09-08-24

Политика

Троянский конь «Единой России» или Новый приступ в битве за город

Создание городской структуры «Единой России» в Нижнем Новгороде свидетельствует о том, что партия ищет средства усиления своих позиций перед выборами муниципального уровня. Однако это средство имеет некоторые противопоказания. Еще неизвестно, что окажется хуже — лекарство или болезнь.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Если посмотреть Устав «Единой России», можно прийти к выводу, что наличие городской нижегородской организации «единороссов» абсолютно соответствует основополагающему документу. Скорее, разбивка на восемь районных структур не соответствует Уставу партии. Почему же изначально не была создана городская «Единая Россия»? Ответ прост. Когда партия власти проходила этап становления, требовалась централизация управления на региональном уровне. В большинстве регионов половина или даже большая часть членов партии сосредоточены именно в областном центре. И руководство городской партструктуры может оказаться сильнее региональной верхушки. Возникнет два центра влияния, где ни одно решение не пройдет без согласования с городским политсоветом. Ясно, что при секретаре Евгении Люлине такого двоецентрия не хотели. С приходом в Нижегородскую область губернатора Валерия Шанцева, который пытался переподчинить себе Нижний Новгород, в 2005–2008 годах это тоже было трудно себе представить. И лишь приближение выборов — а труднее всего «Единой России» приходится в крупных городах — подтолкнуло «единороссов» к централизации на городском, мэрском уровне. Замечу, что это означает децентрализацию на областном, губернаторском уровне. С моей точки зрения, такое решение могло быть принято только в Москве. Ни область, ни низы не заинтересованы в таком решении.

Юлия СУХОНИНА: Я бы сказала, что двоецентрие возникло еще до идеи создания городского отделения «Единой России». И этому способствовал уход лидера нижегородских «единороссов» Евгения Люлина. Поведение губернатора-тяжеловеса в посудной лавке регионального отделения партии повлекло большой ущерб и партизанское движение. Ну и в итоге – два центра влияния. Да, лагерь местных не так многочисленен, но у него есть связи за пределами региона, да и характеры оказались не пластилиновые. Через формирующего свое ближайшее окружение секретаря НРО Александра Тимофеева тоже вряд ли переступишь. Безусловно, официально прессе заявляется о том, что в региональном отделении партии мир, труд и вечный май, однако есть основания полагать, что это не совсем так. Я согласна, что одновременный приход мысли в головы районных секретарей о самоликвидации ради слияния в городское отделение с потерей собственной значимости вряд ли возможен. А Москва уже одобрила…

В. Д.: На партийных конференциях «Единой России» заметно, что нижегородские районные организации довольны своим самостоятельным положением. С ними вели переговоры люди из президиума политсовета. Руководители этих районных структур по должности входят в региональный политсовет. Зачем им интегрироваться в городскую организацию, самоликвидироваться в район­ном масштабе? Нет к этому оснований. Да, районы Нижнего Новгорода отвечали за результаты выборов, это налагало на председателей местных политсоветов дополнительную ответственность. Они соревновались друг с другом, с учетом, конечно, местных условий. Это заставляло их более или менее активно работать, искать собственные источники финансирования. Какие-то районы выглядели сильнее, в каких-то была плотная конкуренция с другими партиями. Например, в Советском районе — со «Справедливой Россией». Но в целом нижегородские районные структуры «ЕР» чувствовали себя комфортно. По крайней мере, большинство из них. Что будет сейчас?

Все районы будут выравнивать по финансированию, по мероприятиям. В итоге будут и потери — заглохнет инициатива снизу. А зачем упираться, если ответственность за результаты на выборах придется делить с городским политсоветом? Я уверен, что снизит обороты отделение Ленинского района, где де-юре командует депутат городской думы Надежда Мельникова, а де-факто депутат ЗС НО Вадим Жук. Неинтересно ему будет неутомимо работать на город, на мэра Вадима Булавинова.

Ю. С.: Не надо забывать, что условия меняются. И например, блаженствовавшие обычно автозаводские партийные функционеры, любящие административный ресурс, сейчас узнали о втором конце палки. Экономический кризис, накрывший автомобилестроение, ударил и по районной ячейке, которая обычно полагалась на дружное голосование работников Автозавода. Будут ли теперь работники так дружно голосовать? С новыми реалиями, такими неприятными в преддверии городских выборов, необходимо справляться, и именно на городском уровне, без самодеятельности. К тому же, было бы здраво сохранить внутри городской структуры ту же разбивку на районные организации, сохранив положение бывших секретарей в региональном политсовете, не лишая их функционала. Просто теперь президиум политсовета будет общаться не с восемью секретарями, а всего с одним. И самая большая интрига — кто же станет этим секретарем? Кто возглавит огромное отделение, в котором состоит весь цвет нижегородской «Единой России», столь же многочисленное и влиятельное, сколь и проблемное? Еще не забылся тот неприятный для партии власти результат, который получила на выборах в городскую думу «Единая Россия» осенью 2005 года — всего 27,34% голосов избирателей. В то время как избиравшийся мэром в тот же день Вадим Булавинов получил свои 77%. Он не возглавил тогда партийный список и превосходно обошелся без него. Поэтому реплики о том, что если отдать городское отделение партии Булавинову, тот станет тяжелее в политическом смысле, несколько некорректны. Это партия была бы тяжеловеснее, если бы ее городское отделение возглавил мэр. К тому же, 2005 год был все же благоприятнее, чем нынешние кризисные времена, которые могут повлиять на политический выбор граждан.

В. Д.: А я согласен, что на первый взгляд происходящее выгодно городским властям: централизуется нижегородская партийная организация, устраняются очаги партийного сепаратизма в Нижнем Новгороде. Но кроме отмеченных ранее минусов, я бы отметил еще один. В нынешней системе власти даже Кремлю и федеральному руководству «Единой России» трудно обозначить фигуру, которая бы намечалась на смену действующему главе областного центра. В этом плане пост руководителя городского политсовета «Единой России» будет прозрачным намеком на то, что этот секретарь в ближайшем резерве. Сейчас даже в крупных городах все политическое пространство зачастую занимает одна фигура — действующий мэр. Понятно, что в нынешних условиях партийная власть не является реальным противовесом исполнительной власти, как не является им и законодательная власть. Но все же возникает маневр для проведения операции «Преемник» на городском уровне. Туда можно ставить человека на вырост.

Поставят на нижегородский городской политсовет человека не из обоймы Вадима Булавинова. Мэру от этого ни горячо, ни холодно. А завтра этот человек с партийной позиции может стать главой Нижнего Новгорода.

Ю. С.: Думаю, что воплощение такого замысла надо было проводить раньше, чтобы успеть к выборам. А вдруг назначение городского секретаря пройдет не быстро и полюбовно? Стоит вспомнить, как долго решался вопрос с региональным секретарем. Да и число заинтересованных в процессе сторон по-прежнему больше единицы.

В принципе, можно предположить, что подобный механизм, который навскидку так выгоден мэру Вадиму Булавинову, может оказаться троянским конем. То есть может быть, секретарем станет действительно не сам действующий мэр и не его человек. И окажется, что вся затея служит лишь одной цели, главной для губернатора, — взять город.

Валерий Шанцев обломал все зубы о Нижний Новгород. И если отъем полномочий и функций со скрипом, но шел, то вот реформа местного самоуправления застопорилась — мэр засунул в маховик губернаторских идей клин в виде городской думы, депутаты которой не желают изменять устав так, как это надо главе региона. Фракция «единороссов» в городской думе, конечно же, есть, но они даже во сне не видели партийную дисциплину. Иначе слово губернатора было бы для них священно. Шесть секретарей районных отделений — депутаты городской думы, а встречи главы региона с городскими парламентариями ни к чему не приводят. И построить сразу восемь секретарей оказалось трудно.

И вот прогубернаторский секретарь городского политсовета может оказаться тем самым клином, которым вышибут клин мэра. То есть этот человек станет инструментом для отъема влияния Вадима Булавинова на городскую партийную элиту, на городской парламент. При условии, что человек будет достаточно авторитетен и деятелен, он смог бы потягать одеяло депутатских пристрастий на себя. Зато у регионального лидера «единороссов» Александра Тимофеева будет возможность продолжить формирование своей команды. Словом, заинтересованных много, ситуация неоднозначная, как на нее ни взгляни.

В. Д.: Но если смотреть на все это в государственном масштабе, то такие решения рискованны. Во времена КПСС не было российской организации Коммунистической партии, хотя были все другие республиканские компартии в СССР. Почему? Российская компартия, составляя больше половины КПСС, перетягивала бы на себя власть от Политбюро ЦК КПСС. Только во времена смуты КПСС шла на создание российских структур — при Хрущеве было одно время Бюро ЦК по РФ и при Горбачеве появилась российская компартия. А в стабильные сталинские времена за одну только мысль о российской компартии ликвидировали «группу ленинградцев». Тогда люди хорошо понимали, как удержать власть.

Возникает вопрос: в «Единой России» дела так плохи, что они на уровне субъектов Федерации допускают борьбу за власть между региональным политсоветом (аналог КПСС) и городским (аналог РКП)? Всякие аналогии хромают, но задуматься над ними стоит. Даже если на пороге очередные выборы. Перед нами и пример системных противоречий между губернаторами и мэрами, когда территория областного центра находится в двойном подчинении. Вот сейчас ссылаются на советские времена, когда были и секретарь обкома КПСС, и секретарь горкома КПСС. Но как решался этот вопрос в сталинские времена? Первый секретарь обкома одновременно являлся и первым секретарем горкома областного центра, а второй секретарь горкома, фактически руководивший городской организацией, был также вторым секретарем обкома. Потом это нарушили, и зря.

А может быть, это очередной шаг в установлении системы сдержек и противовесов между губернатором и мэром даже ценой внутрипартийной стабильности в «Единой России»? В любом случае, это очень противоречивое решение, из которого следует, что в «Единой России» есть серьезные проблемы.

Ю. С.: Ну почему же сразу проблемы? Просто это бурная партийная жизнь. Это политическое лето вообще выдалось жарким — и сейчас нам обещано новое состязание по перетягиванию внутрипартийного влияния. Тимофеев, кстати, уже заявил журналистам, что видит некоторую кадровую проблему: мол, достойных слишком много, а партия нуждается только в самых лучших. В общем, будет интересно, и места в партере, думаю, уже заняты.

Виктор Деменев, Юлия Сухонина