08-12-01

Политика

Второе пришествие бюджета

С высокой степенью вероятности можно прогнозировать возврат в декабре 2008 года к бюджету Нижегородской области на 2009 год. Просто бюджетные показатели октября и незавершившегося еще ноября говорят о том, что докризисная концепция регионального бюджета уже устарела. Надо принимать кризисный бюджет.

Известно, что областной бюджет на 2009 год был принят в октябре 2008 года. Уже тогда было понятно, что правительство области и депутаты поторопились. Потому что над бюджетом работали с весны, а кризис разразился в конце августа–начале сентября. В правительстве понимали, что бюджет в разработанном виде оставлять нельзя, но и оценить влияние кризиса крайне трудно. Была выбрана следующая тактика: мол, не надо паники, кризис нас не заденет, а то и усилит. В итоге было принято успокаивающее решение.

При этом в течение трех лет губернатор Валерий Шанцев проводил политику ускоренного роста бюджетных доходов и расходов. Мол, до Шанцева было секвестирование бюджета, а при Шанцеве — дополнительные доходы.

Для Валерия Павлиновича крайне важно сохранить реноме губернатора, который умеет зарабатывать деньги. Если в 2009 году дело дойдет до секвестирования бюджета (механизм, вводимый когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников) — политический капитал, который Шанцев накапливал три года, пойдет прахом.

Сейчас делается ясно, что бюджет на 2009 год невыполним, он закладывался под рост ВВП и промышленного производства в размере 108%, а на деле мы видим не только снижение роста экономики региона, но и падение по сравнению с 2007 годом. Поэтому в декабре будет принят новый кризисный бюджет. За уровень могут быть взяты показатели 2007 года с мизерным увеличением, чтобы показать, что рост экономики в регионе в целом продолжается.

Уже сейчас министерства и ведомства начинают раскрывать механизм ограничения аппетитов на 2009 год. Судя по всему, в будущем году не начнутся крупные стройки. Речь может идти о достройке уже начатых объектов. Примерно о таком варианте действий объявило министерство сельского хозяйства. Речь идет о создании резервного фонда. То есть экономический спад приобретет глубокий и длительный характер. Непонятно только одно — резервные фонды создаются обычно при профиците бюджета, а не при дефиците, как у нас. Получается, правительство региона оказалось совершенно не готовым действовать в условиях кризиса.

Всегда удивляло прогнозирование областного правительства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Как будто Шанцеву и его компании кто-то гарантировал 15 спокойных лет на выполнение поставленных в Стратегии-2020 задач. Никто не рассуждал серьезно о вхождении России в ВТО (сейчас, правда, это уже не актуально), о возможном падении цен на энерго­носители (сейчас это очень актуально), о цикличности развития экономики. Казалось, мы так и будем шагать вперед со скоростью 108%. Как о вопросе решенном говорилось о бюджете 2010 года в размере 150 млрд рублей, о том, что недалек тот час, когда примерно трехмиллионная Нижегородская область достигнет цивилизованного уровня бюджета в 300 млрд рублей.

Приходилось просто удивляться. Все живут в бушующем, непредсказуемом мире, а Нижегородская область Валерия Шанцева — это оазис спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. И вообще кризис пришёлся очень кстати. Теперь, ссылаясь на глобальные финансовые потрясения, губернатор сможет объяснить, почему не будет 150-миллиардного бюджета в 2010 году, почему уже сейчас беда со Стратегией-2020 и почему планы по выходу районов на самофинансирование не будут выполнены. То есть спасти с помощью кризиса свою репутацию.

Как профсюзник в парламент ходил

На заседании комитета Законо­дательного собрания Ниже­город­ской области по экономике и промышленности пришел руководитель самого крупного отраслевого профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин. Он просил законодателей помочь 110 тысячам работников этих отраслей. Никого не удивило, что он был в культурной форме отослан. Интересно другое — почему он все-таки обратился к властям…

Профсоюзный деятель Охлучин объяснил депутатам Законодательного собрания, что представляет 93 тысячи членов профсоюза и 110 тысяч работников таких градообразующих предприятий, как ГАЗ, ПАЗ, АМЗ, ЗМЗ, «Красная Этна» и другие. Однако это не произвело впечатления на присутствующих. ГАЗовец Пугин, являющийся председателем комитета по экономике и промышленности, почему-то отсутствовал. А заместитель председателя ЗС НО, экс-гендиректор «Красной Этны» Ольга Сысоева тоже избежала встречи с Охлучиным, хотя через три часа появилась на бюджетном комитете. Мы, конечно, будем считать, что Пугин и Сысоева стремились посмотреть в глаза профсоюзнику, но у них не получилось.

Охлучин сразу заявил о том, что отраслевой профсоюз пошел на уступки руководству предприятий, войдя в их положение из-за кризиса. Но у профсоюзной организации есть несколько предложений, которые нужно бы провести на уровне властей. Так, Охлучин попросил депутатов посодействовать продвижению госзаказа от правительства Нижегородской области на новые низкопольные автобусы ПАЗ. Мол, до этого покупали ликинские автобусы. Второе предложение профдеятеля касалось банковской сферы. Многие работники предприятий, не ожидая кризиса, закредитовались в банках, купив квартиры, автомобили, бытовую технику. Нельзя ли, мол, на три месяца заморозить выплаты по этим кредитам для тех автомобилестроителей, которых вдруг уволят. Три месяца нужны для устройства на новую работу. Третье предложение Охлучина касалось восстановление системы страхования занятости, которая была в старом Трудовом кодексе.

Депутаты культурно объяснили Охлучину, что это хорошие идеи, но их нужно рассматривать на федеральном уровне, а не на региональном. Какой-то гражданин почитал, что профсоюзник просто лоббирует интересы умирающего ПАЗа, а этого делать не надо. И тогда профбосса спросили: почему вы сюда пришли? Охлучин ответил как на духу: «Ведь Нижегородская область идет на эксперименты во всех вопросах». Получается, руководитель 93-тысячного профсоюза стал жертвой шанцевско-потаповского агитпрома? Поверил, что мы впереди и лучше всех, что наши идеи подхватываются и в Москве, и в регионах?

Скорее всего, тысячи членов профсоюза тоже уверены, что все новации идут из нижегородского кремля. И Стратегия -2020 — наше, мол, изобретение, и многое другое тоже является инициативами «лично Валерия Павлиновича», озвучиваемыми им у президента, премьер-министра и на Госсовете.

Спасение утопающего автопрома — дело рук самого утопающего автопрома. Все разговоры о кластерах, о локализации производства комплектующих прочно забыты и губернатором Шанцевым, и правительством области. Поэтому неудивительно, что депутаты из комитета по экономике и промышленности пообещали обратиться к исполнительной власти, чтобы та усилила контроль за соблюдением законодательства при увольнении работников. Все остальное, мол, делается и в рамках плана Путина (это не тот, за который те же автомобилестроители голосовали в декабре 2007 года?), и в комиссиях вице-губернатора Виктор Клочая и губернатора Валерия Шанцева. Оптимизма на лице уходящего Охлучина не наблюдалось.

Виктор Деменев