09-09-14

Политика

Регион познается в сравнении

Нам часто говорят, что мы живем в мире конкуренции. Между собой конкурируют личности, фирмы и даже регионы. А вот информации, как выглядит Нижегородская область в этом соревновании с другими субъектами Федерации, с кем чаще всего пересекаются интересы, явно недостаточно. Поэтому зачастую мы не можем объективно оценить — динамично развивается Ниже­городская область или нет, туда она ведёт или мы движемся неверной дорогой под руководством товарища Шанцева? Попробуем хоть чуть-чуть восполнить этот информа­цион­но-аналитический вакуум.

Принято считать, что круче и грознее Шанцева быть нельзя.


Калужский губернатор Артамонов проехал по своей области, посмотрел как идут дела в муниципалитетах и… поменял двух глав администраций. У нас же, например, годами ведутся разговоры о неудовлетворительной работе главы Краснооктябрьского района — и ничего

Чем мы похожи…

Известно, что Нижегородская область активно боролась с Калужской областью за проект по строительству завода, производству легковых автомобилей «Пежо–Ситроен». Менее известно, что у этих двух субъектов еще несколько раз возникал конфликт интересов. Например, по реконструкции местных аэропортов с участием правительства города Москвы. Несмотря на разные масштабы Нижегородской и Калужской областей, их нахождение в разных федеральных округах, логично сопоставить их развитие. Тем более что на уровне деклараций у Нижнего Новгорода и Калуги очень много общего.

И Нижегородская область, и Калужская позиционируют себя не просто как промышленные регионы, но и как субъекты Федерации с бурно развивающейся индустрией, обрабатывающими отраслями. Так, Нижегородская область в 2006–2008 годах планировала рост валового регионального продукта за счет промышленности в 108%, а Калужская область в прошлом году стала лучшей по темпам роста промышленного производства среди всех регионов Российской Федерации.

И там, и здесь декларируется дружелюбная политика по отношению к бизнесу, активная работа по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, обозначен путь инновационного развития регионов. И в Нижегородской, и в Калужской областях разработаны стратегии развития регионов. В Нижегородской до 2020 года, а в Калужской аж до 2030 года. Совпадения есть даже в определенных элементах. Так, в обоих регионах поощряется благоустройство в муниципалитетах, год от года увеличиваются расходы на физкультуру и спорт.

Но есть и различия. Когда компания «Стратегика» в начале 2006 года формировала Стратегию развития Нижегородской области до 2020 года, ее специалисты говорили о том, что важнейшим фактором является эффективность управления регионом. И тут мы видим очень разные тренды у губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и его калужского коллеги Анатолия Артамонова…

…и чем различаемся

Принято считать, что круче и грознее Валерия Шанцева быть нельзя. Но давайте посмотрим на дела, а не на слова и жесты. В недавнем интервью «Бизнес-журналу» Анатолий Артамонов рассказывает, что в Калуге подчас принимаются жесткие кадровые решения. Он проехал по области, посмотрел как идут дела в муниципалитетах и… поменял двух глав администраций. У нас же годами ведутся разговоры о неудовлетворительной работе главы Краснооктябрьского района, и что в сухом остатке? Ничего.

Необычайно требовательный губернатор Нижегородской области постоянно наращивал бюрократический аппарат регионального правительства, придумывая все новые и новые министерства (жилищной политики, внутренней политики). Дело дошло до строительства нового Дома правительства на территории Кремля. Прямо противоположным способом действовал калужский губернатор. Как только Артамонов почувствовал, что надвигается кризис, он (за год до его начала!!!) на 38% сократил численность госслужащих в области. Тем самым он сэкономил на расходах по содержанию управленческих кадров. Отнюдь не брутального вида Анатолий Артамонов взялся за эту очень болезненную операцию и все-таки осуществил ее.

Кто-то может сказать, что Шанцев бережно относится к кадрам, а Артамонов — нет. Ничего подобного. Просто наш губернатор — это «царь чиновников», а калужский глава делает ставку не на количество, а на качество. Вот что говорит Артамонов в упомянутом интервью «Бизнес-журналу»: «Я стараюсь окружить себя умными людьми. Они есть, слава Богу. А главное — они растут и развиваются».

Губернатор Шанцев у нас рассуждает иначе: «Я не могу надеяться, что состав у нас качественно обносится, потому что никто из других регионов не приедет, не будет на нас работать. Поэтому моя задача — правильно распределить людей, которые есть». Что ту можно выделить? Поиском перспективных кадров, их продвижением никто не занимается. Тасуются старые районные элиты. Да и в правительстве Нижегородской области все кадровые решения — это извлечение экс-руководителей из нафталина (Ольга Сулима, Александр Цапин, Михаил Грошев, Владимир Лебедев и другие). Кроме того, подход к кадрам у губернатора, как в пополнению хоккейного клуба «Торпедо»: набрать легионеров и дать сиюминутный результат. Но ведь управление — это не спортивное соревнование. Разве это может быть не понятно?

Ну, Артамонов считает, что «кадры — это, безусловно, очень важно», а Шанцев в кадровых вопросах не силен. Но это полбеды. Смотрят ли они на себя в зеркало? Вот что говорит по этому поводу калужский глава: «Я считаю, что лучше уйти раньше, чем позже. А еще лучше — на пару лет раньше, чем на два дня позже. Я вовремя сориентируюсь. В этом можете не сомневаться. Но сейчас в этом плане для меня главное — подготовить себе замену. Страшно, если придет кто-то чужой и, извините, раздербанит все, что сделано. Еще в 2000 году, когда меня спросили, какую главную цель я перед собой ставлю, я сразу сказал: „Подготовить себе замену”».

Слышали ли вы что-то подобное от 62-летнего Валерия Шанцева? Нет. Ни о каких заменах он и не думает. Как-то он говорил, что замены себе не подготовил (не повезло!). Шанцев только и напирает на то, что хотел бы отработать еще один пятилетний срок в Нижегородской области. То есть до своего 68-летия. Я уверен, что Валерий Павлинович и в 2015 году будет держаться за руководящее кресло руками и ногами, утверждая, что ему чертовски хочется поработать и что у него крепкое рукопожатие. Ведь Юрию Лужкову за 70, а он все у рычагов управления. Мы, думается, еще повозимся с проводами Валерия Павлиновича…

Когда ручной режим бессилен

Допустим, Шанцев — это не нижегородский Леонид Ильич, а местный Дэн Сяопин. Тогда он, может быть, дает результат ­лучше, чем у Артамонова? Оказывается, нет. В Калужской области после супербурного развития в 2008 году (лучшие показатели по России), в 2009 году пока наблюдается рост к росту. По итогам трех месяцев нынешнего года рост промышленного руководства в регионе составил 15%. Только потом началось снижение общих экономических показателей. В итоге за пять месяцев увеличение составило 7%. Фактически, кризисные явления в Калуге начались в… апреле 2009 года.

А в Нижегородской области спад начался задолго до кризиса, а именно с января 2008 года. Сейчас же у нас показатель индекса физических объемов производства 67% по сравнению с прошлым годом.

В Нижегородской области только говорили о кластерном развитии, например, в автомобилестроении, а в Калужской области кластер реально создали: «Фольксваген» (объем инвестиций 750 млн евро), производство автомобильных запчастей и комплектующих «Магна-Технопласт» (25 млн евро), завод по сборке грузовых автомобилей «Вольво Восток» (92 млн евро), «Пежо–Ситроен» (300 млн евро)… У нас же автомобилестроение как раз и оказалось локомотивом экономического спада.

В Нижегородской области культ ручного управления промышленностью в уже упомянутом стиле совнархоза. В Калужской области Анатолий Артамонов является принципиальным противником ручного управления предприятиями. Он старается не вмешиваться в дела бизнеса: «Заставить работать одно предприятие в ручном режиме, конечно, можно. Но в целом невозможно всем приказать: «Работать! Не останавливаться!».

У нас и так более глубокое (как на Украине) падение в промышленности, потому что с 2005 года предприятиям диктовали и объем налогов, и рост заработной платы в отрыве от реальных экономических показателей.

О чем это говорит? Губернатор Шанцев, в отличие от губернатора Артамонова, ведет регион в светлое завтра вчерашними методами. Понятно, что это в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе контрпродуктивно. Отсюда и надо делать выводы по теме «Шанцев-2010», понимая, что есть и другая, более продуктивная линия, реализуемая, например, в Калужской области.

Виктор Деменев