08-09-08

Политика

Тихие выборы

Казалось бы, никаких особых интриг в локальных выборных компаниях не ожидается. Конечно, помимо неизбежных кандидатов от «Единой России», ритуальное участие в них будут принимать представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Но никаких новых имён, способных внести в выборный процесс остроту, пока не видно. Поэтому, скорее всего, в большинстве случаев интрига будет состоять в том, кто займёт второе место и какова будет явка на избирательные участки.

И всё же нельзя не заметить, что эти кампании будут проходить на фоне не очень публичных, но достаточно важных процессов внутри региональной элиты. Дело в том, что во многих регионах «партия власти», расширяясь количественно, столкнулась с проблемой сохранения своего внутреннего единства. Понятно, что чем крупнее и шире какая-то структура, тем сложнее ею управлять, и соответственно, тем более вероятно, что она начнёт распадаться на более мелкие группы, которые будут находиться друг с другом в конфликтных отношениях. Именно это и происходит с нижегородским отделением «Единой России»: оно стало настолько громоздким, что внутренняя фрагментация была только вопросом времени и тех форм, в которых она могла проявиться. Кроме того, среди «единоросов» есть много вполне деловых людей из предпринимательской среды, и этот бизнес-стиль они переносят и в политику, которая неизбежно коммерциализируется. Нельзя исключать, что эти люди имеют основания воспринимать «Единую Россию» как некий брэнд, который даёт необходимый уровень капитализации их ресурсов, защиты от возможных нападок конкурентов и так далее.

Основной вопрос состоит не в том, победят ли 12 октября кандидаты от партии власти, а в том, какую фракцию региональной элиты укрепят эти победы

Два эпизода из недавнего прошлого заслуживают в этой связи напоминания. Первый касался необычно острых обвинений депутата Госдумы Александра Хинштейна, формально направленных в отношении Сергея Некрасова, но на самом деле, по предположению некоторых местных политологов, метивших в самого губернатора. Второй эпизод — это июльское голосование по кандидатуре секретаря Варнавинского отделения «Единой России», где против поддержанного губернатором кандидата сформировалась коалиция в составе Александра Хинштейна, Александра Вайнберга, Романа Антонова и Вадима Булавинова. По словам политолога Андрея Дахина, это событие «высвечивает новую ситуацию, когда влияние федерального центра (в лице Хинштейна) действует в качестве альтернативы точке зрения губернатора и может мобилизовать в поддержку своей позиции значимую часть регионального истеблишмента».

Таким образом, мы видим, что локальные по своим масштабам события высвечивают усложняющуюся структуру федерального управления регионом. Местные кандидаты в депутаты поэтому вынуждены ориентироваться на ту или иную группу влияния и стоящие за ними капиталы. Есть «команда Шанцева», находящаяся, судя по кадровым перемещениям того же Николая Сатаева из мэрии в правительство области, в сложных отношениях с «командой Булавинова». Есть мощные финансово-экономические структуры, которые традиционно являются «государствами в государстве» и находятся в противоречивых отношениях с губернатором. Хорошим примером может служить Горьковская железная дорога, представитель которой Сергей Козырев 12 октября баллотируется на довыборах в ОЗС по Семёновскому округу и в свете этого начинает всё чаще фигурировать в качестве важной персоны при решении целого круга социальных вопросов, включая образование и спорт. И есть полпредство, которое пытается как-то сбалансировать финансовые возможности других групп влияния своим козырем — административным ресурсом.

На этом фоне понятно, что основной вопрос состоит не в том, победят ли 12 октября кандидаты от партии власти, а в том, какую фракцию региональной элиты укрепят эти победы. Данный вопрос может оказаться значимым по мере неизбежного приближения к окончанию четырёхлетнего пребывания Валерия Шанцева на посту нижегородского губернатора.

Андрей Макарычев