08-12-29

Политика

2008 год: игры в войну

2008 год — это повторение начала «нулевых», когда в Нижегородской области были знаменитые политические войны. Почти все совпадает до деталей. Разница только в том, что тогда борьба шла под лозунгом «В новый век с новым губернатором!». Сейчас агрессором выглядит как раз губернатор Валерий Шанцев.

Упал — отжался

Чем меньше получается работа — тем больше агрессия. Это правило работает во многих случаях. Валерий Шанцев не является исключением из правил. Он продолжает терять свою популярность в Нижегородской области. Тренд всем известен. 2005 год — как нам повезло, что сюда прислали Шанцева, который является вторым Лужковым. 2006 год — если Шанцева от нас заберут, то не ниже, чем вице-премьером РФ. 2007 год — цирк достроен, но на выборах в Госдуму Шанцев не дал нужного результата. 2008 год — берега Оки соединены мостом, но «шанцефилией» уже никто не болеет, вице-премьером его уже никто не видит. А в 2009 году Шанцева попросят уехать? Итак, по последним сведениям, до конца года Нижегородскую область покинут еще три москвича: Сергей Потапов, Ирина Живихина и Андрей Мошонкин. В начале этого года также тихо уехал Виталий Крючков.

С каждым годом становятся виднее слабости Валерия Павлиновича как управленца. Ясно, что он умеет по-советски вцепиться в объект (будь то цирк, метромост или южный обход Нижнего Новгорода). Этого не хватает другим руководителям, в том числе мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову. Но что еще можно поставить в заслугу губернатору?

Как стратег Шанцев слаб: хваленая «Стратегия-2020» давно уже перестала быть рабочим документом, превратившись в священное писание, — все ссылаются на нее, а делают по-своему. Как придется. Как тактик тоже слаб — решая одну проблему, создает новые, как правило, более серьезные. Именно губернатор в 2006 году объявил вой­ну ларькам и минимаркетам, расчищая поляну торговым сетям, с которыми он сейчас бесплодно борется, уповая на те же минимаркеты. Как финансист и экономист Шанцев тоже слаб: кризис он проспал, резервный фонд на черный день не накопил. Силен ли Шанцев как кадровик? И в этом губернатора развенчал 2008 год. Лучшие кадры Валерию Шанцеву в 2005 году преподнесли Евгений Люлин и Сергей Кириенко. Сейчас более или менее ценных управленцев рекомендует заместитель губернатора Владимир Иванов. Сам Шанцев в кадрах не разбирается, отсюда и отсутствие у него широкой поддержки в элите, а оппозиция готова сформироваться и действовать по отмашке инициативной группы.

Однако губернатор Валерий Шанцев преуспел, особенно в последние месяцы, в политической войне. Тут и звонок премьер-министру Владимиру Путину о молочных кухнях в Нижнем Новгороде, и прокат руководителя региональной общественной приемной Владимира Путина Александра Серикова и заместителя председателя гордумы Ольги Балакиной при голосовании по кандидатам в политсовет «Единой России», и странное уголовное дело по брусчатке на Большой Покровской, проводы Булавинова в Кировскую область.

Как и в начале 2000-х годов в политической борьбе используется областная прокуратура и другие силовые органы. Чем интересна в этом плане история с брусчаткой? Облпрокуратура ищет криминал с городской брусчаткой, но прикрывает криминал с областной брусчаткой. По Большой Покровской насчитали ущерб в 15 млн рублей. По реставрационным работам на мемориальном комплексе «Вечный огонь» и обелиске «Минину и Пожарскому» на территории Нижегородского кремля ущерб приблизительно такой же — 14 088 988 руб­лей. Но по делу об областной брусчатке вынесено постановление о прекращении расследования за отсутствием в действиях сотрудников администрации области, ООО «Стройсервис» какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ. Разве не то же самое творилось 8-10 лет назад?

Если Валерий Шанцев каждый год падает в глазах нижегородцев, то какое-либо движение мэра Нижнего Новгорода просто остановилось. Что-то внутри системы происходит, но находящимся извне процессы не видны и не ясны. В 2008 году в Нижнем Новгороде были большие объемы работ по благоустройству, по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе комплексное благоустройство и ремонт в микрорайонах. На публике мэр говорит, что в целом он доволен, но есть вопросы по качеству работ. Однако в кулуарах шепчутся о том, что все не так благостно. В итоге произошла замена директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, произошла кадровая перестановка и в «Коммунальной нижегородской компании». Судя по всему, сейчас произойдут большие перемены в работе домоуправляющих компаний. Все это делается тихо, без публичных дискуссий. А внутри системы это называют революцией в ЖКХ Нижнего Новгорода. Тут нет ничего нового в стиле и методах работы Вадима Евгеньевича — кадровые, действительно значимые вопросы он всегда решал тихо. Сейчас это отшлифовано до административно-аппаратного блеска.

Что касается политической войны, то вряд ли команда губернатора Нижегородской области поставила перед мэром Нижнего Новгорода какие-то новые проблемы. Он все это проходил, в том числе в 2002 году на выборах мэра Нижнего Новгорода, да и в других выборных кампаниях. Его не раз приговаривали оппоненты. Но как процитировали Вадима Булавинова в одном из журналов: не оправдавшиеся приговоры противников доставляют ему истинное удовольствие. 2008 год не внес особых изменений в портрет политика и управленца Булавинова.

Игроки и фигуры

Известный российский исследователь элитных игр Сергей Кургинян делит политиков на игроков, которые играют, и на фигуры, которыми играют. В 2008 году игроки на нижегородской шахматной доске продолжали отстаивать свой статус, а фигуры не претендовали на позиции игроков, лишь пытаясь перейти на уровень более значимой фигуры. Из нижегородских игроков наиболее активными были Александр Хинштейн и Роман Антонов. Каждый из них в аппаратных структурах «Единой России»: Хинштейн даже избран в Генсовет партии.

Закрепил свой статус фигуры в элитной игре председатель Законодательного

собрания Виктор Лунин. Он отказался от попыток стать игроком, считая, что это оптимальный путь к тому, чтобы его не «съели». Но в том-то и дело, что фигуру в процессе игры обязательно «съедят». И обычно это делается раньше, чем фигура успеет об этом по-настоящему задуматься. В 2002 году Законодательное собрание стало одной из площадок в борьбе с мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым. В 2007-2008 годах мы видим примерно то же самое, но в более мягкой форме. При активном участии Виктора Лунина был принят антимуниципальный «Закон о контроле в сфере благоустройства». Теперь контроль сосредоточен не в муниципалитетах, а на уровне областной власти. Попробуйте контролировать из Кремля благоустройство в районах, расположенных в 200–300 км от Нижнего Новгорода. При этом областные контролеры лишились поддержки муниципалитетов. К чему это привело? В районах, поселках разработаны правила благоустройства, а мусора делается только больше.

И все-таки 2008 год был достаточно спокойным. Возможно, это был последний спокойный год перед бурными последующими годами, когда начнется подготовка к выборам и, собственно, сами выборы муниципального и областного уровня. Да и экономическая ситуация добавит беспокойства большинству нижегородцев. Не факт, что спокойствие — это хорошо, а беспокойство — плохо. Просто все хорошо в меру. 2008 год и был таким — вполне умеренным. Ну и слава Богу.

Виктор Деменев