08-10-13
Общество
Этот стон у нас гимном зовётся
Нижегородские мусульмане обратились с письмом к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву с просьбой изменить условия конкурса на создание гимна региона
Хорошее наступило время — время прекрасной ясности в диагнозе. Страна болеет нетипичным патриотизмом. Когда любовь к Patris есть не чувство метафизической связи и гражданской ответственности, данных в конкретных ощущениях, а желание осклабиться из тёмного угла, в котором боишься свет включить, — такой вот оскал вопреки врагам, а не навстречу березовой рощице в родной деревне. Осень 2008-го вообще стала образцово-показательной и выставила все появившиеся уже внутренние язвы напоказ, обнажив их глобально и надолго. Хотя прикрыть никто и не пытается. Почерк единственного врача, подписавшего обходной лист, — уже не непонятные иероглифы, а каллиграфически выведенные скрижали, рельефно формулирующие причины заболевания и методы лечения. Доктор терпеливо и последовательно объясняет нам, больным, что будем делать и кто виноват.
А карантин уже готов. Обслуживающий вертикальную лечебницу медиаперсонал, сбиваясь с ног, захлёбываясь в восторженном изобличении многочисленно и агрессивно ждущих снаружи врагов-вирусов и поражаясь собственной нарастающей важности, раздаёт сыворотку. Уже состоялась экстренная консолидация нации (её не электорального, но ментального большинства) — консолидировались как обычно от противного. Там монополия — Запад ещё не как сторона света, но как цивилизация, тут — вместе с нами Венесуэла и Иран. Теперь идёт урок совместного геополитического рисования — общими усилиями обводим новые границы дозволенного нам и недозволенного им. Причём Россия в этом своём новом хронотопе — страна с большим и неотрицаемым прошлым, которое в отдельных местах проявляется, придавая острый оттенок неожиданности и жгучее послевкусие текущим событиям. А патриотизм — болезнь столь же опасная, сколь и непредсказуемая. Распространяется быстро и мутирует в непрогнозируемых формах. Но ведь здоровому государственному телу не нужно защищаться от врагов сворой злобных собак с горящими глазами и бешеной слюной, брызжущей из пастей. Аксиома, выведенная исторически.
И вообще-то плохо у нас с консолидацией. Не все в нашей стране с так желающей выглядеть централизованной властью понимают, где центр и что его составляет. И никто об этом не говорит. Общество выбирает «Имя» России всем рунетом, но выборщиков для претендентов — выбрали за него. И выбрали так, что как минимум треть россиян оторопело отринула от телевизоров. Надо уже решить — кто мы. Потому что внешние враги — это высокие крепостные стены, но не единство нации. Нацию нельзя объединить пропагандой, как нельзя верить в свою легитимность, потому что удачно сыграли на нервных струнах ущемлённого национального самосознания.
На фоне публичных экзерсисов в признании любви к Родине как-то слишком символично выглядят скандалы вокруг создания нижегородского гимна. Что ни говори, а щемящее чувство от песни песней своей Patris — это совсем другой уровень легитимности. Здесь она первородная. И если чувство единения возникает не у всех — то это не всегда проблема песни. В общем, в этом номере, продолжая тему, мы публикуем подборку мнений экспертов нижегородского «Агентства политических новостей» — политологи и политики обсуждали заявления нижегородских мусульман по поводу «колокольного звона» в тексте гимна области.
Эмилия Новрузова,
шеф-редактор «Новой» в Нижнем»
«Осадок останется»
Сергей КОЧЕРОВ
политолог
«Протесты мусульманского духовенства Нижегородской области отчасти оправданы. Мы все-таки живем в светском обществе. Соответственно, гимн Нижегородской области должен объединять всех людей, проживающих в регионе, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности. Понятно, что колокольный звон ассоциируется с христианством, с православием. Это факт. Поэтому в данном случае подчеркивается, что в Нижегородской области живут в основном православные люди. Так уж сложилось — исторически и культурно, — что колокольный звон — это христианская символика.
Можно истолковать использование колоколов в музыке гимна как некую дискриминацию, как признание православия религией номер один в России. А представители других конфессий и других этносов могут от этого почувствовать себя людьми другого сорта. Я говорю не только о религии, но и об этносе потому, что стараниями православной церкви укрепляется тождество между православным и русским, что, на мой взгляд, тоже не верно. Если мы говорим про россиян, то это не только этнические русские, да и не все русские являются православными. Есть представители других религий, есть, в конце концов, просто атеисты.
Поэтому, на мой взгляд, у мусульманского духовенства свои резоны, и они были бы, видимо, не против, если бы условия для создания гимна входило включение, в том числе, мусульманских мотивов. В этом случае протесты были бы сняты. Тем не менее, по сути требования справедливые, и я не думаю, что не нужно ограничивать создателей гимна условием включения в музыкальное оформление звона колоколов. Надо проявлять толерантность, корректность ко всем этносам и конфессиям. Естественно, для решения такого вопроса могли быть проведены и общественные слушания, и люди, отвечающие за определение условий конкурса, должны иметь голову на плечах. Это очень серьезная проблема в полиэтнической и многоконфессиональной России. Нам не хватало только конфликта между православными и мусульманами, который может перетечь из чисто религиозного в межэтнический. К таким вещам нужно относиться особенно ответственно и вдумчиво. То есть нужно думать о последствиях, а не работать по принципу «если условие не понравится, мы его снимем». Даже если от этого спорного условия откажутся, осадок все равно останется. Это лишний раз бьет по каким-то национальным амбициям, по национальным чувствам в их достаточно интимных и рациональных проявлениях. Надо, чтобы такие вопросы обсуждались и на другом уровне. Общественной палатой, например. Чтобы там звучали разные мнения, — в конце концов, должна она чем-то заниматься. То же можно сказать и о совете ученых и политологов, созданный при губернаторе (в который, кстати, и я вхожу, и который уже давно не собирался), — он тоже мог быть рассмотрен как один из вопросов. Но в первую очередь, условия создания гимна должны были рассматриваться на уровне той комиссии, которая устанавливала условия этого конкурса — почему она это условие внесла? Кстати, если бы этого условия не было, то, может быть, реально победил бы именно гимн, в котором звучат колокола, если в нем действительно была очень хорошая музыка и если бы колокола были органичной частью этого произведения. Но когда это называется в качестве условия — возникает соответствующая реакция. Тем более что представители нижегородского мусульманского духовенства очень болезненно реагируют на подобные вещи, иногда слишком болезненно. Шутки шутками, а такие споры могут выплеснуться в виде протестов. Конечно, мы не увидим массовых демонстраций из-за оформления гимна, но обиды-то копятся. А этих обид можно было бы избежать, если бы чиновники думали о последствиях. Скорее всего, одному из этих чиновников, скажем, председателю комиссии, захотелось, чтобы звучали колокола — и он, не думая о последствиях, вбил это в качестве условия. А остальные члены комиссии, чтобы угодить ему, согласились».
«Хороший гимн хочется петь в любом состоянии»
Галина КЛОЧКОВА
директор частной школы им. М. Ломоносова
«Как филолог я могу сказать, что гимн — это жанр особый, и сложно себе представить, чтобы он создавался вне традиций, рамок и каких-то заданных критериев. Другое дело, что у гимна на уровне государства есть определенные заданные рамки (и то мы очень долго мучались с принятием текста и музыки гимна России, а долгое время он вообще был без слов). Поэтому, раз мы признаем, что это особая форма выражения патриотических мыслей и чувств, то, очевидно, мы не должны о ней спорить — каноны уже существуют в образцах. Мы не создаем нового жанра — гимн есть гимн. Можно, конечно, его описать каким-то образом, — я помню, в одном из известных глянцевых журналов была предпринята очень смешная попытка изобразить в диаграммах смысл российского гимна. В процентах оценивались понятия «священная держава», «народ», «страна», — смотрелось нелепо. Любые попытки обсуждения того, что именно должно быть представлено в тексте и мелодии гимна, очень далеки от его смысла. Гимн, в том числе и гимн Нижегородской области, по своему назначению — это общая песня, объединяющая людей, делающая их едиными в выражении своих чувств к тому, о чем этот гимн, в этом и состоит его основная задача, решить которую должен автор произведения. А обсуждать условия конкурса до самого конкурса, наверное, преждевременно, может быть, это даже заранее настраивает будущих участников конкурса на какие-то ограничения и излишнюю щепетильность, мешающую выполнению главной задачи. Я не могу сказать, что условия конкурса — это и есть условия написания гимна. Эти понятия нужно развести. Конкурс для того и существует, чтобы в нем приняли участие люди, готовые проиграть либо победить. А когда мы будем обсуждать варианты, тогда могут подключиться все заинтересованные люди, в том числе и представители нижегородской мусульманской общины, представители других религиозных конфессий, которые должны сказать, в какой степени то или иное произведение, уже прошедшее в финал конкурса, объединяет либо разъединяет людей, хочется ли его, как «Сормовскую лирическую», петь в любом состоянии. Что значит «на Волге широкой, на Стрелке далекой»? Что — это самое красивое место в городе, Стрелка? Мы точно так же могли бы сказать «на Верхневолжской набережной». «Под городом Горьким, где ясные зорьки» — ничего особенного в этих словах, но как они берут за душу! Это представляется, особенно когда ты находишься далеко за границей, концентрированным выражением твоих собственных чувств к тому месту, где ты родился и живешь. Мне кажется, гимн, безусловно являясь официальным, торжественным и важным моментом во всех мероприятиях Нижегородской области (а для этого он и пишется), должен, тем не менее, быть выражением очень простых и понятных чувств. Чтобы его хотелось слушать и петь. Это сегодня гораздо важней обсуждать, чем пытаться на этом этапе внести в процесс создания гимна какую-то сумятицу, непонимание и обиды. Хотелось бы обойтись без этого — иначе ничего хорошего не получится. Надо договариваться. А конкурсная комиссия должна быть открыта для любых предложений».
«Нужно учитывать реакцию населения области»
Андрей ДАХИН
социолог
«Различные символы отдельных конфессий используются обществом в разных жанрах — например, некоторые из них употребляются даже для рекламы товаров. Например, часто на водочной этикетке можно увидеть изображение церквей или чего-нибудь в этом духе. Но когда речь идет о гимне Нижегородской области, это совсем другая ситуация. Важная ее особенность состоит в том, что гимн — это символ, который должен восприниматься всеми жителями региона как свой, как часть чего-то своего. Важно, чтобы гимн сплачивал нижегородцев, подчеркивал чувство общности, людей, которые живут на этой территории. Поэтому гимн должен отвечать тонким нюансам слуха разных групп населения — и политических, и конфессиональных, и этнических. Ошибка в этом деле может обернуться тем, что значимые для жизни региона группы людей будут чувствовать себя отрезанными, неучтенными, не услышат своей ноты в мелодии гимна. Поэтому конечно, нужно внимательно относиться к такой реакции, к таким пожеланиям, которые высказывают различные категории населения, различные конфессиональные группы, как обращение ДУМНО — о необходимости изменения условий конкурса на создание областного гимна. И хотя православие явилось важным объединяющим началом для России, современный гимн создается не для прошлых поколений, а для нынешних и будущих. И вопрос не только в том, какую роль и кто играл в предшествующие эпохи (хотя и это существенно, и голос истории, голос предков должен звучать, должен быть вплетен в мелодию гимна), но мы ориентируемся на слух людей, которые живут и будут жить завтра в регионе. На сегодня конфессиональная картина более разнообразна. И если мы хотим получить гимн, который проживет без каких-то поправок долгое время, то нужно учитывать новую ситуацию более высокого уровня религиозного разнообразия. Вполне возможно, что решение может быть найдено в области сочетания в мелодии гимна мотивов, отражающих присутствие в регионе различных конфессий. Вряд ли споры вокруг гимна могут привести к серьезным конфликтным ситуациям, но может получиться так, что символ, на который потрачены средства нижегородцев и который призван сплачивать людей, живущих в регионе, сплачивать их не будет. И вложение средств в производство этого гимна может оказаться неэффективным, если не будут учтены какие-то нюансы восприятия людей, живущих на территории Нижегородской области».
«Нужна мягкая, но последовательная политика»
Дмитрий СКВОРЦОВ
журналист
«Мусульманское сообщество Нижегородской области довольно лояльно к власти — здесь нет никаких экстремистских течений. Другое дело, что руководство мусульманской общины пользуется любым случаем, чтобы потребовать формального равенства с православной церковью — не важно, о каком вопросе идет речь. Поэтому его реакция в вопросе о гимне Нижегородской области совершенно понятна. Стоит ли прислушиваться к требованиям отказаться от использования звона колоколов в музыкальном оформлении гимна и упоминания церквей в его тексте, или нет? Я, слава богу, свободен от обязанности выстраивать межконфессиональную политику, но как человек атеистических взглядов был бы доволен, чтобы в гимне обошлось без православия. Хотя лично меня такие вещи вообще не раздражают, поскольку исторически Российское государство строилось как православное, хотя существовала веротерпимость, спокойное отношение к другим конфессиям. И если это будет именно в таких акцентах — как исторический и культурный феномен — присутствовать в гимне, то ничего страшного в этом нет, ради бога И я думаю, что звучание колоколов не должно раздражать мусульман, ни когда композитор пользуется колоколами в какой-нибудь симфонии, ни когда они будут звучать в гимне. Упоминание православных церквей в гимне — это другой вопрос. Но я пока не вижу, как можно было бы найти общий подход к тому, что должен вмещать в себя гимн региона. Нормы, которые на сегодня являются нормами во взаимоотношении конфессий, не являются окончательными нормами. Они сдвигаются в ходе контактов между диаспорами, в процессе общественного обсуждения. (Можно вспомнить о том, как в Германии ломают копия по поводу строительства мечети.) Во всяком случае какие-то крайние варианты, которые очень сильно раздражают представителей одной из религий, вряд ли стоит поддерживать. Но с другой стороны, каждый раз идти на поводу у выдвигающих ультиматумы тоже нет смысла. Политика хороша, когда она мягкая, но последовательная. И если власть Нижегородской области сформулировала для себя такую политику, то надо ее и проводить — последовательно, но мягко».