09-08-31
Политика
В Нижнем Новгороде возможно все
До последнего времени много раз утверждалось, что городскую думу Нижнего Новгорода невозможно убедить принять решение об отказе от прямых выборов главы города. Однако один источник, имеющий влияние в регионе, сообщает как о деле решенном: выборы в Нижнем Новгороде пройдут в марте, а не в октябре 2010 года, к тому же мэр будет избираться на городской думе. Учитывая, что политика, по определению, делает возможным невозможное, критически посмотрим на прежние доводы и проанализируем, что может способствовать отказу нижегородской элиты от прямых выборов мэра Нижнего Новгорода.
C корее всего, отказ от прямых выборов глав МСУ — это решение федерального руководства, как государственного, так и партийного. По крайней мере, в отношении регионов и городов Нижегородской области, а также Нижнего Новгорода. Что касается областного центра, то, видимо, как раз с этим и связано создание нижегородского городского отделения «Единой России». Не исключено, что в Москве был проанализирован опыт муниципальных выборов в Нижнем Новгороде в 2005 году и сделаны определенные (правильные или нет — это другой вопрос) выводы. Что было тогда? В 2005 году действующий глава города Вадим Булавинов был занят своей выборной кампанией, в паровозах партийного списка не значился. В итоге, у Булавинова все было в шоколаде, а «единороссы» практически провалились. Какие предложения тут напрашиваются? Прямые выборы мэра отменить, действующего главу поставить во главе списка и пусть работает на «Единую Россию». Покажет результат — будет главой МСУ или сити-менеджером, не покажет — на заслуженный отдых со всеми полагающимися почестями, вплоть до исключения из президиума политсовета. Отсюда можно сделать вывод — Москва вполне заинтересована в такой схеме. Тем более что крупные города явно стали слабым местом партии власти. А раз за такими предложениями стоят Кремль, Старая площадь и высшие органы партии «Единая Россия», то невозможное может оказаться и возможным.
Теперь обратим внимание непосредственно на депутатов городской думы Нижнего Новгорода. До последнего времени практически все они высказывались за прямые выборы главы города. Это и понятно. Другая точка зрения могла вызвать только раздражение главы города со всеми вытекающими последствиями. Такое можно было рассматривать только как выпад лично против Вадима Булавинова.
Совсем другое дело, если рекомендация отменять всенародные выборы главы города поступила сверху. Тогда на эту тему можно разговаривать более спокойно. И становится понятно, что депутатам политически выгоднее участвовать в выборах главы МСУ непосредственно. Не факт, что это резко повышает статус и возможности депутатов (пример Законодательного собрания Нижегородской области в виде шанцевого инструмента перед главами), но почему бы пять минут и не побыть суперкрутыми, пока идет тайное голосование?
Скорее всего, результат голосования предопределят депутаты городской думы, прямо или косвенно связанные с «Единой Россией». Москва предложит кандидатуры главы МСУ и сити-менеджера. «Единороссов» соберут, напомнят о партдисциплине и скажут, что есть мнение голосовать хотя и тайно, но консолидировано. Бюллетени незаметно пометят, и будет понятно, кто пошел против линии партии.
Как уже говорилось, коммунисты будут против. Для них защита прямых выборов мэра — это лишний повод указать, что «Единая Россия» свертывает права граждан избирать и быть избранными.
Александру Бочкареву из «Справедливой России», скорее всего, хотелось бы поучаствовать в выборах мэра Нижнего Новгорода. Но в Москве «единороссы» и «справороссы» могут найти по этому поводу общую точку зрения.
Теоретически, новая схема выборов оказывается неудобной только для одного депутата — председателя городской думы. В данном случае для Ивана Карнилина. Обычно руководители представительного органа власти не тянут на главу МСУ и не являются претендентами на пост сити-менеджера. Поэтому в новой схеме городской власти у Карнилина много шансов остаться лишним. Поэтому приходится обменивать согласие на некие отступные должности в полпредстве президента или в крупном холдинге.
Отсюда вывод: если депутатам посулить места в городской думе Нижнего Новгорода следующего созыва, то и невозможное становится возможным. Чистая и светлая идея сохранения прямых выборов главы города — это хорошо, но жизнь ставит вопросы иначе. Ведь с идеалами расставаться не так и сложно?
Теперь о ключевой фигуре в этой политической игре — действующем мэре Нижнего Новгорода Вадиме Булавинове. Если у него есть своя политическая команда, которая частично располагается засадным полком и в гордуме, то вопросов нет. Изменения в устав Нижнего Новгорода по схеме выборов главы внести будет трудно. И вот тут возникает вопрос: а есть ли такая команда у Вадима Евгеньевича в нынешнем городском парламенте? И кто эти нижегородские шахиды?
Я как-то насчитал 16 или 17 депутатов гордумы, на которых вполне может надавить областная власть. Это народные избранники, которых область уговорит без применения ресурса Москвы. И это число может вырасти при использовании этого ресурса. А сколько депутатов будут за сохранение прямых выборов, даже если столичный кремль даст распоряжение? Мы пока не рискнём назвать их точное число.
Конечно, по правилам политической игры лично мэр Нижнего Новгорода согласится с любым решением федеральной власти. Ему же в первую очередь и поручат выполнять распоряжение центра. Сможет ли он в этой ситуации доказать, что возможное невозможно? Есть большие сомнения. Поэтому, скорее всего, Вадим Евгеньевич активно включится в игру против себя, постарается возглавить список «Единой России» на выборах депутатов городской думы Нижнего Новгорода и будет ждать директив из столицы по своей участи, находясь, так сказать, в распоряжении Москвы.
Понятно, что Кремль, Старая площадь и федеральное руководство «Единой России» вряд ли играют против действующего мэра Нижнего Новгорода. Им нужен результат партии власти в одном из крупнейших городов России. Примерно так же размышляют в областных структурах «Единой России». А у тайных и явных оппонентов Булавинова, конечно, есть свой интерес во всем этом. Что касается прямых выборов мэра, то Вадим Евгеньевич их выиграет, и процент голосов будет интересен только самому Булавинову и политическим статистам.
Совсем другой вопрос — какой процент голосов даст «Единой России» глава Нижнего Новгорода в качестве паровоза (вероятность того, что партийный список «единороссов» возглавит кто-то другой, в том числе губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, близка к нулевой отметке). Какой-то цифровой результат могут рассмотреть как успешный, какой-то — как удовлетворительный, какой-то — как провальный. Тут могут возникнуть те или иные возможности для подкопа под Вадима Булавинова в свете его политических перспектив.
Видимо, у некоторых есть надежды, что действующий мэр Нижнего Новгорода соскользнет в пропасть сам в марте 2010 года. Тогда и вопрос согласования губернатора Нижегородской области в августе следующего года будет решаться в менее напряженной обстановке. Ведь Валерию Шанцеву всегда кто-то мешает. А тут, мол, он теперь развернется в Нижегородской области так, что только держитесь. Что ж, и такое невозможное возможно. Хотя вряд ли.
Виктор Деменев