09-08-17

Политика

О дефиците буйных

или Победа лунинизма

Через год Законодательное собрание Нижегородской области будет согласовывать кандидатуру губернатора на следующий пятилетний срок. Казалось, что по мере приближения часа Х региональный парламент будет усиливать свои позиции и влияние. Но пока мы становимся свидетелями прямо противоположного явления.

Виктор ДЕМЕНЕВ: В начале 2009 года у меня сложилось впечатление, что губернатор Валерий Шанцев решил более плотно работать с Законодательным собранием. В 2008 году он не очень часто появлялся на заседаниях областного парламента. К июлю 2009 года можно констатировать, что интерес Шанцева к личному взаимодействию с депутатами падает. И его можно понять — Заксобрание выглядит очень кисло. Оно не влияет на экономическую и политическую ситуацию в регионе, а потому не несет и ответственности за происходящее. ЗC НО превратилось в Верховный совет брежневских времен, где ничего не решается, но все должно быть «проголосовано».

Юлия СУХОНИНА: Этот созыв регионального собрания не кислый, а уникальный. Он пережил страшное: переход от состояния боевого отряда элиты, которая в прошлом созыве сумела свалить губернатора Геннадия Ходырева, до шанцевого инструмента, который годится лишь для перекидывания законодательного удобрения инициативам губернатора. Согласитесь, это две крайности. Переходу способствовала утрата лидера — Евгения Люлина, ушедшего с арены политической жизни с ярлыком человека войны. А сейчас что? Сейчас все иначе. Вы песню Высоцкого помните? «Мы не делали скандала — нам вождя не доставало: настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Со спикером Виктором Луниным в региональном парламенте царят тишь да благодать. Безусловно, опытный в финансовых вопросах, с потрясающим опытом работы человек как-то удивительно поспособствовал превращению Законодательного собрания в Дом политических инвалидов, у которых все самое прекрасное и бурное позади. Сейчас редко можно услышать депутатское возражение или особое мнение. Видимо, как все в той же песне: «Тех, кто был особо боек, прикрутили к спинкам коек».

В. Д.: Ответственность за нынешнее состояние дел в областном Законодательном собрании несет, думается, его председатель Виктор Лунин. Ему очень нравится быть спикером регионального парламента. Он наверняка очень хочет оставаться в этой должности и на следующий созыв. Лунин, видимо, полагает, что если губернатор Шанцев сохранит свои позиции, то и он сможет зацепиться за свой пост. В этой ситуации Лунин говорит «белое», даже если правительство делает нечто «черное».

Что поразительно, Лунина изначально никто не считал политиком. Поэтому никто и не ждал, что при таком председателе Заксобрание будет политизированным и будет выдвигать свои претензии на долю власти и влияния. Но все были уверены, что в части бюджетных вопросов, которые всегла составляют важнейшую сферу, а особенно в кризисные периоды, Виктор Лунин будет отстаивать некие принципы, чтобы не допустить провала. Но именно здесь правительство Нижегородской области проводит рискованную и даже авантюрную политику, а суперфинансист Лунин молчит. И даже скажу больше, похоже, не позволяет высказывать депутатам все, что они думают по поводу бюджетной политики Валерия Шанцева и его вице Владимира Иванова.

Ю. С.: А что вы хотите? Шквал эмоций, девятый вал мнений и махание шашками с трибуны? Нельзя раскачивать лодку в такие времена. Война элиты против губернатора, который своими действиями, безусловно, изменил положение вещей в регионе и по­двинул чьи-то интересы, будет сигналом о неблагополучии. Мы это уже проходили — и победителей не было. Поэтому, наверное, речь идет о другой работе. Более тонкими методами.

Виктор Лунин — финансист, а не политик. Однако занимая политический пост, он забыл о необходимости быть финансистом. Депутаты не глупцы, часть из них работает уже не первый созыв, как и сам Лунин. Они поджимают губы, вспоминают о партийной дисциплине и голосуют «правильно», зачастую оставляя свое мнение при себе или позволяя роскошь высказываться на заседаниях комитетов. Безусловно, два разных спикера соответствовали своим эпохам: один вел в политический бой и проверял элиту на твердость, а другой тренирует гибкость спин парламентариев. Главное, что оба достигли успеха в этом.

В. Д.: А я убежден, что при председателе Лунине некоторые острые вопросы предлагается не обсуждать публично, на пленарных заседаниях. Возможно, такие решения принимаются на заседаниях фракции «Единой России». Но не исключаю, что и сам Лунин предлагает такое по согласованию с правительством Нижегородской области. Например, без обсуждении был согласован вопрос об инвестиционном соглашении правительства с «ГАЗом» по производству «Сайбера». Я уверен, что многие депутаты не верили в этот проект, считали соглашение мертворожденным, но тихо проголосовали. Ясно, что Лунин не хотел дискуссий вокруг третьего, июльского секвестра областного бюджета. В июне секвестр вызвал массу эмоций, нелицеприятных реплик, а в июле, когда дефицит бюджета прямо приблизился к планке в 15%, депутаты выглядели поразительно равнодушными. Хотя ситуация требует самого тщательного анализа и экстренной встречи депутатов с Шанцевым и Ивановым.

Ю. С.: Да бросьте вы, это очень удобная позиция в политическом смысле. Одобряя все шаги правительства, депутаты вроде бы становятся соучастниками процессов, а с другой стороны, если вдруг что не так, они смогут юродствовать, что доверились областным властям, хотели помочь. Не надо забывать, что наказуема у нас только инициатива, которая обычно генерируется и исходит из Белого дома, — дому Желтому остается только нажать кнопки. К тому же, не надо списывать со счетов самих парламентариев. Там, кроме оппозиции, которая борется одновременно за финансирование сельского хозяйства, приоритет социальной сферы и против курительных смесей, есть и другие шутники. Они смеют критиковать работу Административно-технической инспекции региона, прокатывать министра-аппаратчика с наградой к его собственному юбилею или говорить, что конца секвестрам не видно, хотя сам Владимир Иванов их только что лично убаюкал.

В. Д.: Отношения губернатора и председателя Законодательного собрания я сравнил бы с отношениями министра обороны и начальника генерального штаба. У начальника генштаба может быть совершенно иное, отличное от взгляда министра обороны, мнение. Но и тот, и другой обязаны найти единство взглядов на проблему. Очевидно, что губернатор Валерий Шанцев был уверен, что Заксобрание — это департамент правительства по работе с депутатами. Спикер Евгений Люлин, видимо, не был с этим согласен. А Виктор Лунин согласился и заключил с Валерием Шанцевым соответствующий договор, согласно которому губернатор всегда прав. Даже когда он не прав. И Лунин — это человек договора. Поэтому договор выполняется, а парламент этого созыва — самый слабый за 15-летнюю историю этого института власти.

Лунин заключил с Шанцевым договор, согласно которому губернатор всегда прав. Даже когда он не прав. И Лунин — человек этого договора, а нынешний парламент — самый слабый за свою 15-летнюю историю

Ю. С.: А я не считаю этот созыв регионального парламента слабым. Там есть настоящие профессионалы, да и сам Лунин, припорошенный политическими условиями, таковым остается. Другое дело, что зачастую противостоять губернаторскому катку не могут ни депутаты-одиночки, ни фракция «единороссов», ни здравый смысл, а оппозиция — малочисленна. Радует, что в период тотальной несвободы и запрета на личное мнение, оно все же прорывается в микрофоны. На самом деле мысль правительства о том, что депутаты — это что-то из сферы обслуживания и услуг, может обернуться холодком по чиновным спинам перед решением судьбоносных вопросов, которых будет много в ближайший год.

В. Д.: А я не верю, что в политическом плане Законодательное собрание может резко усилиться. В нынешнем составе нет депутата, который бы инициировал усиление политического самосознания Заксобрания. Извне на депутатов влиять можно, но это трудно. Тем более что скорее всего желающим депутатам пообещали переизбрание в следующий созыв. Но политическая составляющая, на мой взгляд, сейчас не приоритетна.

Бюджетный вопрос обострен настолько, что обо всем остальном можно забыть. Понятно, что председатель парламента Виктор Лунин будет гасить страсти. Но вряд ли он удержит тех депутатов, которые в теме. Пока пытаются расшевелить коллег только коммунисты во главе с Владиславом Егоровым. Вряд ли можно ожидать чего-то инициативного от председателя профильного комитета Александра Шаронова. С ним наверняка договорились о соблюдении закона молчания. Но если пойдет серьезный разговор, то Шаронов не удержится и выскажется. Решающим станет заседание, где областной бюджет будет секвестироваться в четвертый раз. Если и там будет тишина, то «лунинизм» победил.

Ю. С.: Забавный термин. Иногда в президиуме парламента народ сидит с такими лицами, с которыми можно только на Мавзолее в пыжиковых шапках стоять. Ни огонька в глазах, а вы — про самосознание. Мне кажется, не стоит так преувеличивать роль депутатов в секвестировании бюджета. У них даже не спрашивают, где и что подрезать, а рекомендуют одобрить предложение правительства. Роль депутатов минимизирована. Буйных вяжут к спинкам коек, как в песне, при помощи партийной дисциплины. Обсуждение вопроса на заседании фракции — и даже самые богатые личным мнением начинают держать себя в руках. Ибо все помнят, что собственные выборы тоже не за горами. Поэтому мне кажется, что пробуждение политического самосознания важнее. На фоне урезания бюджета, пробуксовки и полной остановки множества программ — тем более. Ну, кто верил, что главу региона удастся отодвинуть от регионального отделения «Единой России»? Поэтому лично я буду надеяться, что региональному парламенту, прошедшему путь от боевого отряда до шанцевого инструмента, удастся проследовать и в обратном направлении.

Виктор Деменев, Юлия Сухонина