08-09-29

Политика

О пользе слухов

Слух об одной из нескольких версий о возможном назначении мэра Нижнего Новгорода губернатором Кировской области вызвал град комментариев. Многие говорили об этом как о свершившемся факте. С моей точки зрения, имеющая право на существование версия как кировских, так и нижегородских экспертов стала элементом политической борьбы между губернатором Валерием Шанцевым и главой областного центра Вадимом Булавиновым.

Метод пробных шаров

Давайте сразу скажем: запуск пробных шаров, распространение слухов — это известный метод политической борьбы. Он был особенно распространен в позднекоммунистические времена, когда, собственно, и формировался Валерий Шанцев как руководитель. Слух о возможном губернаторстве Булавинова в Кировской области выгоден Шанцеву. Несмотря на то, что он вроде бы и поднимает акции мэра: переход в губернаторы — это шаг вверх по карьерной лестнице. Однако понятно, что Валерий Павлинович вряд ли печется о служебном росте Вадима Евгеньевича. Зато он знает о партийном методе устранения конкурента «мягким способом», который на сленге бонз из КПСС носил название «ударной возгонки». Дабы избавиться от неудобного по каким-либо причинам человека, его предлагалось повысить с переводом в другой регион. И все оставались довольны. Скорее всего, мы тут имеем дело именно с партийной «возгонкой», тем более что сам Валерий Павлинович оказался в Нижегородской области по другому методу… — «ударной возгонки».

Один из близких к Валерию Шанцеву «москвичей» в конце 2005 года во время перерыва на одном из заседаний поделился с нижегородскими коллегами достоверной информацией. Мол, Шанцева направили к нам в ссылку. Против него якобы активно выступала всемогущая супруга мэра Москвы Елена Батурина. Валерий Шанцев стал активно жаловаться на это в администрацию президента и, воспользовавшись ситуацией в Нижегородской области, его направили сюда. Хотя, как говорил в одном из своих интервью тогдашний депутат ГД Алексей Лихачев, планировалось назначить нижегородским губернатором одного из заместителей питерского губернатора Валентины Матвиенко.

Известно, что отношения между губернатором Валерием Шанцевым и мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым несколько раз становились предметом разбирательств в администрации президента. Шанцев в своем стиле постоянно жаловался, что Булавинов мешает ему работать, а сам, мол, своими полномочиями не пользуется. Но свой «серебряный патрон» Валерий Павлинович уже использовал, когда просил защиты от Елены Батуриной. Поэтому в администрации президента на все это отвечают так: «Вы думаете, мы не знаем вашего Валерия Павлиныча? Прекрасно знаем!» Трудно представить в этой ситуации, что доводы губернатора Шанцева будут восприняты на Старой площади и в Кремле и что кого-то из опальных нижегородцев будут отправлять в кировскую ссылку. Хотя не исключено, что такие предложения и делались, но не в приказном варианте. Мол, все знают Шанцева, он будет жаловаться, жаловаться и жаловаться!

Что слышно?

Вернемся к теме слухов. Несколько раз «карту слухов» об уходе Вадима Булавинова Валерий Шанцев и его команда уже использовали. Помнится, в телеинтервью журналистам он сказал примерно следующее: если у мэра Нижнего Новгорода ладится работа, то почему постоянно возникают слухи о его уходе с поста главы города. И действительно, сколько раз Булавинову пришлось отрекаться от возвращения в Госдуму, от губернаторства во второстепенных регионах. Такое ощущение, что существует отлаженный механизм запуска слухов об отставке мэра Нижнего Новгорода, который направлен на легкую дестабилизацию и панику в городской и районных администрациях областного центра.

Могут возразить: а разве губернатора Шанцева периодически не провожают куда-нибудь? Да, провожают. Но сам Валерий Павлинович не раз заявлял о том, что такова доля первого лица субъекта Федерации. Мол, московского мэра Юрия Лужкова постоянно куда-то провожали и даже зачастую в самой нетактичной форме. Кроме того, слухи слухам рознь. Губернатор Шанцев не без удовольствия рассказывал о слухах, что его вот-вот назначат вице-премьером или первым вице-премьером. Дескать, говорят о серьезных повышениях, а не о понижении. Уверен, что это работа того же «механизма запуска слухов», которые отправляют Булавинова в Госдуму. Цель — искусственно повысить уровень крутизны действующего губернатора. Что касается размышлений вслух о перспективах Валерия Шанцева, то его сватали в мэры Сочи, в государственную корпорацию, которая занимается подготовкой Олимпиады-2014. Помнится, депутат городской думы Дмитрий Бирман мечтал, чтобы Шанцев занимался малым и средним бизнесом в федеральном правительстве. Несколько раз говорили о возможном возвращении Шанцева в Москву на замену Лужкову. Сам Валерий Шанцев недавно заявил, что еще в Москве ему пять раз предлагали работу в российском правительстве…

Достижения высоколобых комиссий

Слухи слухами, но скорее всего, и губернатор Шанцев, и мэр Булавинов доработают до конца своих сроков, соответственно, до августа и октября 2010 года. Нет однозначных оснований досрочно срывать с работы ни того, ни другого. Хотя по деятельности и того, и другого есть вопросы.

Поэтому пролонгацию полномочий губернатора Шанцева на еще один пятилетний срок можно оценить как 50 на 50. Валерий Шанцев — типичный высокопоставленный чиновник, который не соответствует насущной задаче высокотехнологичного развития России. Недавно нижегородский губернатор рассказывал о визите вице-премьера Сергея Иванова в регион, высказывал мысли об инновационном пути развития, о судьбах оборонки. Через пару дней в одной из центральных газет появилась статья «Исповедь технократа», в которой автор как бы полемизирует с Шанцевым. Губернатор предлагает решать вопрос по МиГам и ЯКам на нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». Мол, это будет правильное решение, завод поднялся, надо компетентность работников задействовать. Технократ видит ситуацию иначе: «Сегодняшняя государственная стратегия не предусматривает активную промышленную политику. Власть поняла, что есть деньги, и думает, что все остальное само собой приложится. Не приложится! Потому что кроме денег, чтобы решать сложные технические вопросы, нужно в одно время и в одном месте собрать тысячи и тысячи квалифицированных людей, нужно их мотивировать, сделать так, чтобы они работали на единую цель. Так было во время великих советских проектов: атомного, целинного, космического. Во многих местах почти все стерто. Есть музеи, флаги, фирмы. Туполев, Ильюшин, Микоян. А самолетов делать не можем. Была такая фирма МиГ и ей подобная Локхид-Мартин. Американцы остались, а МиГа нет. Название есть, а продукции нет. И вранье о преуспевании идет по всем уровням…». Кто прав? Шанцев или технократ? Конечно, технократ. «Сокол» десяток лет практически стоял, не мог расплатиться по еврозайму, недавно арестовали нескольких начальников за то, что ставили на самолеты заведомо неисправные приборы. И после этого «Сокол» готов к конкурентной борьбе с теми, кто активно развивался, в том числе и за счет российских наработок?

В том же интервью губернатор бурно восхваляет вице-премьера Сергея Иванова. Мол, он приезжал ранее и помог нам по заказам, он оценил форум «Россия единая», посмотрел новую «Волгу». Технократ будто слышал это интервью губернатора: «Иванов — пустой пассажир, он даже невпопад говорит. Хотя бы на одном заводе был протокол его встречи или заседания? Ведь приезжает министр, вице-премьер, задаются вопросы, для видимости пишется протокол. Потом в результате остается одна телевизионная картинка! На наш завод он приезжал дважды с перерывом в три года. Ни одного вопроса он не решил, ни одного решения не принял. Как это может быть?»

Губернатор хвалится журналистке количеством созданных объектов инновации — патентов и так далее. Перечисляет количество наград на международных выставках. И на это косвенно, но точно отвечает технократ: «Все заседания высоколобых комиссий проводятся ради обеспечения первого вылета самолета, то есть ради телевизионной картинки. Все остальное никому не нужно. На выкатку, на пуск приедут все. Совести-то нет ни у кого». И действительно, был у нас министром промышленности и инноваций Валерий Барулин. Не вылезал из загранкомандировок, все был занят выставками, экспонатами, то есть телевизионной картинкой. А что дальше происходит — ни Шанцеву, ни Барулину не было интересно.

И вот так во всем — в сельском хозяйстве, в муниципальной политике, в малом и среднем бизнесе, в дорожном строительстве, в транспортных проблемах. Всюду легковесный подход — деньги есть, все остальное приложится. Прав технократ — не приложится! У Шанцева, как мы видим, психология столоначальника. Ни сейчас, ни тем более в 2010 году это никуда не годится. Но он досидит до 2010 года и будет стараться удержать кресло еще на пять лет. Уберет Шанцева не Медведев — его, на мой взгляд, сменит время, когда многим будет понятно, на какие вызовы нам придется отвечать.

Виктор Деменев