политсовета одно преимущество — он вне группировок и меньше других вовлечен во внутрипартийные конфликты.

Виктор Деменев