08-10-06

Политика

Дело о 16 миллионах

Кому выгоден «наезд» на Вадима Булавинова?

Следственный отдел нижегородского управления ФСБ возбудил уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при ремонте Большой Покровской в Нижнем Новгороде. Ремонтировали главную улицу города год назад. Заказчик — администрация города. Согласитесь, можно предположить, что собственно против чиновников мэрии и направлено это расследование.

Из материалов дела следует, что ряд лиц по муниципальному контракту при производстве реконструкции улицы Большая Покровская поставили заведомо некачественные материалы — бетонные тротуарные плиты («брусчатка»), не соответствующие ГОСТ и непригодные для эксплуатации в качестве дорожного покрытия. Должностные лица администрации Нижнего Новгорода, будучи введенными в заблуждение относительно качества поставленных, перечислили на расчетный счет подрядной организации денежные средства муниципального бюджета в сумме 16 млн. 8 тыс. 775 рублей. Таким образом, по версии следствия, бюджету Нижнего Новгорода причинен ущерб в сумме свыше 16 миллионов рублей. Сотрудниками управления ФСБ России по Нижегородской области задержан один из фигурантов — руководитель ООО «Нобетек», которому предъявлено обвинение в совершении преступления, карающего за мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Руководителю ООО «Нобетек» избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Була­винов был несказанно удивлен тем, что укладкой брусчатки на Большой Покровской заинтересовалась ФСБ РФ: «Ситуация странная. Брак при ремонте дорог и тротуаров допускают многие фирмы, но никогда этим не занималась ФСБ. Сама постановка очень интересна и оригинальна». Мэр сообщил, что у фирмы-поставщика гарантия на товар четыре-пять лет и если действительно был допущен брак, то брусчатку обязательно заменят. И выразил уверенность, что «следствие разберется, и все встанет на свои места».

Попробуем разобраться и мы. По порядку. В Нижнем Новгороде производством брусчатки занимаются три завода: ООО «Нобетек», компания «Нижегородский дом» и еще одно предприятие в Сормово, название которого мэр назвать затруднился. При этом, в муниципальных конкурсах принимают участие много «фирм-однодневок», к которым не применяют никаких мер воздействия. «А тут нижегородский завод, он никуда не убежит», как сказал Вадим Евгеньевич. Тем не менее, его руководителя взяли под стражу. Чего же боятся бойцы невидимого фронта?

Год назад мэр рассказал о проблемах с подрядчиками: «У нас сегодня есть финансы, чтобы выполнить работы, но у нас нет нормальных подрядных организаций. В Нижнем Новгороде катастрофически не хватает рабочих рук. Поэтому вопрос качества — это не только вопрос сроков исполнения. Это, в первую очередь, вопрос сроков и квалификации. И сегодня у нас накопилось достаточное количество нареканий к качеству строительных и ремонтных работ. Естественно, мы применяем меры наказания — и материального и административного. Сегодняшнее законодательство обязывает нас проводить конкурсы. Кто предложил сделать работу дешевле, тот и выигрывает. Критерий стоимости работ — самый главный, потому что речь идет о бюджетных деньгах». С другой стороны, арест руководителя фирмы-подрядчика — это и брошенная тень на заказчика. То есть на мэрию.

«Дело в отношении ООО «Нобетек» — это дубина против Вадима Булавинова, слишком вольным он стал, — полагает политический обозреватель Валентина Бузмакова. — ФСБ долго тянула. Они что, по Покровке не ходили? Видимо, им только сейчас дали отмашку «прижать» Булавинова. Все видели последствия «плиточной» революции в Нижнем Новгороде. Укладка брусчаткой городских улиц — это чей-то коммерческий проект, но чей — должна разобраться ФСБ».

«Дело открыли для устрашения Булави­нова, — продолжает Бузмакова. — Ведь за все, что происходит в городе, ответственен он — мэр. И нечего Булавинову говорить, что он не помнит, кто директор, забыл название фирмы — все он хорошо помнит».

Если предположить, что в словах г-жи Бузмаковой есть доля истины, то неизбежно возникает вопрос — кому все это нужно? Дело возбудила ФСБ. А кто руководит нижегородским управлением? Господин Хромов, приехавший из столицы вслед за губернатором. Утверждать, что Олег Хромов — человек Валерия Шанцева, было бы слишком прямолинейно. Однако он совершенно точно не человек Вадима Булавинова.

Виктор Асмолов


в продолжение темы

Красные флажки для мэра

Манеру сдавать объекты строительства или капремонта к знаменательным датам нынешние власти взяли из советского прошлого, видимо, как наименее пагубную. Масштабную реконструкцию с заменой коммуникаций и благоустройством нижегородского Арбата, то есть улицы Большой Покровской, затеяли сделать в два этапа. В 2006 году был отремонтирован ее участок от площади Минина и Пожарского до Театральной. В 2007 году реконструкция коснулась уже участка до площади Горького. Участки сдавались ко Дню города и составляли особую гордость мэра Вадима Булавинова, который еще и озаботился малыми архитектурными формами в виде уличных статуй, по словам некоторых знатоков, продемонстрировавших дурной вкус властей. Бюджету вся покровская красота обошлась в 250 млн рублей. В этом году по улице вечером прогуливались губернатор Валерий Шанцев и будущий президент Дмитрий Медведев, которому нижегородский Арбат якобы очень понравился.

И вот с эффектом раската грома выясняется, что благоустройством и качеством брусчатки заинтересовалось управление ФСБ по Нижегородской области. В итоге — арест для руководителя нехорошего ООО.

Печальная история. Надеюсь, что все подрядчики в Нижегородской области вздрогнули и покрылись холодным потом. Тем более, что сгоряча мэр Вадим Булавинов порадовался, что наконец-то соответствующие органы заинтересовались бессовестными подрядчиками.

Вот только все равно остались вопросы. Если вся сумма контракта вроде как украдена, то что же лежит на Большой Покровской, где люди ходят? И с каких пор чекисты занимаются качеством брусчатки? И еще один вопрос. Знаю несколько мест в городе, где брусчатка вся раскрошилась. Когда ФСБ займется руководителями тех фирм-поставщиков?

Новость о суровых разбирательствах с одним из подрядчиков, видимо, несколько выбила из колеи Вадима Булавинова. Радость оттого, что недобросовестные поставщики будут наказаны, и даже воззвания к справедливому суду, который во всем разберется, пропали уже на следующий день. На традиционном пятничном брифинге мэр уже задавался вопросом, почему вопрос некачественной брусчатки расследует УФСБ по Нижегородской области и намекал на некий «душок», исходящий от дела о брусчатке.

Руководителю предприятия по производству брусчатки инкриминировали мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ). Вся эта история очень напоминает ситуацию с благоустройством Вечного огня в Нижегородском кремле. Там тоже речь шла о качестве материалов и работ, и интересовалось делом тоже УФСБ. Под подозрения, помимо подрядчика, попадали и чиновники. Но это, так сказать, дело без политического подтекста.

Чтобы видеть во всем политическое «исподнее», надо верить в противостояние областных и городских властей и в то, что в таких войнах тоже «око за око, и зуб за зуб». Еще свежа летняя история с продажей Облсовпрофом Дома культуры имени Свердлова. Помнится, что памятник архитектуры, возведенный в позапрошлом веке и стоящий сейчас в самом центре города, был продан Облсовпрофом под руководством господина Некрасова по цене, раза в три меньшей, чем рыночная — за 80 млн руб­лей. Скромный трудовой народ так и не смог нажиться на буржуазном наследии. И все было бы тихо, если бы кто-то не помог компетентным органам обратить внимание на такие скидки при покупке бывшего Дворянского собрания. И началось. Депутат Госдумы господин Хинштейн, в зависимости от результатов работы следствия, готов собирать узелки виновным, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов просит и ему тоже продать дворец за 80 млн рублей. Потом господин Некрасов покинул пост секретаря политсовета НРО «Единой России». Потому что пошел на повышение по профсоюзной линии. По делу пока тишина. Облсовпроф — коллективная организация. Непросто, наверное, выявить, кто же принял решение так продешевить и лишить тем самым казну налоговых платежей.

Теперь настала очередь улыбаться и намекать на сбор узелков в другом «единоросском» лагере. Все эти интересы чекистов к покровской брусчатке кидают тень на городские власти. Хотя в мэрии ведь тоже много народа. Ну мало ли кого там ввели в заблуждение на 16 млн рублей. Впрочем, некоторые комментарии недвусмысленно давали понять, что в этом деле что-то нечисто, а со связями властей и бизнеса надо бороться.

Оборону мэрия начала держать еще пару недель назад, когда эксперты назвали его потенциальным участником списка кандидатов на пост губернатора Кировской области. Несмотря на то, что помимо нижегородского мэра были названы еще несколько человек, среди которых бывший силовик и депутаты Государственной думы, желание оправдаться и опровергнуть информацию возникло только у господина Булавинова. Мол, все слухи, куда только его не провожали. Целью, видимо, нужно считать желание показать «генераторам слухов», что мэр еще в Нижнем Новгороде и поборется за свое место под солнцем на нижегородской земле. Потому как, надо думать, мнение экспертов не было оскорбительным. Более того, войти в круг губернаторов-наместников означало бы для мэра повышение его уровня.

В эти неспокойные времена, когда у мэров проверяют даже подлинность дипломов о высшем образовании, всегда есть чего опасаться. Другое дело, что обложенный красными флажками волк может и забыть о вечном страхе, махнув через них. Заодно чтобы посмотреть, кто же стоит на номерах. «Душок» он уже почуял. Наверное, надо учитывать и политический вес мэра, а также его связи, которых до сих пор хватало не только на автономное плавание, но и на противостояние. Во всяком случае, наверное, не стоит беззаботно сидеть в первом ряду — при неожиданном повороте сюжета можно облиться пивом и рассыпать чипсы.

Юлия Сухонина