08-09-22

Политика

«Медведи» в поиске

В региональном отделении «Единой России» в самом разгаре невидимая избирателям борьба за кресло секретаря политсовета. Как никогда задействованы все связи и возможности, чтобы можно было лоббировать интересы отдельных претендентов. Единственная отрада — стали появляться фамилии реальных людей в качестве возможных кандидатов.

Претендент Николай Сатаев, как пуля со смещенным центром тяжести, — непредсказуем и несет серьезные последствия

Кто сказал, что Роман Антонов страдает недостатком амбиций и энергии?

Мало кто считает реальным претендентом Александра Косарикова

Стало известно, что кандидат Валерий Анисимов очень нравится губернатору Валерию Шанцеву

Раскол интересов

Согласно уставу, региональное отделение «Единой России» должно подготовить некий список потенциальных кандидатов, который будет представлен в президиум генсовета партии. После рассмотрения центральный орган «Единой России» предложит нижегородским «единороссам» фамилию того, кого следует поддержать. Выборы секретаря намечены на ноябрь текущего года, поэтому активные консультации по кандидатурам уже начались.

Авторитетных «единороссов» мало волнует, что высшее партийное руководство велело успокоиться и приложить все усилия к реабилитации нижегородского регионального отделения «Единой России». Так же мало кто вспоминает, что исполняющий обязанности секретаря Александр Косариков должен воплощать стабильность и порядок в местных партийных рядах. Раскол словно усилился — работа группировок на одного претендента и против другого так очевидна, что господин Косариков явно не в силах остановить соратников. Если бы он встал в дверях — его бы вынесли вместе с дверью, чтобы не мешал преследовать свои интересы.

На прошлой неделе впервые было озвучено имя одного из возможных кандидатов. Депутат Государственной думы Александр Хинштейн назвал в числе претендентов «положительного со всех сторон» депутата Законодательного собрания Нижегородской области Валерия Анисимова. Бывший «яблочник», а до декабря 2005 года еще и член «Союза правых сил», быстро сориентировался к выборам регионального парламента в марте 2006 года и вступил в правильную партию, чтобы оставить за собой депутатский мандат и в следующем созыве. Господин Анисимов как действительно положительный парламентарий получил место заместителя спикера Законодательного собрания, которому было поручено курировать комитет по бюджету и налогам — ключевой среди остальных. Однако в силу объективных причин, связанных с проблемами со здоровьем, Валерий Анисимов не смог не только курировать работу над бюджетом региона, но и посещать сами заседания. После многочисленных вынужденных пропусков господин Анисимов отказался от своего поста, предпочитая работать простым депутатом. Коллеги его поддержали, а заодно и отменили пост третьего заместителя спикера, чтобы не маяться с выбором достойного.

К слову сказать, господин Анисимов, не светившийся ни в одной партийной или парламентской склоке, видимо, предпочитает тихую работу. Публичным и активно комментирующим информповоды депутатом его тоже не назовешь. К тому же в региональном отделении сетуют, что Валерий Анисимов не слишком регулярно посещает заседания политсовета.

Зато стало известно, что этот кандидат очень нравится губернатору Валерию Шанцеву. Нравится настолько, что господина Анисимова стали называть «шанцевским кандидатом». Очередной член регионального парламента, который в этом созыве растерял листья с лаврового венка победителей губернатора. Сам господин Анисимов сообщил журналистам только то, что он является одним из многих, кто достоин стать секретарем политсовета НРО партии. Реакция последовала незамедлительно. Члены группы Хинштейна — Антонова тут же сообщили СМИ, что опасаются за здоровье претендента в случае его избрания. Мол, не потянет.

Правда, в региональном отделении «Единой России» уверены, что в обойме губернатора Шанцева есть минимум еще один патрон — министр промышленности и инноваций, секретарь Канавинского политсовета «Единой России» Николай Сатаев. Этот претендент, как пуля со смещенным центром тяжести, непредсказуем и несет серьезные последствия. Он, безусловно, ближе к партии, чем к промышленности и тем более инновациям. При таком жестком руководителе оппозиции придется уйти в глубочайшее подполье так, чтобы ее там не достал бульдозер господина Сатаева. Понятно, что ряд местных «единороссов» костьми ляжет на порогах кабинетов партийного начальства, лишь бы Николай Сатаев остался приносить пользу на ниве инноваций.

Конечно, остается смиряющая всех фигура самого губернатора, но теперь не принято, чтобы глава региона рулил и партийным отделением. Исключение составляет узкий перечень регионов, где это обусловлено местными особенностями.

Немного фронды

Отряд Хинштейна — Антонова действует слаженно, и в его обойме больше патронов. Пока информационное поле явно за ними, так как они не превращают в отличие от прогубернаторских «единороссов» процесс консультаций в тайну за семью печатями. За неимением хоть каких сведений, СМИ хватаются за их информацию, и она становится единственной в медийном пространстве. Правда, их противники утверждают, что хинштейновцы общаются с прессой между бесконечными походами по кабинетам высоких партийных начальников. Даже если это правда, их ходьба и связи уже принесли одну победу. Как уже писала «НГ» в НН», близкий к этой группе депутат регионального парламента Александр Сериков был назначен на пост руководителя общественной приемной Владимира Путина в Нижнем Новгороде. Опыта и компетенции господина Серикова хватило бы на руководство отделением, но он предпочел другое.

Сами депутаты Госдумы Александр Хинштейн и Роман Антонов внешне не спешат расстаться с депутатскими мандатами ради руководства региональным отделением «Единой России». Официально причина объясняется тем, что партийное руководство не приветствует совмещение мандата и кресла секретаря политсовета, так как человек якобы может не справиться. На самом деле, совмещение непустячных постов позволит секретарю оказывать большее влияние в регионе. Например, бывший член СПС Евгений Люлин во главе НРО «Единой России» успевал все: председательствовать в региональном парламенте, пропагандировать проекты партии, задавать перца губернатору Геннадию Ходыреву и ежедневно «светиться» в местных СМИ. Понятно, что таких многостаночников мало, но кто сказал, что, например, Роман Антонов страдает недостатком амбиций и энергии? В конце концов, партийное начальство может сделать исключение, и противоположному лагерю надо сильно постараться, чтобы молодой лидер бывшего регионального отделения «Российской партии пенсионеров» не перехватил штурвал корабля побольше — обратно уже не вырвать, а недовольные могут пройти по доске. Разумеется, это вариант не «радиоуправляемого секретаря».

Стоит вспомнить, что полтора года назад предложение возглавить нижегородское отделение «Единой России» получал Вадим Булавинов — тогда глава города предпочел вести городское хозяйство

Вообще картина получается интересная: на пост руководства отделения правильной партии постоянно претендуют «люди справа». Собственно выращенных кадров, видимо, хватает только на скандал, который нижегородская общественность смаковала и переваривала все лето.

Впрочем, говорят, что не стоит списывать со счетов лидера фракции «единороссов» в региональном парламенте Александра Вайнберга, хотя его партийная карьера явно на спаде. Будет ли новый подъем после того, как он не стал исполняющим обязанности секретаря НРО партии, не возглавил приемную Владимира Путина и в прошлом году не попал в список на выборах в Госдуму? Зато господин Вайнберг уважает и хинштейновских, и губернаторских. Человек-компромисс. С ним региональному отделению будет веселее. Люлинская школа детской непосредственности и постоянной фронды с навыками боевых действий не прошла даром. Он если и «радиоуправляемый», то пультов к нему несколько — и они в разных руках.

Стоит вспомнить, что полтора года назад предложение возглавить отделение партии получал мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Мысль исходила от москвичей в высоких партийных креслах, а глава города предпочел вести городское хозяйство. Предложат ли ему на этот раз, учитывая, что полномочия истекают в 2010 году? Видит ли мэр венцом своей карьеры разгребание партийной рутины? В конце концов в 2010 году полномочия истекают не только у Вадима Булавинова, но и у губернатора Валерия Шанцева.

Кому Авгиевы конюшни?

Мало кто считает реальным претендентом Александра Косарикова. А он наконец-то обозначил себе фронт работ до ноября. На заседании политсовета он раскритиковал работу своих предшественников. А данные вполне объективны, если не считать, что сам господин Косариков оставил отделение в еще более плачевном состоянии, передавая его Евгению Люлину. За последний год, то есть при секретаре политсовета Сергее Некрасове, региональное отделение «Единой России» принимало участие в двух федеральных выборных кампаниях и каждый раз показывало результаты ниже среднероссийских. Так, на выборах в Госдуму в декабре 2007 года «Единая Россия» в Нижегородской области набрала 60,62% голосов избирателей, что несколько ниже общефедеральных (64,1%), при этом коммунисты и «справороссы» в регионе получили больше голосов, чем по России. И эти слабые результаты «единороссы» дают в борьбе с лишенными всех ресурсов «справороссами» и коммунистами. В ходе президентских выборов в марте 2008 года история повторилась: кандидат Дмитрий Медведев, которого поддерживало НРО «Единой России», получил в Нижегородской области 61,84% голосов избирателей, что меньше среднероссийских 70,23%. В июле 2008 года руководство партии вообще занесло нижегородское отделение в список порочащих репутацию «Единой России». Александр Косариков пребывал в ужасе, говоря, что региональное отделение так и не изжило болезнь начального этапа и по-прежнему мобилизируется только перед выборной кампанией, забывая о повседневной работе.

Еще одна беда — «единороссы» неохотно платят членские взносы. В среднем каждый «медведь» платит по 3 рубля в месяц, а должен бы по 10-11 рублей. В некоторых местных ячейках средний взнос составляет менее 1 рубля. Господин Косариков даже предположил, что нижегородские «единороссы» все малоимущие или, на крайний случай, нищие.

Но самое страшное — число нижегородских «единороссов» растет слишком медленно. Оно по-прежнему составляет менее 1% от числа избирателей в регионе — всего около 26 тысяч человек. Соседние регионы явно обгоняют нас по вербовке населения в партийные ряды.

Все это очень обидно и составляет постоянную головную боль для секретаря политсовета. Чтобы сидеть в этом кресле, надо иметь железные нервы и не менее железную руку, которую надо держать на пульсе регионального отделения и на шее отдельных его деятелей. Есть ли такие претенденты, которые справятся?

Юлия Сухонина