08-09-29

Общество

Время забвения

На этой неделе своеобразным послесловием к прошедшему Дню города стала церемония награждения победителей конкурса «Семь чудес пяти городов». В числе пяти культурных центров мира — Мадрида, Барселоны, Бразилиа, Сараево — Нижний Новгород получил новое подтверждение уникальности своей исторической культурной среды. Говорю «новое», поскольку статус «исторического» города в списке 100 городов мира был присвоен ему в свое время ЮНЕСКО. Отрадно, что мы вспомнили о своем богатстве, отрадно, что власть сделала историческую уникальность города инструментом в деле его продвижения в сфере современного международного сотрудничества. В «Новостях» телеканала «Кремль» был передан этот радостный настрой события, названы нижегородские «чудеса», которыми город действительно гордится. В заключение материала прозвучали слова одного из организаторов конкурса: начало международной информационной компании положено, и имя Нижнего Новгорода уже переведено на некоторые европейские языки. Прозвучали, как надежда на расставание с нашей безвестностью, и, видимо, так и были восприняты авторами телевизионного сюжета, поскольку никаких вопросов или комментариев от них не последовало.

Последнее заявление европейского гостя, надо сказать, удивило. Что за титаническая работа проделана по переводу имени города? Неужели изменилась лингвистическая традиция, и отныне «всяк сущий язык» будет переводить весьма этимологически прозрачное название нашего родного города на свой лад? Можно ли будет в таком случае понять, что это один и тот же город, только «переведенный»? Думается, речь шла не о переводе названия, а о его транскрибировании на европейские языки. Только и эта работа давно проделана. Именно потому, что Нижний Новгород — уникальный культурный и исторический центр, начиная с гравюр Адама Олеария, выполненных в XVII веке, имя Нижнего запечатлено латиницей в самых разных европейских грамматических традициях. Начертание названия Нижнего Новгорода, по признанию Теофиля Готье, нравилось ему, как «красивая вязь арабески». Переведенные на европейские языки тексты путеводителей по самой крупной в Европе Нижегородской ярмарке, нижегородский адрес на паспарту фотографий Максима Дмитриева, отмеченных высокими наградами в Париже, Брюсселе и других европейских столицах, всемирная слава Максима Горького — все это способствовало тому, чтобы написание Нижнего Новгорода не просто мелькнуло, но укоренилось в мировой культурной традиции.

Представители Международного бюро культурных столиц могут и не знать истории, в том числе и нашей истории. Эка невидаль! Современная политическая ситуация постоянно преподносит нам сюрпризы исторической амнезии. Чиновники от культурной политики все-таки в большей степени политики, и что за корысть им помнить нашу историю? Но почему ее не помнят журналисты? Почему так скоропостижно завершился «кремлевский» сюжет? Бог с ними, с чиновниками, пусть «открывают» для себя новые культурные пласты — это даже хорошо. Но неудобно как-то перед городом: и не только потому, что многие страницы истории давно «перевели» его имя на разные языки.

Есть и другие поводы, которые не могут не вызвать удивления. Как же статус «чуда», который теперь носит культурный ландшафт Волжского Откоса, будет уживаться в сознании властей с их же инициативой по уничтожению своеобразия этого ландшафта «в виду» кремлевских стен, на набережной Федоровского? Уничтожаем рельеф, вырубаем деревья, мостим уникальные природные террасы плиткой. Словно по качеству плитки и уж тем более по качеству работ нам в мире тоже нет равных. Город интересен миру своими откосами, горами, изрезанными оврагами, придающими городу неповторимый облик его, живописность. Но новые и новые чиновники стремятся именно это его своеобразие уничтожить, возвести новострои выше кремлевских башен, закрыть знаменитые пейзажи рядовыми отелями, да просто перенести эту историческую среду куда-нибудь подальше от центра, в архитектурные «резервации». Там и земля подешевле, и любить историю издали приятнее.

Забвение нависает тенью не только над историческим прошлым, но и над тем временем, которое мы еще как историческое не осознаем. В интервью «Мы должны научить нижегородцев продавать свою продукцию», данном агентству «Интерфакс-Поволжье», заместитель губернатора Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства и охране объектов культурного наследия Ирина Живихина заявила: «До момента прихода нового областного правительства у многих нижегородских производителей не было даже понятия, что такое штрих-код, упаковка». То, что Нижний Новгород и развитие предпринимательства на Нижегородской земле мало интересовали госпожу Живихину до эпохи ее миссионерства, понять можно. Но согласие журналиста с таким утверждением по меньшей мере странно. Нижегородским ли журналистам не знать, что в Нижнем Новгороде уже десять лет назад в рамках форумов на Нижегородской ярмарке проводились специализированные выставки по рекламе и дизайну; на многочисленных семинарах, круглых столах с участием представителей Правительства России в ранге министров и специалистов, отвечающих за развитие отраслевых направлений, обсуждались проблемы маркетинга, опыт и перспективы российского брендинга, тенденции развития мирового потребительского рынка. Должны знать, но «не знают». Или предпочитают сегодня не помнить, что нижегородские дискуссионные площадки по наиболее значимым вопросам политического, экономического, культурного развития России представляли собой то инновационное пространство, которое во многом определяло «повестку дня» не только региональной, но и общероссийской прессы.

Политическая память краткосрочна, на этих принципах строятся современные сценарии ее развития. Но память журналистики — это память общества, которая существует и тогда, когда политикам очень хочется что-то предать забвению. Архивы, фото-, кино- и видеотеки хранят многое, что досталось нам от кропотливой, не на заказ работы нижегородских летописцев. А вот когда история призовет к ответу нынешнее поколение журналистов за сделанное во славу города, что сможем мы предъявить? Бесконечные, похожие друг на друга материалы о текущих крышах и трубах? Так это не о городе, а о нерадивости коммунальных служб. В старых нижегородских газетах прошлого и позапрошлого веков такого тоже хватает. Но даже со страниц газет, где еще не было фотографий, проступают черты Нижнего, которые мы будем узнавать на более поздних фотоснимках.

Если смотреть сегодняшний эфир, то даже нам, современникам пишущих и снимающих, трудно представить себе город, о котором идет речь. Не адреса бед и аварий — их хоть отбавляй, — а пространство города, его улицы и дома и не только потому, что что-то подожгли или что-то рухнуло. А их облик такой, какой он есть сегодня и каким его больше никто не запечатлеет. Поставить задачу не просто смотреть на город через объектив камеры, но и видеть его вряд ли продуктивно. Это может быть лишь внутренним творческим посылом. Впечатление, что сейчас же образ Нижнего Новгорода творится в таком однодневном послушании в День города, подтвердилось сюжетами, которые вышли на следующий день после городского праздника: мусор с городских улиц убран, происшествий нет — до свидания, город! До следующего года.

В этом году Нижнему Новгороду исполнилось 787 лет. Много разных ассоциаций было представлено в телевизионном эфире по поводу магического сочетания цифр. Дата, которую отметил в этом сентябре человек, всю свою творческую жизнь посвятивший прославлению нашего города и Нижегородской земли, не юбилейная, и может быть, не такая «символическая» — 73 года. Хотя есть и другая, которой принято оказывать почтение. Полвека работает режиссер Юрий Беспалов на Горьковском-Нижегородском телевидении. Не просто работает — ежедневно служит телевидению: телевизионному кинематографу, телевизионной идее, профессии. «Эфирные» лица меняются быстро, но его лицо можно считать символом нашего телевизионного дела, да и нашего города. В одном ряду с признанными фотолетописцами земли Нижегородской — Андреем Карелиным и Максимом Дмитриевым — уже давно стоит имя Юрия Беспалова. Название творческого объединения «Нижегородская летопись», которым он руководил в девяностые годы, и сейчас стоит в титрах его программ. И пусть нет сегодня в штатном расписании этого объединения, а в телевизионном эфире осталась лишь программа «Глянуть с Нижнего», Юрий Беспалов — и сегодня руководитель этого не административного, но исторического летописного объединения, неутомимыми сотрудниками которого были великие наши летописцы. Сегодня свои программы Беспалов скромно называет «видеоработа», как мастеровой, которому хорошо ведомы и тяготы, и радости своего труда. В ту пору, когда на телевидение пришли видеотехнологии и возможности спецэффектов увлекли не одно молодое дарование по дороге эстетической самодостаточности, сначала андерграундной, потом гламурной, он всегда говорил молодым, да и не только молодым своим коллегам, что самое трудное в кино и телевизионном творчестве — прямая склейка. Без технических накрутов и наворотов, где, ты весь, как на ладони, открыт миру.

Вряд ли найдется в нижегородской телевизионной среде человек, который хотя бы раз не обратился к Беспалову с просьбой дать кадры о городе. И ни разу никто ни в Нижнем, ни за его пределами не получил отказа. Он распространяет свою любовь к городу на всех, и всем ее хватает.

Когда-то Генри Джеймс сказал: «Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы». В прошедшее воскресенье Юрий Беспалов показал нам историю Нижнего, сложившую его полувековой фильм о городе. Здесь много не только истории, здесь много литературы и еще больше — кино. Здесь много судьбы – и его, и нашей общей, нижегородской. К сожалению, не по официальным документам, но по признанию времени, самого Нижнего Беспалов — его самый что ни на есть почетный гражданин. Продолжающий Нижегородскую летопись и вопреки прагматическому веку умеющий «глянуть» на мир «со крутой горы», откуда только и открываются человеку вечные, потаенные смыслы.

Елена Кузнецова