09-08-17
Культурный слой
«На одном прошлом мы культуру не построим»
«Новая» в Нижнем» предлагает печатную версию дискуссии, состоявшейся на заседании «Нижегородского пресс-клуба». Участники — журналисты, политологи, политики и руководители культурных институций — обсуждали статус и роль культуры в условиях кризиса.
Сергей Чуянов: Мировой кризис никак не отразился на культуре, поскольку мы в состоянии кризиса находимся уже давно. Проблемами экономики чаще всего просто прикрываются. Есть кризис денег, но нет кризиса талантов. Государство, на мой взгляд, совершенно чудовищно руководит культурой — бестолково, равнодушно, бесталанно. Получая деньги, чиновники не утруждают себя поиском каких-то новых, интересных явлений. И это новое и интересное происходит сами по себе. Мне несколько раз приходилось бывать в Финляндии. В стране с населением в 500 тысяч человек — чуть больше, чем в Автозаводском районе — десятки театров, музеев, там ежегодно проходит порядка восьмидесяти различных культурных фестивалей, тогда как у нас три-четыре мероприятия вызывают шок от того, как мы со всем этим справимся. И сферой культуры на административном уровне управляют единицы. И никто не отговаривается ни кризисом, ни отсутствием денег. Кризис в нас.
Александр Прудник: Конечно, кризис является ограничителем во всех сферах жизни. Это естественно. Но наименее пострадавшей от кризиса всегда была и будет именно культура. Потому что те, кто занимается культурой и в смысле организации, и в смысле продуцирования ценностей — это высоко организованные, интеллектуальные люди, обладающие связями в том числе в политической элите. И они в состоянии обеспечить свои интересы, в том числе по финансированию проектов по сравнению с представителями других конкурирующих с ними групп. В этом отношении наша культура в том виде, в каком она существует, ничего не потеряла и, кажется, пребывает в даже более выгодном положении по сравнению с другими сферами.
Анна Гор: На западе ни один музей не будет считаться таковым, если там нет кафе, где можно было бы отдохнуть, перекусить и продолжить знакомство с искусством. У нас нет этого стандарта. С одной стороны, отсутствует потребность. С другой — предложение, чтоб она сформировалась. Предложение же в массовой культуре существует. Нельзя представить себе поход в кинотеатр, чтобы не было возможности купить хотя бы чашку чая — это входит в понятие стандарта. А таких стандартов для фундаментальной культуры нет, у нас ходить туда неудобно.
Сергей Кочеров: Кризис лежит в области ценностей: мы ушли от одних ценностей, а к другим не пришли. Более того, мы оказались в эпохе массового потребления, когда люди, озабоченные проблемой выживания, все равно остаются в зависимости от вещей, которые они потребляют. До уровня осмысления они пока не поднялись. Это уже следующий этап. Речь не только о простых людях, но также и о чиновниках, которые изголодались за годы советской власти, а сейчас понастроили себе дома, и о бизнесменах. Человек, вырвавшийся из нищеты советского времени, не становится от этого более продвинутым в культурном смысле. Ожидать от вчерашних бедных, которые сейчас стали богатыми, финансирования культурных проектов — бессмысленно. Их дети, внуки, может быть, будут на это способны. У меня свой подход к истории российской культуры. «Золотым веком» принято называть вторую половину XIX века, начало XX — «серебряным», значит тридцатые годы — «бронзовый» век, оттепель шестидесятых — «медный». А мы с вами, получается, живем в «железном». Это означает, что идет постоянная деградация культурных величин. Тех людей, которые олицетворяют культуру. На одном только прошлом мы культуры не построим. Роль чиновника в том, чтобы он понял, во что из нового стоит вкладывать средства. Но он не знает. Более того, не знают этого и сами деятели культуры. Когда они имеют дело с проектами, которые создаются для будущего, то они не в состоянии понять, что рождается у них на глазах. Вы в состоянии понять, например, где рождается культура сегодня? Я вам назову один успешный нижегородский культурный проект. Это Саров. Ценность культурного места сегодня определяется тем, как часто туда будут ездить. В Сарове есть необходимая инфраструктура, и туда будут ездить чаще, чем в Городец. С точки зрения государства, задача просвещения культуры заключается в том, чтобы правильно освещать политику власти, чтобы не допускать исторических фальсификаций. То есть на воспитание патриотизма и прочее государство деньги найдет. Но у культуры есть еще одна важная функция — удовлетворение эстетических запросов, и эта функция не всегда коррелирует с просвещением. Иногда новые культурные форматы враждебно воспринимаются старыми просветителями. От этого возникает конфликт между эстетической и просветительской функциями культуры. Госполитика должна строиться по принципу «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». Сложность в том, чтобы определить, кто эти таланты. Универсальных критериев определять это нет и не может быть. Поэтому должна существовать альтернативная поддержка, поддержка от спонсоров, от самих деятелей культуры. А последние порой бывают очень негативно настроены. Вообще же, культура существует по своим законам. Этот кризис оказывает на культуру пагубное воздействие. Хотя бывают кризисы, которые сказываются на культуре весьма благотворно.
Анна Гор: Мы существуем сейчас в медийной цивилизации. Мы в нее вошли, не все одинаково, не все регионы, люди, сообщества. Это влечет другие способы прохождения сигналов, другой способ получения информации. И здесь просвещение состоит в том, чтобы выровнять в обществе способность к восприятию этих медийных сигналов. Особенно когда речь идет о современном искусстве. Я никогда не пользуюсь термином элитарное искусство, я говорю «фундаментальное». А чтобы войти с ним в контакт, оперировать им, нужен определенный запас знаний. Нужна подготовка. Массовая культура — это тоже очень сложное явление. Она состоит из множества слоев, подпитывает и питается от фундаментальной культуры. Если человек не подготовлен, он не считывает эти посылы. К вопросу о том, с чем Нижний Новгород может войти в более широкое культурное пространство, за которое ему не будет стыдно. Сегодня в нашем городе работает творческая группа «ПрофМЫЗА». Это художники, которые вписаны в самые известные мировые художественные контексты. Они представляли Россию на Венецианском фестивале. В этом году получили главный приз фестиваля экспериментального кино в Роттердаме. Были приглашены на собственный показ в Центр Помпиду в Париже, сейчас по личному приглашению едут в Ригу. Нижегородский зритель их знает, но только тот, кто захотел их узнать. Таких зрителей в городе насчитывается порядка пяти-семи тысяч зрителей, и они приходят в Центр современного искусства. Мы их знаем — они в нашей компьютерной базе данных. И поддерживаем связь с ними посредством электронной почты. Вот пример способа работы с аудиторией в медийном пространстве.
Андрей Макарычев: Я не согласен с мнением, что государство перестало интересоваться культурой, вкладывать деньги. Но оно делает это плохо. Поэтому ожидать, что государство сделает хорошо, даст деньги просто так, — наивно. Тем более государство поняло, что некоторые политические послания гораздо легче транслируются на неполитическом языке. Оно начинают учиться выражать свои потребности на языке культурных дискурсов, парадигм. Когда к схеме «государство-культура» подключается еще и бизнес, она, на мой взгляд, становится эффективнее. В в ходе разговоров о ценностях мы можем стать жертвой культурных стереотипов. Не думаю, что на Западе кто-то сознательно осуществляет экспансию культурных ценностей. А о каких ценностях идет речь? Нет таких специфических российских ценностей, которые были бы неизвестны и непонятны за границей. Наша страна может поучаствовать на этом «рынке ценностей» только с точки зрения интерпретации каких-то понятий, но не с точки зрения выработки новых, своих норм. Думаю, здесь есть образцы культуры, которые достаточно хорошо продаются и распространяются, а есть те, которые глобализируются с большим трудом.
Эмилия Новрузова: Небольшая ремарка. На западе массовая культура становится основой для укрепления в обществе базовых идей, понятий, консолидирующих и объединяющих нацию. То есть действующих на общество конструктивно. Российская массовая культура к такой социальной ответственности не готова. Более того — никто её к этому не принуждает.
Если говорить о времени, то я бы назвала эту эпоха неодекадансом — мы сталкиваемся с разрушением прежней системы ценностей на фоне отсутствия рамок, границ, идеалов, универсальных ценностей. Мир находится в дефрагментированном состоянии. Есть же знаменитая теория Тойнби о выделении той элитарной прослойки, которая на эти вызовы отвечает и играет роль защитного поля. Так вот задача культуры как значительной части этой прослойки в период кризиса, наверное, заключается в том, чтобы сформулировать некое консолидированное мнение в ответ на эти вызовы. Культура должна объединить нацию. А в XXI века ещё и быть социальной, политизированной. Но отсутствие инфраструктуры, в том числе медийной, и предпосылок для того, чтобы общество могло воспринимать культуру как институт власти, приводит нас в безвыходную ситуацию. Плюс российская политика — система замкнутая, в которой элементарно не налажена система институтов гражданского общества. И опять же единственный громоотвод закономерно накапливающейся социальной энергии может быть найден только в культуре, которая от государства пока не зависит и потому может считаться объекивным участником конфликта государства и общества. Вопрос в том, дадут ли ей публичное слово.
В дискусси приняли участие:
Роман Абрацумян, специалист по связям с общественностью, ведущий «Радио «Рандеву»; Вячеслав Глазычев, председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению, доктор искусствоведения; Анна Гор, директор Нижегородского филиала ГЦСИ; Андрей Макарычев, политолог, обозреватель «Новой» в Нижнем»; Ирина Маршева, заместитель директора Нижегородского, государственного выставочного комплекса; Эмилия Новрузова, шеф-редактор «Новой» в Нижнем»; Александр Прудник, старший научный сотрудник Института социологии РАН, политолог; Александр Рожков, политолог; Сергей Чуянов, шеф-редактор художественного вещания НОГТРК ННТВ; Александр Сериков, председатель Комитета ЗС НО по градостроительству и жилищной политике.