08-11-01

Экономика

Экономия по-нижегородски

В который раз удивляешься логике мышления (или ее отсутствию?) председателя Законодательного собрания Нижегородской области Виктора Лунина и многих депутатов. В сентябре 2008 года они аплодировали тому, что региональное правительство сэкономило 652 млн рублей на конкурсах и аукционах и направило эти средства на строительство метромоста через Оку. В октябре на правительственном часе в Законодательном собрании те же лица сетовали на то, что на аукционах и конкурсах побеждают несос­тоятельные подрядчики. Неужели Лунину непонятна прямая и непосредственная связь между этими явлениями?

Итак, что происходит сейчас в Ниже­городской области. В соответствии с действующим федеральным законодательством, с января 2008 года весь госзаказ, подряды на строительство жилья распределяются на аукционах. На аукционе побеждает тот, кто предложит более низкую цену на выполнение тех или иных работ. Поэтому прошу не путать ситуацию с аукционом, на котором пытались купить стулья Остап Бендер и Киса Воробьянинов. У Ильфа и Петрова на аукционе шла игра на повышение цены, а у нас игра идет на понижение.

Подобная система, если не обременять допуск участников к аукциону какими-то дополнительными условиями (как правило, специфическими для каждой отрасли хозяйствования), может приносить немалую экономию бюджетных средств. Тут есть два подхода: либо накрутить начальную цену, чтобы ее можно было снизить на торгах до 30–40%, либо допускать к аукциону всех подряд, не проводя даже фейс-контроля. Скорее всего, в управлении по аукционам и конкурсам Нижегородской области, которое курируется заместителем губернатора Сергеем Потаповым, делается и то и другое.

Почему? Ответ прост. Губернатор Ниже­городской области Валерий Шанцев является, вопреки расхожему мнению, не хозяйственником, а политиком. Вот он и принял политическое решение: надо как можно быстрее построить метромост через реку Оку в силу имиджевой важности ­объекта, а для этого использовать все возможные источники финансирования. В том числе и экономию от аукционов и конкурсов. Задача, как мы видим, выполняется успешно. К концу сентября экономия составила 652 млн рублей…

Мне могут возразить — это не имиджевый, а приоритетный объект строительства. И не для губернатора Шанцева он приоритетен, а для населения Нижнего Новгорода. Это не совсем так, а точнее совсем не так. Как только будет запущено автомобильное полотно метромоста, сразу закроют на реконструкцию Мызинский мост. А, следовательно, транспортный коллапс в Нижнем Новгороде будет продолжаться. Потом закроют на реконструкцию Канавинский мост. Таким образом, положительных последствий от открытия автомобильного движения по метромосту мы и не заметим. Шанцев вернется в Москву, а мы будем переживать эпопею с мостами. Потом, кстати, выяснится, что метромост тоже надо реконструировать…

Итак, получается, что ускорение темпов строительства метромоста обеспечивается низкими ценами на аукционах, например, по газификации и строительству межпоселковых газопроводов в Нижегородской области. Сброс цены на аукционах в этой стратегической, опасной сфере доходит до… 52%. То есть находятся желающие газифицировать села и деревни даже за полцены. Чаще всего это делают производственные структуры из Чувашии и Мордовии. Там газификация достигла 100%, а профильных предприятий много. Вот они и рвутся в соседние регионы, где играют на аукционах на снижение цены. Понятно, что это снижение обеспечивается не только конкурентными преимуществами «гастролеров» (они, наверняка, тоже есть), но и за счет качества проводимых работ (не самые лучшие материалы, экономия на контроле и качестве). Получается программа «Покупай нижегородское!» наоборот.

Министр строительства Виктор Челомин объясняет, что его ведомство ведет работу с управлением по аукционам и конкурсам Нижегородской области. Мол, Минстрой в правила аукционов по строительству жилья включает пункты о залоге, об объеме построенного фирмами жилья за последние три года, чтобы отсечь фирмы-однодневки от участия в торгах. Возможно, что министерство строительства и пробило эти меры защиты от недобросовестных застройщиков. Но у министерства ТЭК, у министерства АПК таких возможностей, похоже, нет. Однако Владимир Челомин не только в курсе идеи экономии на аукционах и конкурсах, но и наверняка ее активный сторонник. Зачем же эти двойные стандарты для депутатов ЗС НО? С одной стороны, управлению по аукционам и конкурсам дано задание экономить деньги, с другой — не гнушаться не совсем добросовестных подрядчиков. С этим управлением работают, чтобы отсечь фирмы-однодневки. Так не бывает. Либо одно, либо другое. В 2008 году явный приоритет за экономией средств на аукционах и конкурсах.

Хорошо известно, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев с большим трудом произносит слова «аукцион» и «конкурс». Вот и на заседании Законодательного собрания он попытался аккуратно отойти от употребления этих терминов. Валерий Павлинович заявил о том, что хороших подрядчиков мало, и число их будет увеличиваться только после того, как фирмам будут предложены большие объемы работ. Все это правильно. Хороших подрядчиков действительно мало. Постоянно озвучиваются жалобы на качество работ даже тех объектов, которые демонстрируют высоким гостям из Москвы, — ФОКов. Верно и то, что большие проекты поднимут строительные фирмы на должный уровень. Но губернатор Шанцев почему-то не хочет объяснять тот факт, что нынешняя аукционная система явно не способствует появлению хороших подрядчиков. Скорее наоборот, она отстроена в интересах тех, кто научился снижать цену контракта любыми средствами, в основном, за счет качества работ. Вот так у нас хозяйствовало правительство в 2008 году, а Лунин и другие депутаты разводят руками — а где же качество строительных работ? Оно в тех 652 млн рублей, которые отправлены на строительство метромоста через Оку.

Виктор Деменев