09-07-31

Политика

«Все хорошо, прекрасная маркиза!»

или Трудности вторых ролей

Когда Законодательное собрание Нижегородской области согласовало кандидатуру Владимира Иванова на пост вице-губернатора, все уверенно заявляли, что он справится и в экономике катастрофы не будет. И вот мы видим третье секвестирование бюджета, которое явно не будет последним.

Все вырождается в спектакль низкого уровня с основными лицами — спикером ЗС НО Виктором Луниным (слева) и вице-губернатором Владимиром Ивановым в главных ролях

Виктор ДЕМЕНЕВ: С моей точки зрения, Владимир Иванов — это профессионал высокого класса, и он никак не мог растерять свои лучшие качества после того, как стал вторым человеком в правительстве Нижегородской области. Другое дело, что он согласился стать заложником логики первого лица — губернатора Валерия Шанцева. Видимо, Валерий Павлинович решил, что кризис для него — не барьер для успешного продолжения управленческой карьеры, а трамплин. Судя по всему, губернатор поставил перед Ивановым задачу — исходи из того, что кризис мы пройдем триумфально, без помех. Кризис — мировой, он отражается на нефтяных ценах, а нефти в Нижегородской области нет. Значит, мы не обвалимся. Вот такую примитивную логику, видимо, и выстроили в областном правительстве. Под это сверстали региональный бюджет на 2009 год. В результате, его третий раз секвестируют, и, думаю, не в последний. Отсюда нерациональное, неэффективное расходование средств, что недопустимо в условиях кризиса.

Справедливости ради отмечу, что у нас и без политического фактора деньги считали не очень успешно. В 2008 году девять раз пересчитывали бюджет в сторону увеличения. Получаются финансовые сапоги всмятку: в бескризисный год задавалась низкая планка, а в кризисный — высокая. А может быть, компетентность Иванова — это миф?

Юлия СУХОНИНА: Владимир Иванов — безусловный профессионал в правительстве Валерия Шанцева. Другое дело, что он считает деньги, находясь не в политическом вакууме, а в реальности. И на плечах у него сидит губернатор, которому вот так странно повезло получить кризис на свою голову прямо перед окончанием полномочий. И задачи, которые ставятся перед Ивановым, не чисто финансовые. Там много, так сказать, «имиджевости». Например, низкие планки доходов в прошлые годы и ежемесячные увеличения статей должны были восхищать депутатов и элиту. В отчетах сотрудники правительства с придыханием сообщали, сколько раз наращивались доходы. И считалось, что чем больше — тем лучше. В текущем году планка тоже сразу была установлена высоко, чтобы произвести впечатление уверенности в светлом будущем регионального бюджета.

Безусловно, все это претит настоящему финансисту, но таков крест второго лица в регионе.

В. Д.: Легче всего сказать, что Иванов оказался за порогом своей компетентности. Поэтому попробую найти опять же политическое объяснение тому, что Владимир Александрович многих, мягко говоря, разочаровал. В политике, особенно российской, чуть ли не самая опасная позиция — это позиция второго номера. Мне не раз приходилось слышать, что вторые у нас долго не живут. В политическом смысле. Вот и у Виктора Клочая быть вторым при Валерии Шанцеве явно не получилось. Зная это, Иванов мог забыть о собственном мнении и двинуться за безграмотным в бюджетно-финансовых делах Шанцевым слишком далеко и в неправильном направлении.

Но знающие Иванова люди говорят, что нет, это идеальный второй номер. Владимир Иванов способен убедить в чем угодно любого, тем более не слишком компетентного в экономике Шанцева. Он, как никто другой, умеет стать незаменимым у шефа. Мне те же знающие люди сказали даже так: «А почему ты думаешь, что вице-губернатора Клочая и заместителя губернатора Живихину убрал Шанцев? Может быть, Иванов доказал их несостоятельность?» Получается, что политика тут ни при чем. Значит, оптимисты Иванов и Шанцев выгнали пессимистов Клочая и Живихину, которые поняли, что промышленность с налогом на прибыль и земельные отношения с виртуальными миллиардами от аукционов на участки под строительство обречены. И Шанцев с Ивановым оказались неправы.

Ю. С.: Безусловно, все происходящее приносит Владимиру Иванову опыт — и как финансисту, и как человеку, вовлеченному в политический процесс. Депутаты далеко не такие глупцы, как, наверное, хотелось бы некоторым в Белом доме, а потому они видят удушение программ развития и взлелеивание «имиджевых» проектов вроде Дома правительства, видят просчеты, недальновидность и смешные доводы. И конечно, видят, как профессионал Иванов разделяет иллюзии губернатора. Вот в такие моменты мне всегда жаль второе лицо в регионе, так как подобные ситуации бросают тень на его профессионализм и авторитет среди нижегородской элиты. А Владимир Иванов, безусловно, этим располагает. И если в случае поражения часть кабинета Валерия Шанцева уедет вслед за ним, закончив командировку, то Владимир Иванов находится в родных пенатах.

В. Д.: Я ловлю себя на одной мысли: то, что раньше мне нравилось в Иванове на заседаниях регионального парламента, сейчас вызывает лишь снисходительную улыбку. Он затенял экс-министра финансов Владимира Синицына, брал всю инициативу на себя и по любому вопросу делал из депутатов чуть ли не клоунов. Сейчас Владимир Александрович также затеняет министра Ольгу Сулиму и по каждому вопросу переигрывает депутатов. Но вчера это был широкий кругозор, детальное знание всех вопросов, мастерство полемики. А сейчас от этого попахивает мастерством демагогии. Еще месяц назад он защищал строительство Дома правительства, ФОКов, оплату документации на оперный театр, а сегодня говорит депутатам: «Надо жить по средствам!». И убеждает при этом, что представительство Нижегородской области при Правительстве РФ дает нам большую экономию средств. Все вырождается в какой-то спектакль низкого уровня с основными лицами — спикером ЗС НО Виктором Луниным и вице-губернатором Владимиром Ивановым в главных ролях. И называется это «Все хорошо, прекрасная маркиза».

Ю. С.: Ну а что остается делать? Можно, конечно, одеться в черное и каждое заседание регионального парламента начинать с минуты молчания и панихиды по очередному недобранному в бюджет миллиарду. Оценит ли высокое начальство это посыпание голов пеплом? В Москве, наверное, устали от попрошаек и плакс из регионов. Вот хорошие мины там сейчас, наверное, вообще дефицит. Так же как и средства для российской провинции. А губернатор зарабатывает репутацию деятельного оптимиста. Вы же помните посылы нашего регионального руководства о том, что кризис нас не коснется, призывы тратить деньги в магазинах и автосалонах, вернуть вклады в банки. И что следовало за этим? Тут уже не до широких жестов. Жизнь ставит нынешнего главу региона практически в одно положение с его предшественниками, которые частенько были объектами для критики со стороны «шанцевцев». Мол, не умели работать. Теперь, видимо, придется самим хлебнуть науки, как выжить без средств развития. Тут московский стиль работы с его страстью к глобальным и шикарным проектам вообще губителен. Надо учиться считать копейки и отказаться от роскоши.

В. Д.: Когда Владимир Иванов стал главой Борского района, многие эксперты предрекали ему большие высоты, вплоть до федерального уровня. И вот «достиг он высшей власти» — вице-губернатор с видами на губернаторство. Фактически, Шанцев отдал ему экономическую и денежную власть. И что? Иванов продолжает жить на Бору и остается лоббистом Борского района. И нет ничего милей его сердцу, как что-то пробить для Бора. В этом смысле он так и остался руководителем районного масштаба. А потому он не опасен для губернатора Шанцева, а губернатор не опасен для него — дальше Бора его не сошлют. Вот только и результат у них получится совсем не того масштаба. А жаль — такие надежды на профессионала Иванова возлагались!

Ю. С.: Я не думаю, что Владимир Иванов перестает быть профессионалом только потому, что следует установкам своего начальства. От этого его задача только усложняется, ему приходится работать с учетом и финансовых законов, и политических. Думаю, что даже несмотря на все нюансы, депутаты не откажут Владимиру Александровичу в профессионализме. А вот насчет перспектив, тем более федеральных, я бы, наверное, поостереглась загадывать. Новые назначения таковы, что Иванов правильно делает, что не забывает свой родной Борский район. Президент и его окружение отдают предпочтения более молодым менеджерам, владеющим современными методами управления. Да и следы забот и усталости на лице вице-губернатора о многом говорят. Наверное, по слжности лежать на амбразуре и тащить на себе губернатора в новый срок — очень трудное дело. Государство сокращает софинансирование целого ряда направлений в регионах, размеры дефицита субъектов перешагивают через планку в 15%, безвозмездной помощи ждать неоткуда. Словом, непростое время для финансиста. Возможно, после такого точно захочется отдыхать. Тем более от ивановских усилий не зависит переназначение Валерия Шанцева, так как это кадровое решение будет приниматься без рассматривания под лупой бюджетных потуг региона.

Виктор Деменев, Юлия Сухонина