09-08-17

Политика

Город сжимает партийный кулак

Нижегородские «единороссы» продолжают движение к переменам. Районные отделения партии захотели объединиться в единое городское. Теперь остается только прогнозировать, по кому ударит этот партийный кулак.

В мироустройстве «Единой России» Нижний Новгород всегда был особым местом — на территории работали восемь районных отделений партии, секретари держали ответ перед непосредственным руководством. В цепочке этих высоких отношений отсутствовал самый авторитетный городской «единоросс» — мэр Нижнего Новгорода. Впрочем, у Вадима Булавинова отношения с региональной «Единой Россией» тоже обычно были не самыми простыми. Стоит только вспомнить, что в партию он вступил в Москве по тамошним столичным просьбам, а не в Нижнем Новгороде. Безусловно, отсутствие партийного рычага на своей территории — это всегда минус для мэра. Особенно для мэра, у которого не самая сладкая жизнь из-за губернатора, массу времени, сил и идей уделяющего совершенствованию местного самоуправления в регионе.

Например, во втором по численности городе Нижегородской области — Дзержинске — городское отделение партии едино и находится под политическим контролем у мэра Виктора Портнова. Такой ресурс делает его позиции более устойчивыми.

До недавнего времени мэр Вадим Булави­нов, не имеющий своего лобби в региональном отделении «Единой России», если не считать отдельных сторонников в президиуме НРО партии, компенсировал упущение, плотно работая с городской думой. К слову, городской парламент в Нижнем Новгороде тоже непрост в партийном отношении. Большинство там имеют «единороссы», но партийная дисциплина всегда хромала, и в итоге все закончилось тем, что негласным вождем парламентариев стал мэр, а не партийные функционеры. Депутаты предпочли ориентироваться на Вадима Булавинова, поддерживая его в отстаивании интересов города в бюджетных, земельных, а теперь и политических вопросах. Например, сейчас городские парламентарии держат круговую оборону, отказываясь подчиниться губернаторскому тренду и внести изменения в Устав города, чтобы уйти от прямых всенародных выборов мэра. Губернатору такая депутатская любовь и не снилась. Возможно, поэтому в кулуарах Белого дома распространяется информация о давлении на городских депутатов со стороны мэра. Учитывая обычное единодушие городской думы и мэрии, в такой прессинг просто не верится.

Еще в конце прошлого года думать о том, чтобы дать в руки мэру еще и партийный рычаг влияния, было невозможно. Однако после того как позиции губернаторского влияния в региональном отделении «Единой России» ослабли, это перестало быть фантастикой. На прошлом заседании президиума политсовета НРО «Единой России» его члены пришли к решению, что не будут оказывать давление на городскую думу Нижнего Новгорода в части изменения устава, а на предстоящем, похоже, могут вложить в руки Вадима Булавинова палицу помощнее.

Мэр, загнанный в политический угол, вполне закономерно выбирает сопротивление и начинает вооружаться

Местные отделения «Единой России» в Нижнем Новгороде уже приняли решения о ликвидации и преобразовании в единое ­городское отделение партии. Шаг явно согласованный, а если учесть, что из восьми городских районных секретарей шесть являются депутатами городской думы Нижнего Новгорода, то все становится гораздо понятнее. Кстати, одним из секретарей является новый лидер гордумовской фракции «единороссов» Олег Сорокин, которого целый ряд однопартийцев упорно считает «человеком Хинштейна». В пятницу президиум политсовета НРО партии рассмотрит просьбу. Думается, что последствия вполне прогнозируемы.

Жесткая позиция партийного руководства и «шанцевцев» может быть обоснована как угодно. Другое дело — будут ли обоснования корректны? К тому же, открыт вопрос о едином городском секретаре. Мэру совершенно не обязательно занимать этот пост, да и на территориях от практики совмещения уже ушли. Тот же самый мэр Дзержинска Виктор Портнов уступил этот пост человеку из своей команды. Правда, из-за допущенных формальных и политических ошибок к дзержинскому отделению много вопросов, но это уже совершенно другая история.

Можно, конечно, предположить, что в итоге секретарем может стать не очень лояльный к мэру человек. Но сколько шансов у такого сценария развития событий? И надо понимать, что если партия одобрит создание городского отделения, то это будет означать появление настоящего монстра — отделение будет многочисленным и действительно мощным по своему составу и авторитетности его членов. Политсовет городского отделения будет очень представителен. Отличная площадка по продвижению городских интересов. Подобное приобретение дорогого стоит, и губернаторский лагерь не может этого не понимать. Впрочем, решение вопроса и его технических моментов может выйти на уровень повыше, если идея встретит сопротивление в регионе. Вообще, мэр, загнанный в политический угол отъемом полномочий, финансов, права всенародно избираться, вполне закономерно выбирает сопротивление и начинает вооружаться.

Между прочим. Своё городское отделение «Единой России» мэр заслужил хотя бы тем, что его рейтинг в городе выше, чем рейтинг партии. И ошибкой партии был отказ поставить мэра первым в списке «Единой России» на последних выборах в городскую думу. Учитывая некоторые сомнения политологов в рейтинге партии, на территории города настоящим паровозом выступает именно Вадим Булавинов. А за проезд надо платить.

Алексей Андреев