09-08-17

Культурный слой

Эффект «TINDALя»

«TINDALь» — это молодая группа из Дзержинска, исполняющая легкую музыку с явной ностальгией по советской эстраде. То, что у группы уже семилетняя история, не так важно — некоторые долго запрягают, а потом — бах! и в дамки. Вот клип сняли, вот дебютный альбом кроят… Википедия говорит, что Тиндаль — английский физик, автор трудов по магнетизму, акустике и рассеянию света в мутных средах (существует даже «эффект Тиндаля»). О том, что такое «TINDALь», — я спросил автора песен группы Льва Шубина.

Тиндаль… Первое, что приходит на ум, — это тёплый майский вечер, запах свежей зелени и поздняя улица. Ты — молод и счастлив, а жизнь — как прогулка. Свернул на перекрёстке или прошёл прямо — все равно получишь удовольствие. Звуки окружающего мира сливаются в музыку, пронизывающую сознание и уносящую в полёт. Для нас Тиндаль — это не стиль жизни и не смысл. Это наше прошлое, каким мы его видим и понимаем. Оно определяет наше настоящее и толкает нас вперёд.

«Сидели за одной партой»

— Хорошо, давай о прошлом. Как родилась группа?

— Мы с детства дружили, а потом решили стать ещё и музыкантами. Не умели толком играть, не имели ни малейшего понятия о том, что хотим делать, да и, честно сказать, инструменты были не у всех. Просто чувствовали, что должны заниматься музыкой, и это чувство не пропало до сих пор. Музыка научила нас мечтать и делиться этими мечтами друг с другом. Второе рождение — концерт в клубе Jam Prestige в рамках фестиваля «Звуки лета», наше первое выступление на нижегородской сцене. Стояло лето 2005 года. Перед этим буквально за пару недель слепили демо-запись, писали его на старинный Pentium-2 (там даже звуковой карты не было!) в подсобке спортивной школы среди старых велосипедов и гнилых лыжных ботинок. Эта запись — кстати, кавер на битловскую «Help!» — совершенно неожиданно для нас заняла четвертое место на питерском конкурсе легкой музыки, курируемом Борисом Гребенщиковым. Помню, что на «Звуках лета» более зрелые музыканты приняли нас в свой круг. В шестнадцатилетнем возрасте приятно быть услышанным и понятым.

— Создание клипа — тоже этап?

— Презентацию видео «Lёd 9» мы организовали сами. Разработали дизайн афиш, и сами же их расклеивали — ночью под проливным дождем, чтобы никто не заметил. К сожалению, бюджета клипа хватило только на бензин, чтобы доехать до съемочной площадки на старом «Москвиче-12», таков был наш реквизит. Платформа Шуховской телебашни использовалась в качестве съемочной площадки. Наверное, на всю жизнь запомню то холодное ноябрьское небо, темную воду Оки, снег и песок под ногами, мертвый осенний лес на противоположном берегу. Может быть, нам не удалось сделать качественное видео, но мы смогли запечатлеть нашу молодость, наше настроение и Шуховскую башню в ее первобытном величии. Презентация видео проходила в арт-кафе «Карелин». Хотя наше выступление провалилось, звука в кафе не было в принципе, в целом мероприятие прошло на ура. Народ буквально сидел на столах. Никто не ушел потому, что наша вокалистка Катя создала особую атмосферу, пропитанную энергетикой живого общения. Наверное, мы даже могли перестать играть, сложить инструменты, и этого бы никто не заметил. И «виной» тому — энергия Кати.

— Ты мог бы в двух словах охарактеризовать каждого из участников группы?

— Нас шестеро, каждый по-своему симпатичен. Мы все живем рядом, ходим друг к другу в гости, любим «Денди» и постоянно занимаем друг у друга деньги. У нас общее восприятие мира и одинаковые планы на будущее. Никогда не меняли наш состав, и, к счастью, нам никогда не приходилось устраивать кастинг. Нас даже путают друг с другом. Некоторые из нас сидели за одной партой, вместе вылетали с уроков, потом — с работы. Женя, барабанщик, летом найдет снег, а если и не найдет, то обязательно кого-нибудь заставит найти. Любит печенье, у него было три сотрясения мозга. Басист Антон — интеллигентный и обаятельный, любит читать. Пользуется огромной популярностью у женщин. Юрий — музыкальный технолог нашего коллектива, пользуется пиратскими программами собственного сочинения. Мечтает стать компьютером. Михаил — золотой голос отечественной эстрады. Родился с правами на управление автомобилем, однако не так давно после длительной погони по Дзержинску был задержан, и прав его лишили. Катя обладает уникальным тембром голоса, харизматичная, чувствительная. Она — наше вдохновение.

— А ты сам?

— Сейчас нахожусь в неоплачиваемом отпуске от института. Работаю в двух местах, ищу третье. За время подготовки новой программы сломал гитару, потерял ноутбук и лишился телефона.

«Нас занимает история СССР»

— Стиль «TINDALя» возник в один момент или изменялся в процессе репетиций?

— Свой стиль определяем как «lights». Он сложился из наших музыкальных предпочтений, а слушали мы тогда все: от советского джаза до бристольского трип-хопа.

— Песни у вас легкие, но тональность невеселая…

— Они отражают нашу жизнь. В ней есть все, и минор тоже. Если подкрепить мелодию зажигательными ритмами и интересными звуками, то обязательно захочется танцевать, и какая разница — какова тональность. К тому же, минорные мелодии запоминаются лучше.

— Невооруженным ухом слышно, что «TINDALь» любит такие группы, как «Квартал» и Luk. Это источники вдохновения?

— Luk — это вообще отдельная тема. «Люки» нас многому научили, их музыка стерла все границы для нас. Это особый источник энергии и вдохновения. Мы познакомились с ребятами на их первом нижегородском концерте два года назад. Обменялись координатами и время от времени переписываемся. Правда, инициатива к общению исходит от нас, так что мы скорее поклонники их творчества, а не друзья. Но произойти может всякое. Скажу, что полюбив «Luk», мы стали пожирать музыку целыми жанрами. Не прошли мимо диско и фанка, к примеру, Jamiroquai. В поисках крепких ритм-секций пришли к RHCP и Tequilajazzz. Наша невеселая тональность — от Radiohead и от всего, что из Англии — Lamb, Portishead, Tricky, в особенности Moloko. Но время идет, меняется музыка, меняемся мы. Сейчас у всех в плеере The Teenagers и Empire of the Sun.

— То есть тяготеете к хипстерской музыке? Как раз от двух последних групп сходят с ума сегодняшние хипстеры…

— Честно, я не слишком разбираюсь в хипстерской музыке и стиле. Но заметил тенденцию: мода всегда возвращается. Мода на одежду, музыку, визуальные образы. Нам кажется интересным время, в котором нас не было, ведь там все то, чем мы сейчас заряжаемся и восхищаемся. Музыка, в которой смешиваются старые добрые музыкальные идеи и современные музыкальные технологии, стирает временные границы. «TINDALь» старается отражать эти веяния и добавлять к ним свои идеи.

— Однако по содержанию ваши песни, кажется, совершенно безразличны к знакам времени, к социальности. Тебя действительно не волнует эта мирская суета?

— Все мы участвуем в общемировом потребительском процессе, и музыкой от этого не закроешься. Естественно, жизнь — это не только потребление, хотя многие акцентируется исключительно на этом. Для нас существует два аспекта: общество и личность. Для того, чтобы общество нормально функционировало, каждый его элемент — собственно мы все — должен заниматься тем, что ему нравится, тем, что он умеет делать хорошо, может быть, даже лучше, чем все остальные. Вместе с тем каждый человек должен саморазвиваться, иначе прогресса не будет. Поэтому, с одной стороны, мы занимаемся музыкой, потому что хотим этого и делаем её, на наш взгляд, хорошо, а с другой — мы интересуемся огромным количеством вещей: психологией и восточной философией, спортом и кулинарией, путешествиями и литературой, автомобилями и программированием. И еще нас занимает история СССР.

— Значит, песен, в которых поднимаются, общественные проблемы, мы от вас не услышим. Так?

— До сих пор мы не поднимали общественных и политических тем. Но по-другому быть и не могло, эти песни написаны достаточно давно, тогда мы были минимально вовлечены в общественную жизнь, нас не интересовало это настолько, чтобы слагать об этом песни. Наоборот, было бы смешно слушать песни школьников-ровесников о глобальных проблемах — психологии, наркомании и, уж тем более, смерти. Это в пятнадцать-то лет?! Хотя многие из тех, кто в пятнадцать лет писал о наркотиках и СПИДе, своего все-таки добились. Что ж, каждому свое… Музыка в первую очередь должна приносить радость слушателям и удовлетворение музыкантам. Наверное, Госдума и Парламент — более удачные места для выражения социальной позиции, нежели сцена.

«Химия влияет на настроение»

— Если не ошибаюсь, «TINDALь» победил на I Дзержинском фестивале «Дополнительный 38-й». Но это было года четыре назад. С тех пор вы не существенно продвинулись. Почему?

— Мы получили приз зрительских симпатий и шанс записать песню на студии «Тонмейстер». О лучшем призе мы тогда и мечтать не могли. Cейчас репетируем до пяти раз в неделю и стараемся часто выступать, но Нижний — не самый подходящий город для развития качественной живой музыки, другое дело — Самара или Екатеринбург. В Нижнем мы успели поиграть везде, где только можно. Все это время мы пытались доказать что-то себе самим, да и о каком продвижении можно было говорить, если недавно нас ругали за двойки в школе и в качестве наказания иногда не пускали на репетиции?..

— Как рождаются песни?

— Рождаются в пробках, на работе, на лекциях, в дороге. Песни появляются не в миг озарения, не за час, не за два. Возникает музыкальная идея, от которой невозможно отвязаться, и, занимаясь повседневными делами, ты раз за разом прокручиваешь какой-либо момент из песни у себя в голове. Со временем появляются конкретные фразы. В таком состоянии песня может пребывать месяц или больше. Потом вдруг понимаешь, что придумать больше нечего. И тогда уже приступаешь к написанию текста и окончательно выбираешь музыкальную гармонию.

— У всех дзержинских групп я спрашиваю: почему по числу талантливых музыкантов ваш город опережает Нижний? Есть тому причина? Химия влияет?

— Дело, скорее всего, в том, что дзержинская музыкальная тусовка изначально не такая большая, как, например, в Нижнем. Ее вообще раньше не было, а, соответственно не было и никакого влияния на молодых музыкантов и их творчество. Люди просто делали то, что им нравилось, не соотнося себя со вкусами масс, не стараясь сделать что-то «модное», то есть пошлое. А химия, наверное, влияет на общее музыкальное настроение дзержинских музыкантов. Их музыка зачастую не отличается жизнерадостностью. Как и наша, впрочем. Впрочем, мы все уже перебрались в Нижний и в Дзержинске появляемся редко. Но и здесь, скорее всего, задержимся ненадолго.

Вадим Демидов