08-10-20
Общество
Работа над ошибками
Нижегородские эксперты обсудили вопросы школьной безопасности
Дискуссия под названием «Уроки трагедии в Оренбурге. Кто отвечает за техническое состояние школ в Нижнем Новгороде и области?», прошедшая на этой неделе в нижегородском пресс-центре «Комосомольской правды», обещала превратиться в очередной отчет чиновников перед журналистами о том, что уже сделано для безопасности школьников. Интересно, что большинство приглашенных не пришло. Их место заняли инспектор пожарного надзора и начальник управления образования администрации Автозаводского района, знающие ситуацию не понаслышке. Поднимали как актуальные вопросы финансирования, так и стратегические — например, пытались определить статус директора в цепочке освоения направляемых средств.
В цифрах, как оказалось, все выглядит довольно печально: в городе более 500 учебных заведений, большая часть которых нуждается либо в частичном, либо в капитальном ремонте помещений. В Автозаводском районе по этой причине была закрыта школа №112. Существует не только проблема обветшалости учреждений — есть ещё и вопрос пожарной безопасности. А на эту самую безопасность по областной целевой программе до 2010 года будет выделено 1,9 млрд. руб., и из них в этом году уже освоили 200 миллионов. Эта колоссальная сумма выделена на переоснащение пожарных систем и замену старой проводки. Инспектор пожнадзора Андрей Сергеев рассказал о том, что в двух десятках школ области вообще нет телефонной связи. Телефонизировать обещали в кратчайшие сроки. За последний год за нарушение различных нормативов к ответственности было привлечено больше тысячи юридических лиц.
Кстати, об ответственности. В этом вопросе мнения разошлись. Николай Лапшин, будучи директором школы №135 и одновременно депутатом Гордумы, считает что директор — это не «менеджер по выбиванию денег». Но с ним поспорили. Ибо противоположной точки зрения придерживались остальные участники круглого стола. Директор — это менеджер. Менеджер-хозяйственник, требовательный руководитель. По словам Сергея Милюкова, заместителя начальника городского управления инспекции по строительному надзору, директора стали очень требовательны сами к себе в первую очередь. Ведь есть почему: 13 октября в «курилке» школы № 22 случился пожар по вине старшеклассников. Семнадцать поджогов школ произошло за последний год, и это, как выразился Сергеев, положительная тенденция — раньше было больше. Сейчас проводятся специальные курсы по технике безопасности для директоров школ, эти знания регулярно проверяются различными тренингами.
Всего этого не было, пока, как говорится, гром не грянул. Цепь трагических событий показала несостоятельность прежней системы пожарной безопасности, да и строения все очень давних построек. Сейчас ведь школы практически не строят — торговые центры более рентабельны. В апреле 2003 года произошла трагедия в республике Якутия: горела школа — в результате погибли 22 ребенка, 39 получили ожоги. В октябре 2007 года произошел пожар в одном из московских вузов, в котором погибли десять студентов. Плюс недавняя трагедия в Оренбурге: в самый разгар учебного дня в средней школе райцентра Беляевка рухнула стена и лестничные марши с первого по третий этажи. В результате погибли пятеро детей. Кстати, здесь есть и непосредственная вина директора, давшего разрешение на ремонтные работы во время учебного процесса.
Как и многие проблемы, вопрос безопасности школ во многом имеет законодательную подоплёку. Многие вещи еще не прописаны в законе. Тот же Лапшин сказал, что этот вопрос поднимут на ближайшем заседании Гордумы. Проблема только в том, что этого вопроса нет в повестке, но, как говорится, было бы желание. Собственно предложение по решению всех этих проблем было выдвинуто одно — создание трехсторонней комиссии, в которую войдут представители власти, инженеры строители и общественники. Сейчас специалисты говорят, что выполняют исключительно надзорную функцию. Они также прекрасно понимают, что без профессиональной поддержки администрациям школ придется очень тяжело. При этом необходимо обновлять законодательную базу, приспосабливая ее к современным реалиям. И быть может, если государство задумается о детях, то они и перестанут поджигать свои школы.
Алексей Рожин