08-11-10
Экономика
На ГАЗе вспомнили про Бориса Немцова
Нижегородские автомобилестроители ратуют за временный запрет на государственные закупки импортных автомобилей
Руководство Горьковского автомобильного завода направило обращение президенту страны. Одним из средств борьбы с финансовым кризисом в автомобилестроении руководители ГАЗа называют жесткие административные меры. В частности, президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин считает целесообразным ввести временный запрет на государственные закупки импортных автомобилей и увеличить ставки таможенных пошлин. Чиновники отнеслись к идее Пугина сдержанно. Официальных комментариев не последовало. Однако в кулуарных разговорах затею называют не иначе как «детским садом».
Забытая идея Бориса Немцова
«За свои средства можно приобретать хоть «Rolls-Royce», например, для главы сельского района такая дорогая иномарка не нужна», — пояснил свою мысль президент ОАО «ГАЗ». Развивая идею, Николай Пугин вспомнил события десятилетней давности, когда первым вице-премьером российского правительства работал Борис Немцов.
«Идея Бориса Немцова пересадить чиновников на «Волги» имела право на жизнь, — считает Пугин. — Даже правительство Индии на убогих малолитражках ездит, потому что поддерживает свой автопром. К тому же, тогда автомобилей представительского и бизнес-класса для чиновников не было. И, вообще, мы давно научились делать хорошие автомобили». Предложение Пугина не вызвало особого энтузиазма в чиновничьей среде. «Детский сад какой-то! Как был Пугин ребенком, так и остался», — прореагировал на обращение президента ГАЗа один из представителей директорского корпуса, который вместе с другими командирами производства слушал речь Пугина на заседании Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. А президент ОАО «ГАЗ» продолжал приводить аргументы в защиту своей позиции.
«Сегодня российская промышленность нуждается во всесторонней государственной поддержке, — сообщил Николай Пугин. — Снижение спроса на продукцию отечественного машиностроения остается главным фактором торможения промышленного роста. На мой взгляд, выделение дополнительных средств государственным лизинговым компаниям для закупки машиностроительной продукции является мощным инструментом для увеличения спроса. Кроме того, государственное финансирование проектов в сфере транспортной инфраструктуры, промышленного, коммерческого и жилищного строительства также повысит востребованность отечественной продукции. Ставка по целевым кредитам, которые предоставляют банки для финансирования проектов российских промышленных компаний, не должна превышать восемь процентов. В настоящее время эта ставка составляет 28-30 процентов. Важно, чтобы те финансовые средства, которые выделяются банкам, доходили до реального сектора экономики».
Президент ОАО «ГАЗ» знал, о чем говорил, произнося свои воззвания. Горьковский автомобильный завод вторично за короткий период времени 27 октября остановил конвейер по производству грузовых автомобилей. На ГАЗе говорят, что остановка конвейера связана с нестабильной ситуацией на финансовом рынке. Планируется, что конвейер возобновит свою работу не ранее 9-10 ноября. «Но мы не можем быть уверенными в том, что с 11 ноября ГАЗели будут покупать в тех же объемах, что и раньше», — грустно произнес Пугин. В то же время президент ОАО «ГАЗ» уверяет, что в настоящее время никакого кризиса на Горьковском автомобильном заводе нет. «Кризис — в финансовой системе, а на автозаводе мощности остались, — отметил Пугин. — Тем не менее, объяснить это людям очень не просто. Волнение в коллективе, безусловно, есть. Самое обидное, если от нас в поисках лучшей доли начнут уходить специалисты».
Кстати, ГАЗ сегодня производит 60% грузовых автомобилей в России и занимает седьмое место в мире по производству легких коммерческих грузовиков. А что будет с предприятием, если кризис затянется? «ГАЗ непотопляем. В любом случае, что бы ни случилось, завод не будет производить мебель», — отрезал Пугин. А пока…
Уверенности, что теперь нижегородские автомобили будут покупать в тех же объемах, что и раньше, нет
Объемы производства «Volga Siber» сокращены втрое
Сегодня Горьковский автозавод не может сверстать бизнес-план производства на 2009 год своей последней новинки — автомобиля «Волга Siber». «Хорошо, что мы успели запустить производство «Siber» до кризиса, иначе он бы также повис в воздухе. Хотя, конечно, «Siber» — даже в нынешнем виде — все равно достаточно сложный и по срокам, и по объемам проект. Мы опасаемся, что рынок упадет и те объемы продаж, на которые мы рассчитывали, могут не появиться», — считает председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин. Этот автомобиль поставили на конвейер минувшим летом. Тест-драйв провел лично премьер Владимир Путин. Однако в настоящее время продажи автомобиля идут очень плохо. «Страдаем не только мы, но и смежники, — разводит руками Николай Пугин. — Мы должны заказывать комплектующие для «Волга Siber» на следующий год. Из-за отсутствия планов мы чувствуем себя неуверенно». Основная причина падения объемов производства на предприятии — снижение платежеспособности потребителей. «Сегодня практически отсутствуют кредиты, дилеры не имеют средств для покупки автомобилей», — отметил Пугин. Уже объявлено, что «Группа ГАЗ» вынуждена сократить объемы производства автомобиля «Volga Siber» в текущем году с запланированных 10 тысяч автомобилей до 3-4 тысяч. Возможно, на этом авто вообще поставят крест. Машина дорогая, и в условиях кризиса реализовывать этот продукт будет крайне проблематично. Николай Пугин рассчитывает на то, что в течение ближайших трех лет «Группа ГАЗ» начнет производство легковых автомобилей «бюджетного варианта». Планируется, что «Группа ГАЗ» приобретет за рубежом какой-либо из автозаводов и на его основе будет производить бюджетные легковые автомобили. «Мы можем производить наиболее популярные машины для женщин, для молодежи. Мы должны стремиться к тому, чтобы снизить себестоимость и повысить технический уровень машины», — добавил Николай Пугин.
Челобитная — это по-нашему
Что же собираются делать автомобилестроители в глобальном масштабе? Как и прежде — просить помощи у государства. «Наблюдательный совет «Группы ГАЗ», куда вошли представители министерств, главы регионов, ученые, разработал ряд предложений для господдержки российского автопрома и направил его в адрес президента страны Дмитрия Медведева», — сообщил Пугин. В числе предложенных мер — оказание адресной поддержки реальному сектору экономики. Для пополнения оборотных средств нижегородской промплощадки «Группы ГАЗ», например, потребуется до 10 миллиардов рублей. Ну и административный ресурс — куда же без него? Для поддержки отечественного производителя необходимо «ввести временный запрет на приобретение за счет бюджетных средств иномарок, ужесточить систему качества ввозимых машин, а также восстановить долгосрочную систему кредитования потребителей. Надо смело идти на эти меры, промедление здесь недопустимо, потому что за нами стоят люди». Цитата по Пугину.
НАПП также направила ряд предложений к федеральным властям по функционированию экономики в условиях кризиса. В частности, она предлагает российскому правительству принять решение о стопроцентном гарантировании всех вкладов граждан во всех коммерческих банках, хотя бы на определенный срок. А также не допустить повышения процентных ставок по кредитам выше, чем уровень рентабельности производства. Среди прочих предложений — недопущение вывоза за рубеж средств от продажи нефти, введение моратория роста цен на энергоносители, металл, транспорт сроком на три года, снижение НДС до 10%, а налога на прибыль — до 12%. Правительству области рекомендовано разместить в нижегородских банках свободные средства бюджета области для повышения их ликвидности, усилить контроль за тарифами на электроэнергию, разработать положение о госзаказе не предприятиях региона на 2009 год. Президент НАПП Владимир Лузянин жалуется, что в связи с финансовым кризисом нижегородские предприятия не получают необходимых средств. «Самое главное — деньги должны дойти до промышленности, но они не дошли до банков, которые эту промышленность кредитуют», — говорит г-н Лузянин.
Сергей Анисимов