08-11-10
Политика
Отчитался без вопросов
Отчет мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова четко выявил, что в областном центре не все гладко не только в отношениях по линии «городская власть – народ», но и по другой — «городская власть – областная власть». С очевидностью можно говорить о существовании «партии войны» в областном правительстве, в которую входят (и это абсолютно логично!) ленивые и некомпетентные чиновники.
Слишком много цифр
По линии «народ – городская власть» прослеживается следующая закономерность. Отчеты мэра Нижнего Новгорода накануне крупных выборных компаний и отчеты Вадима Булавинова в спокойные политические сезоны — это две большие разницы. В прошлом году, накануне выборов в Госдуму, глава областного центра несколько часов отвечал на вопросы жителей, которые не по разнарядке, а по ведению души, пришли на отчет. В этом году Вадим Евгеньевич уложился в один час, без ответов на вопросы жителей. Да и в зале оказались процентов на 90 чиновники, депутаты разных уровней, руководители предприятий и школ. Людям даже не объяснили, что ответов на вопросы не будет.
Могут сказать, что мэр Нижнего Новгорода два раза в неделю по телевидению отвечает на вопросы жителей города. Отчеты глав районов Нижнего Новгорода сопровождались вопросами граждан. Записки, которые были адресованы городскому руководству, тоже не пропадут и будут проанализированы. Все это так. Кроме того, текст доклада можно прочитать в газете «День города», в интернете… И все-таки есть что-то неправильное в разделении отчетов мэра на неформальные (как в 2007 году) и формальные (как в 2008-м).
Что касается содержательной стороны доклада Вадима Булавинова, то, как всегда, у мэра все было изложено четко и грамотно, с долей критики и самокритики.
Несколько раз укололи только какие-то неправдоподобные цифры из отчета. К концу 2008 года планируются реальные доходы населения Нижнего Новгорода на уровне
21 тысячи рублей. Представляется, что эта цифра несколько завышенная. В 2011 году средняя заработная плата увеличится еще в два раза. Дело не в том, что на дворе банковско-финансовый кризис, который является предвестником промышленно-экономического кризиса. Просто это в любом случае нереальная цифра. Доля населения, доходы которого ниже прожиточного уровня, озвучена — 9,7%. А куда из этих расчетов исчезли пенсионеры?
Еще одна цифра вызывает раздражение. Оказывается, в очереди на улучшение жилищных условий стоят более 22 тысяч семей (сколько нуждающихся не стоят, считая это бесполезным?), а за 2008 год улучшили свои условия менее тысячи семей. Такими темпами очередь рассосется через 22 года при условии ее чудесного неувеличения. При том, что темпы строительства жилья сейчас корректируются в сторону уменьшения, многим очередникам надеяться просто не на что.
Мэр Нижнего Новгорода много раз озвучивал цифру очередников на устройство в детские дошкольные учреждения. Их сейчас более восьми тысяч. Соответствующую программу по разрешению этой проблемы приняли только в 2008 году. Возникает вопрос, а кто проспал эту проблему, которая была очевидна для населения Нижнего Новгорода.
Только год-два назад в коридорах власти заговорили о необходимости коренного улучшения кардиологической помощи. Ведь всем давно было известно, что две трети населения умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Как принимаются эти решения в мэрии Нижнего Новгорода?
Весной 2008 года Вадим Булавинов вдруг заявляет, что узнал от одного из видных нижегородцев о плачевном состоянии реанимационной сферы в нижегородском здравоохранении. Тут же на выправление ситуации были брошены финансовые ресурсы из дополнительных доходов городского бюджета. И это правильно. Но почему глава города узнает об этой проблеме полуслучайно — от выдающегося автопромышленника, бывшего генерального директора ГАЗа Бориса Видяева, а не от руководства профильного департамента?
Хорошо, что мэр Булавинов общается с людьми, слушает их и принимает ситуационные решения. Но должен быть и системный анализ проблем по отраслям. Получается, что в здравоохранении он отсутствует? Или слышат только VIP-персон, а от департамента отмахиваются?
Собственно, отчеты мэра каждый год делаются как под копирку. А почему бы не изменить подход? Взять, например, одну из лучших больниц Нижнего Новгорода — больницу №13 Автозаводского района. И подробно показать, как за последние годы и в том числе за отчетный год там улучшилось положение. Можно приводить в отчете массу цифр, а можно показать, что представляет из себя хорошая нижегородская больница или школа в 2008 году. Между прочим, мэр почему-то забыл об этой хорошей больнице в своем отчете.
Иногда создается впечатление, что в работе администрации Нижнего Новгорода, городской думе запущен инерционный механизм. Это некая структура расходов бюджета, и год от года идет бездумное увеличение средств в соответствии с инфляцией. Плюс ко всему есть программы по благоустройству и комплексному ремонту жилого фонда. Депутаты гордумы лишь сидят и сверяют, кому прибавили больше, а кому меньше по сравнению с бюджетом прошлого года. Конечно, я несколько утрирую ситуацию, но известная доля правды во всем этом есть. Нужно определяться с системой принятия решений. Возможно, это задача для следующей администрации Нижнего Новгорода.
Содоклад «партии войны»
Теперь об отношениях по линии «городская власть – областная власть». После отчета мэра Вадима Булавинова выступил заместитель губернатора Сергей Потапов. В последнее время трудно понять, чем занимается и за что отвечает этот высокопоставленный вельможа. Две трети своих интервью он посвящает теме мирового и нижегородского футбола. Бездарно заглохли два крупнейших потаповских проекта — создание новой нижегородской элиты (никак не могут решить даже технический вопрос с кандидатурой на пост секретаря областного политсовета «Единой России») и укрупнение ряда районов Нижегородской области (подробнее об этом — на стр. 5). Зато хорошо известно, что «футболист» Сергей Потапов является активным членом партии войны в областном правительстве.
И вот Сергей Потапов решил критически подойти к работе администрации Нижнего Новгорода в 2008 году. Теперь можно представить, какая истерика будет на отчете мэра Булавинова у губернатора весной 2009 года.
Заместитель губернатора Потапов порекомендовал мэру Булавинову повысить уровень поддержки ГАЗа, завода «Красное Сормово» и других гигантов индустрии. Как это сделать? Команда губернатора Шанцева, в которую входит и Сергей Александрович, собственноручно вытеснила мэрию отовсюду, в том числе и из сферы промышленности. Поэтому Вадим Булавинов говорит о том, что 2008 год стал годом комплексного благоустройства. А теперь Потапов ищет какой-то поддержки. В областном правительстве есть Валерий Шанцев, который занимается этими вопросами, есть вице-губернатор Виктор Клочай, который курирует промышленный блок, есть министерство промышленности во главе с Николаем Сатаевым. Областное правительство замкнуло на себя НАПП, ТПП, «Нижегородскую ярмарку». Что хочет Потапов? Чтобы город заказывал у ГАЗа автомобили, а у «Красного Сормова» — сухогрузы? Пусть объяснит, что он имеет в виду. Или он расписывается в беспомощности Шанцева и его команды в вопросах промышленной политики?
В том же русле — рекомендация Потапова продвигать продукцию наукоемких предприятий на рынках. Областному правительству надо определиться: городская администрация — это коммунхоз или реальная власть, которая связана с промышленным сектором? Несколько лет назад у Нижнего Новгорода такой функционал был, а при Шанцеве его не стало. Так о чем ведет речь заместитель губернатора?
Областному правительству надо определиться: городская администрация — это коммунхоз или реальная власть?
Сергей Потапов просит мэра Вадима Булавинова жестко потрясти малое и среднее предпринимательство, чтобы они побольше платили налогов. Практически весь функционал по работе с малым и средним бизнесом ушел в областное правительство к заместителю губернатора Ирине Живихиной и в министерство поддержки предпринимательства. Это как в случае, когда у городской администрации отняли все права и наваливают только обязанности. Кстати, Вадим Булавинов первым, еще до Шанцева, начал работы по борьбе с зарплатами в конвертах. Город просто лишили значительной части стимулов к продолжению этой деятельности.
Заместитель губернатора прозрачно намекает, что Нижний Новгород должен давать больше средств на такие объекты, как метромост через Оку, а также на строительство транспортных развязок и прочих подобных объектов. Это серьезный вопрос, и он не решается на таком уровне: «Я слышал у тебя есть дополнительные доходы, отдай их мне на метромост». Разговор о софинансировании на 2009 год надо было вести до 1 июля, а не в разгар финансового года. Кроме того, там где город обязан участвовать в софинансировании строительства объектов, он свои обязательства, насколько нам известно, выполняет.
Сергей Потапов обрушился на то, что на городских конкурсах и аукционах иногда побеждают недобросовестные подрядчики, не отлажен контроль за качеством работ. Об этом постоянно говорит и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Кроме того, он неоднократно критиковал правила конкурсов и аукционов, которые навязаны муниципалитетом сверху. А в отчете глава города сказал о централизации аукционов и конкурсов. Но дело не только в этом. Огромное количество жалоб у подрядчиков на Управление по конкурсам и аукционам Нижегородской области, которое курирует Сергей Потапов. Крупные подрядчики с хорошей репутацией говорят, что этим управлением созданы условия для победы компаний-однодневок, недобросовестных подрядчиков. Поэтому Потапову стоит критически посмотреть на свою работу, а не учить тех, кто и без него видит все проблемы по качеству работ.
Высокопоставленный чиновник критикует городскую власть за проблемы с пуском тепла, за невывоз мусора, за неубранный снег. А с чем сравнивать работу коммунальных служб Нижнего Новгорода? С работой коммунальщиков в районных центрах? А, может быть, с Москвой? Я помню, как еще до Шанцева наши городские руководители, губернатор Геннадий Ходырев приезжали из Москвы и говорили, что в Нижнем Новгороде намного лучше, чем в столице, — вывозят снег, убирают дороги после снегопада. А в некоторых райцентрах зимой просто не чистят дороги. Или, может быть, Потапову потребно, чтобы снежинки в Нижнем Новгороде перехватывали на подлете к земле?
Заместитель губернатора упрекает мэрию Нижнего Новгорода в том, что она не создала концепцию развития автомобильных дорог. Ну, напишут они эту концепцию. От этого дорог станет больше? Нет. Сергей Потапов предлагает создать единый орган управления дорожным хозяйством в Нижнем Новгороде. Возможно, в этом предложении есть известный смысл. Но понятно, что есть и проблема финансирования, качества работ и так далее.
И уж совсем удивителен упрек мэрии в том, что в Нижнем Новгороде нет ни одного футбольного стадиона, который бы соответствовал международным стандартам: количество зрительских мест составляет 45 тысяч плюс «бонусы». «Футболист» Потапов забывает, что нижегородские футбольные команды играют в третьей по статусу футбольной лиге? Нам до международных стандартов еще очень далеко. Кстати, в некоторых городах-миллионниках с футболом также плохо, как и у нас: Екатеринбург, Новосибирск, Омск… Стадион построить можно. А что дальше? В Волгограде была отличная команда «Ротор». Где она? В Элисте был «Уралан». Где он? Разве знаменитый ныне «Зенит» — это детище Санкт-Петербурга? В большей степени это газпромовский проект. В Нижегородской области нет на данный момент ФПГ, которая бы вывела нижегородский футбол на уровень, близкий к международному. У Сергея Потапова чисто московский взгляд на эти вещи, что понятно: почти половина высшего дивизиона – это команды из Москвы и Московской области. Неужели по мукам хоккейного «Торпедо» не видно, что там все не просто? У Шанцева и Потапова амбиции, а у нас еще не та амуниция. Они хотят раскрутить Нижний Новгород на огромные деньги, которые потом без «Лукойлов» и «Газпромов» вылетят в трубу?
Областная власть у нас зачастую витает в облаках, а муниципалитетам на роду написано ходить по земле. Отсюда и такой разговор между областью и городом. У одних проекты, у других — проблемы с их реализацией.
Виктор Деменев