09-09-07

Культурный слой

«Воевать с артистами — дело непростое»

На протяжении последней недели новость о протесте актёров ТЮЗа периодически выходила в топ главных тем блогосферы. Мы выбрали лишь некоторые реплики из нескольких тысяч постов и комментариев

numitorum: Самое главное — у артистов была необходимость донести и обосновать свою позицию. И именно в этом, уже очевидно, им препятствовали «руководители от культуры», пытались пугать прокуратурой, искажали факты. И эта задача (донести и обосновать) теперь точно решена, и именно это позволило приостановить голодовку, т.е. в данной ситуации, на секундочку, — спасти людям жизнь. Именно приезд комиссии разомкнул «информационную блокаду», иначе на уровне нижегородских властей, похоже, им бы спокойно позволили умирать. Актёры отстояли свое право быть услышанными. Слава Богу. Дальше уже встают следующие вопросы: разделят/не разделят театр и как это возможно, какие будут приниматься решения по самому предмету конфликта — факту такого «внедрения» такого художественного руководителя (по его позиции во время текущих событий мне, похоже, становится понятно, почему артисты пошли на такой серьезный риск), сохранится/не сохранится наработанная театром уникальная культурная ситуация. Все это начнет проясняться в самое ближайшее время. И также прояснится, будут мстить (преследовать актеров) или не будут, а если будут, то как. Всё будет видно. Самое главное на сегодня — все живы. Но в связи со сложившейся ситуацией, конечно, начинает возникать масса вопросов. То, что в течение шести дней не хотели слушать голодающих людей, — это уже факт. И при этом пытались дискредитировать их позицию. И те, кто это делал, похоже, хорошо понимали, что они делают, и делали это весьма согласовано. Не хочется об этом думать, но ситуация про что — про рыбу и голову? Она и есть та самая вертикаль власти? Или это отдельные искажения в отдельно взятом городе? Городе N. Перегибы на местах? Возникает масса вопросов. И также возникают другие вопросы, как бы в наше время и не самые жизненно необходимые: что такое подлость и что такое честность (хотя, похоже в данном театре разделение начнется именно по этим, совершенно не определяемым приборами качествам); что такое совесть и, может, гораздо выгоднее ее не иметь. И где заканчивается «служить» и начинается «прислуживать». И многие ответы, похоже, очень скоро начнут появляться.

harlamov_lev: Когда думаешь обо всём этом круглосуточно, читаешь в инете бесконечно, то кажется, что весь мир переживает вместе с тобой. А потом выходишь на улицу, говоришь с людьми, а они… знать ничего не знают! И это те люди, которые хотят знать о театре, о ТЮЗе, которым интересен театр! Нет! Ничего не знают. В Нижнем!

ol7gun7ka: Да, часто говорят: голодают??? Ну так они сами на это решились… Часто сравнивают актеров с офисным планктоном, который взбунтовался против начальника… Часто просто плюют на ситуацию… Обидно… Просто эти актеры не пропадут, найдут другую работу… Если их отобрал Кокорин, значит, они реально талантливы и теперь борются не за свою карьеру и теплое местечко, а по сути за то, чтобы МЫ смотрели хорошие спектакли, чтобы МЫ знали, что такое хороший театр в нашем затхлом болоте

ase4ka_so: У меня такое ощущение, что их не слышат. Я так полюбила ТЮЗ в последнее время, что если вот этого самого ТЮЗа не будет — мне это категорически не нравится…

numitorum: Театр — не завод по производству швейных машинок. И баланс между «управлять» и «направлять» в творчестве имеет огромное значение. Где необходимо требовать, а где уже надо договариваться. Творчество, конечно, можно сымитировать, но результат будет сильно иной. И последствия для зрителя разные. И, насколько я понял, актеры совершенно открыто сообщили новому (но им хорошо известному) художественному руководителю, что они его знают и поэтому не готовы с ним работать. А судя по тому, что театр уже заявил о себе как об интересном, успешном, творческом — то этот «отказ» пришел от вполне нормальных, вменяемых людей. А в данном случае, как я понял, хотят именно заставить. Поскольку сначала явно не слушали, а когда начали слушать — явно не захотели услышать.

Я предполагаю две причины конфликта:

1. Либо это амбиции дурного «барского» самолюбия: «Как я сказал, так и будет». Собственно, любой ценой — то есть здоровьем и риском для жизни других людей. Ну есть люди, которые других людей не любят. Очень. Или (кстати, вполне возможно) это милый, добрый человек. Просто в дурном расположении духа. И это пройдет.

2.Театр снова должен начать выдавать «идеологически правильную продукцию». Тогда снова «мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». И тогда все довольно грустно. Во всей этой истории еще надо не «подставить» главного режиссера, поскольку администрация, похоже, очень хочет свести все к банальному «производственному конфликту». Или могут обвинить (если все-таки не захотят услышать), что вы истерики и/или создаете конфликтную ситуацию в городе к 1 сентября.

Но сам факт, что есть люди, которые готовы пойти на серьезный риск, чтобы сохранить уважение к себе, к людям, к творчеству — это сильно. Это как-то большая нынче редкость.

lifanov_l_bpyc: Вообще поразило хамское отношения журналистов телекомпании «Волга» и в частности Александра Резонтова, задыхающегося от «праведного» негодования. Журналисты «Волги» показали себя мегапрофи — столько субъективности, огульных обобщений, передёргивания и нелепых выводов, что засомневаешься, не вернулись ли мы в застойные годы. А самая главная ошибка всех этих «деятелей» — то, что они перепутали театр с детским утренником, заявляя, что не «нужны нашим детям такие пошлые спектакли». Эх, как-то всё в Нижнем тухло.

dubkler: «Самое неприятное, что исходная ситуация типична для государственного театра в принципе в нашей стране. Чем угодно руководствуются чиновники разных уровней, только не соображениями, стимулирующими творческий процесс. Порой складывается ощущение, что чем процесса меньше, тем все вторичней и покладистей, тем и лучше: ну подумаешь, два спектакля в одних декорациях — чего придираться-то, кто рассматривает? Но обычно внутренний бунт и протест «творческих работников» сопровождаются бессилием и безнадежностью за неимением альтернативы. А актёры, раз знают, за что конкретно, а не только против чего, борются, образцово-показательны в своем поступке. Странен товарищ, которого назначили, — почему же он сам, взирая на происходящее, не умоет руки?

_evelin_: Думаю, закончится все тем, что туда вернутся бездарные, но мегазаслуженные деятели нижегородской культуры, половина труппы уйдет, в театр снова будут загонять детей по абонементам, а критиков — по дружбе с худруком. Жаль. Очень жаль. Я думала, что «Король Лир» и «Калека с острова Инишман» будут началом нормального репертуара, а они оказались концом. Как и следовало ожидать, нижегородским телеканалам надавали по шапке за общение с «опальными» актерами, а Симакин под эгидой детскости возрождает в театре свои спектакли для взрослых. Как хорошо, что я ушла с ТВ, хоть не так стыдно… Михаил Михайлович Грошев, Вы много сделали для нижегородской культуры на посту директора культурного департамента! Сергей Кириенко строил храмы и превратил Дивеево в культурный центр, Валерий Шанцев запомнится потомкам тем, что построит метромост. А Вы убиваете как минимум один ­театр.

istopnik_pruzhnin: Я что-то не пойму: если мне не понравился мой начальник по причине того, что он смотрит на мою работу не так, как я, я, что, должен весь свет об этом оповестить? Да к тому же мой начальник имеет такое же точно право смотреть на мир и вещи в нем по-своему… Если мне что-то не нравится, я найду другую работу и другого начальника…

epoch_wave: Если по посмотреть на ситуацию объективно и сухо, мы имеем следующее. Начальник — это менеджер, так? Он отвечает за эффективность и продуктивность работы коллектива, так? Если две трети коллектива не хотят с ним работать, открыто об этом говорят, то, по твоему сценарию, это означает остановку рабочего процесса, уход этих двух третей, набор новых. И каков КПД такого исхода? Если учесть, что а) до момента прихода НОВОГО начальника, работа кипела, работники радовались, предприятие восстало из пепла, б) сам начальник — объективно спорный персонаж, оценить профпригодность которого не составит труда по элементарным десяти минутам видео общения с коллективом, выложенным в свободном доступе. Не проще ли оставить коллективу лидера, за которым они хотят идти? А есть ещё и пункт «государство-человечки». Гражданами я нас назвать не могу. Не такие мы. Электорат и человечки. Всё. Так вот государство теперь указывает актёрам, с кем им лучше играется. А почему? Кто дал право товарищу Грошеву решать за Фирстову или Козлова, с кем им работать? Это же бред! Почему государство считает себя вправе отбирать у семьи актёров (с пятимесячным ребёнком на руках) жильё на следующий день после того, как ребята высказали свою позицию на встрече с министром? Что это за мелкая месть?

Вот она — гниль. Бюрократическая гниль ошалевшей от осознания собственной значимости власти. Они запугали всех. У них есть ресурс. Только почему-то ресурс — это не рычаги УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ, а сплошные красные кнопки и предупредительные выстрелы в воздух. Но и в воздух они стреляют, как выясняется, не холостыми и целясь.

istopnik_pruzhnin: Почему «интеллигенция» за актеров мне ясно. Мне непонятен способ. Уволься 2/3 актерского состава, думаю, новому руководителю не сладко бы пришлось. Голодают те, чьи права нарушены, а нарушения прав как такового нет. Думаю, у них есть трудовой регламент в заведении, в котором вряд ли написано, что художественный руководитель выбирается голосованием актерского состава. Если быть последовательным, то надо защищать права. У начальства есть право назначить, кого им вздумается, согласно регламенту. Если мы хотим чтобы в этой стране что-то работало, надо соблюдать права. А пустые препирательства ничего, кроме агрессии, не создадут. 2\3 актерского состава могут создать собственный театр на коммерческой основе, да еще с такой предысторией. Хотя, кстати, не удивлюсь, что когда их из больничек повыпускают, они так и поступят.

ol7gun7ka: Для меня ситуация с голодовкой стала проясняться. Она не может быть разрешена по единственной причине. Люди борются за разные вещи! Актеры твердят про искусство, детей, театр, культуру и прочее. Чиновники борются только ЗА БАБЛО! Нет у чиновников в данном конфликте других мотивов, нет!!!

Тот ТЮЗ, который был, невыгоден тем, кто у кормушки: детские спектакли на малой сцене и так денег не приносят, а театр еще помогает каким-то непонятным художникам, литераторам, «ZOOпаркам»… Все рокировки в руководстве театра нужны, видимо, исключительно для того, чтобы проводить свои финансовые махинации: сдавать театр в аренду, продавать рекламные площади, а может, и громадину какую построить, как это было пару лет назад на территории при театре. Для того, чтобы сдавать театр в аренду, не нужны ни хорошие режиссеры, ни хорошие актеры. Нужны только покладистые руководители.

Поэтому актеры могут бесконечно доказывать, насколько ужасен новый худрук, но если деньги уже поделены, то отмены назначения можно даже и не ждать.

Что делать актерам? Мне видятся два варианта.

1. Надеяться, что вмешается кто-то сверху, кто в состоянии оценить ситуацию объективно и кому плевать на эти поделенные миллионы.

2. Как только начнется финансовый шахер-махер с разбазариванием ТЮЗа, писать в прокуратуру, созывать независимую комиссию, приглашать аудиторскую проверку; сейчас ничего не доказать, не пойман — не вор…

Мне искренне жаль, что все так, что кругом бабло, хотя очень надеюсь, что я ошибаюсь.


открытые письма

«В театре надо быть Дон Кихотом»

Вячеслав Кокорин, бывший худрук ТЮЗа, ЖЖ-сообществу tyuz_golodovka:

«Это маразм! Симакина нельзя подпускать к театру вообще! К детскому в особенности!!! Впрочем, как и его друзей из труппы. Это как старыми гнилыми овощами людей кормить. Страшнее ЦИНИЗМА ничего на театре не бывает. О гнилой ситуации в театральном Нижнем Новгороде надо отдельно думать. Вы всё равно выиграли, потому что ВЫ всему миру показали и свою честь, и совесть, и дали всем рассмотреть чиновничью мразь, которая правит и будет в театре собирать людей. Вряд ли они долго ещё будут хороводить, но сегодня они выиграли и… многим виднее стали. Спасибо ВАМ. И простите меня, что в эти дни был не с Вами».

Олег Лоевский, арт-директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр»:

«…Воевать с артистами дело непростое. Как воевать с клерками — понятно. С офисным планктоном — тоже. А с артистами непонятно — они люди эмоциональные… Точку возврата они уже прошли, и сейчас это огромный скандал <…> Я боюсь, что все войны в процессе битв, побед и поражений теряют смысл, из-за чего они начались <…> Уйдут одни режиссеры, придут другие — лучше или хуже, но разбитых частей уже не склеить».

Павел Грязнов, артист АМДТ-Театр Европы, Санкт-Петербург:

«Стыдно, больно и ужасно противно видеть и жить в том беспределе, творимым с гражданами нашей страны «правящей элитой». Сколько же еще власть на всех уровнях будет передаваться по наследству, по дружбе, по интересам, за безналичный расчет? Закончится ли когда-нибудь в России преемственность? Будет ли когда-нибудь россиянин сам решать свою судьбу? По-честному, без принудиловки, без «ты мне — я тебе»? Без оглядки по сторонам? Эта «маленькая трагедия», как лакмусовая бумажка в масштабах нашей необъятной Родины.

Страшно видеть, как ощетинившаяся, как дикобраз, посредственность, поправ все правила приличия и законы Божьи, и человеческие, во власть, в искусство лезет напролом. Театр в целом сейчас проживает не лучшие времена. Вынужден быть скорее продуктом производства, нежели решать художественные цели и задачи. Зачастую сложные и не всегда материально оправданные. Но разве не в том цель настоящего искусства, чтобы заниматься им опять же по-честному, потому, что невозможно им не заниматься? Не могу молчать!!! За настоящее надо бороться — это намного больше, чем в тихом омуте мелкой рыбешкой плавать. В театре надо быть Дон Кихотом».