08-10-13

Экономика

Реквием по инвестсовету

Сразу после прихода в Нижегородскую область Валерия Шанцева в августе 2005 года перед региональным правительством встала задача формирования механизма работы с инвесторами. Эту задачу выполнил заместитель губернатора Владимир Иванов, который создал Инвестиционный совет при губернаторе. И вот теперь надо срочно формировать что-то вроде инвестсовета в версии «лайт»…

Около трех лет функционирует инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области. Как он выполняет свою задачу — нам неизвестно. Агитпроп нижегородского правительства оглушает обывателя двумя большими цифрами — количеством принятых инвестиционных заявок и суммой финансовых средств, которые запланированы под реализацию инвестиционных проектов. Ни разу нам не огласили промежуточные результаты работы инвестсовета. Мол, столько-то инвестпроектов реализованы на 100%, столько-то реализуются, столько-то не реализуются, а столько-то и не будут реализованы. Весьма интересной представляется отраслевая раскладка инвестпроектов Нижегородской области. Ведь, при всей значительной роли инвестиций как таковых, наиболее важно вливание средств в приоритетные сферы нижегородской экономики — автомобилестроение, наукоемкое производство и высокие технологии…

Вместо этого нам рассказывают, что через инвестсовет прошли такие инновационные и инвестиционные проекты, как литейно-прокатный комплекс «ОМК-Сталь» на Выксунском металлургическом заводе или строительство нового комплекса на ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». А разве подобные глобальные проекты не проходили ещё до Шанцева на ура и без инвестсовета при губернаторе? Всегда казалось, что инвестсовет создавался для проектов, которые тормозились чиновниками средней руки, клерками. Инвестпроекты «Лукойла», ОМК всегда считались губернаторскими, а значит бюрократия тут не играла своей коррупционной роли.

Суть в том, что механизм работы инвестсовета стал не только экономически неэффективным, но и полузаконным

Но дело не только в том, что правительство Нижегородской области не дает обществу мало-мальски внятной картинки по инвестиционным потокам. И дело даже не в том, что мы постоянно слышим (не от губернатора Валерия Шанцева, а от глав городских муниципальных образований, от бизнесменов), что тот или иной инвестпроект прошел через инвестсовет, но не реализуется. Суть в том, что механизм работы инвестсовета стал не только экономически неэффективным, но и полузаконным. Экономическая неэффективность в скрытой форме признана гарантом инвестиционного бума — самим Валерием Павлиновичем. На одном из заседаний областного правительства он заявил о том, что «надо, чтобы инвестсовет мог предлагать инвестору площадки, а не полагаться только на его инициативу». Тогда, мол, инвестпроекты будут реализовываться в соответствии со спецификой развития региона». Что происходило до сих пор? Инвестсовет при губернаторе, что называется, был рад любому инвестору — бери любой земельный участок и делай чего хочешь! Земельные участки, причем самые лакомые, оказывались у инвесторов далеко не самого лучшего качества и без конкурса.

Критика снизу подобной идеологии инвестсовета, действующего с позиции слабости и бедности, Шанцевым не воспринималась. И вот послышался окрик сверху. Неожиданно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала незаконной практику заключения особых льготных инвестиционных соглашений между правительством Нижегородской области и избранными инвесторами. ФАС утверждает, что не должно быть индивидуальных льгот для того или иного инвестора, а должна быть конкурсная система. Логично задаться вопросом: а почему значительно более важная проблема распределения земельных участков остается вне системы конкурсов? Валерий Шанцев, очевидно, понял, что дни старой схемы инвестсовета сочтены, и пытается сформулировать новую задачу по работе с инвесторами. Интересно, сколько убытков и упущенной прибыли Нижегородская область понесла в результате «аттракциона неслыханной щедрости» по раздаче земельных участков? Кто ответит за то, что с начала 2007 года у областного правительства было глухое на критику ухо? С моей точки зрения, вся концепция шанцевского инвестсовета была ошибочной и неэффективной. Это личная ошибка губернатора, который повелся на «инвестиционную привлекательность», использованную некоторыми инвесторами как бесхребетность и некомпетентность нижегородской власти.

Виктор Деменев